Слайд 1Презентация на тему: «Психологические основы методов воспитания»
Презентацию выполнила студентка группы МИ-111
Пуличева Светлана Алексеевна.
Слайд 2План:
Понятие и сущность методов воспитания
Приемы воспитания
Принципы закономерности воспитания
Основные теории и подходы
к воспитанию
Слайд 3ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩЕ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ:
Личность ребенка и его возраст;
Коллектив, группа, в
которую он включен, имеющие свои ценности, нормы поведения и т.д., статус ребенка в этой группе;
Время и социальные условия ;
Личность педагога и его значимость, авторитетность для школьника.
Слайд 4Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и
целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
Это прежде всего процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же время влияние социальной и культурной среды.
Слайд 5Психологической сущностью процесса воспитания является изучение психологических механизмов формирования личности при
взаимодействии воспитателя и воспитанника, изучение эффекта воспитательных воздействий в зависимости от различных индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Основа психологических механизмов воспитания – мотивационно - потребностная сфера человека.
СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ
Слайд 6
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ:
Идеалы – направляют и регулируют процесс развития
Убеждения
– формируют собственную оценку, взгляды и т.д.
Формирование положительных привычек – «рычаг» воспитательной деятельности.
Направленность личности –устойчиво доминирующие мотивы, задающие общий вектор поведения человека.
Виды направленности:
Личная направленность.
Коллективистическая направленность.
Деловая направленность.
Слайд 7Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение
школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности.
Слайд 8Классификация методов по источникам передачи содержания
Слайд 9Классификация методов на основе простейшей структуры личности
Слайд 10Приемы воспитания
Требование - побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности
- просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание).
Оценка - позитивная (поощрение) и негативная (порицание).
Слайд 11Методы влияния
Убеждение – система доводов
Внушение (суггестия) - направлено на снятие своеобразных
фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок.
Заражение - возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.
Подражание - следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека.
Слайд 12Виды влияния
Направленное влияние - направленном влиянии выделяют прямое влияние, когда педагог
открыто предъявляет свою позицию и связанные с ней требования ученику, и косвенное влияние, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.
Ненаправленное - эффекты подражания.
Слайд 13Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации
коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Классификация организационных форм воспитания:
массовые формы
кружковая-групповая
индивидуальная
Слайд 14Методы самовоспитания и самообразования
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих
поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Слайд 15Принципы и закономерности воспитания
Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий
при различных условиях и обстоятельствах.
Слайд 16Основные принципы:
Ориентация на ценностные отношения (условием реализации принципа выступают философская
и психологическая подготовка педагога)
Принцип субъектности: максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений.
Принцип согласованности социальной нормы, правила жизни и автономности неповторимой личности каждого.
Слайд 17Закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего
общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Слайд 18Принцип природосообразности -
воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных
процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.
Слайд 19Принцип культуросообразности воспитания -
воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться
с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.).
Слайд 20Принцип центрации воспитания на развитии личности -
обеспечение роста человека, удовлетворение его
интересов и потребностей, развитие человека трактуется как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание - как создание возможностей для самореализации и самоактуализации.
Слайд 21Основные теории и подходы к воспитанию
Технократический подход к воспитанию - воспитание
строится на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием.
Гуманистический подход к воспитанию -"самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь".