Слайд 2Познание как предмет философского анализа. Виды знания. Познание и практика
Проблема истинности
знания: критерии и концепции истины.
Чувственный и рациональный этапы познания: особенности и формы.
Слайд 3Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания.
Результатом познания
является формирование в человеческом сознании субъективного образа объективного мира.
Характерные черты познания:
– имеет субъект-объектную структуру;
– связано с практической деятельностью;
– обусловлено практико-преобразовательными, социальными и инди-видуальными потребностями.
Слайд 4Знание –
– способности, навыки и умения;
– любая познавательно значимая информация;
– познавательная
форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением;
– связующее звено между действительностью, человеческим сознанием и практикой.
Слайд 5 Виды знания:
– обыденное – житейское, на уровне здравого смысла;
–
научное – требующее специальной подготовки и предполагающее применение специфических материальных и теорети-ческих средств;
– практическое – сумма навыков предметного преобразования;
– художественное – на основе субъективного, образного и эмоционального восприятия действительности.
Слайд 6Понимание – мыслительная операция, связанная с усвоением нового содержания путем его
вклю-чения в систему устоявшихся идей и представ-лений.
В процессе понимания новое содержание соотносится с определенными образцами, нормами или принципами.
Объяснение – рассуждение, в котором выявляются основания определенного факта, гипотезы, закона или отдельной теории.
В процессе объяснения осуществляется сведение объясняемых фактов и явлений к определенным законам, принципам, теоретическим положениям.
Слайд 7Практика – чувственно-предметная деятельность по воздействию на объект с целью его
преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
Виды практики:
– по формам жизнедеятельности – общественно-производственная, социально-политическая, научно-экспериментальная;
– по результату – конструктивная, деструктивная;
– по содержанию – стандартизированная, поисковая;
– по субъекту – индивидуальная, микрогрупповая, социально-стратовая, макрогрупповая.
Слайд 8Функции практики по отношению к познанию:
– базисная;
– детерминирующая;
– критериальная;
– целевая.
Функции познания
по отношению к практике:
– информационно-отражательная;
– регулятивная;
– прогностическая;
– критериальная.
Слайд 9Истина – адекватное и полное знание о предмете, процессе или явлении.
Истина
характеризуется:
– объективностью по внешнему материальному содержанию
– субъективностью по внутреннему идеальному содержанию и по форме.
Аспекты истины:
– онтологический;
– аксиологический;
– праксеологический.
Слайд 10 Концепции истины:
– корреспондентная или классическая – истина понимается как
знание, соответствующее объекту, адекватное (Аристотель);
– когерентная – истина понимается как знание, согласованное с существующими научными теориями и принятое в качестве такового научным сообществом (например, матема-тические аксиомы);
Слайд 11 Концепции истины:
– прагматическая – истинность знания определяется выводимыми из
него практическими следствиями – знание должно быть применимо в конкретных жизненных ситуациях (принцип Пирса);
– праксеологическая – истина понимается как знание, проверяемое в практической деятельности (Маркс).
Слайд 12 Формы истины:
– по характеру отображаемого объекта – предметная, экзистенциальная, концептуальная
и операциональная;
– по видам предметной деятельности – научная, обыденная, нравственная, художественная и т. п.;
– по степени полноты содержания – абсолютная и относительная.
Слайд 13Чувственное познание – непосредственное познание предмета или явления на основе данных
органов чувств.
Особенности чувственного познания:
– непосредственный характер;
– предметность и конкретность;
– познание предмета в его внешней наглядности.
Слайд 14Формы чувственного познания:
– ощущение – отражение отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующих
на органы чувств;
– восприятие – целостный чувственный образ предмета, складывающийся на основе суммы ощущений;
– представление – это целостный чувственный образ предмета не воспринимаемого в данный момент, но воспринимавшегося ранее; может быть воспроизводящим или творческим.
Слайд 15Теоретическое познание – это познание на основе абстрактно-понятийного отображения реальности
в мыслительных
формах.
Особенности теоретического познания:
– опосредованный характер отражения мира,
– отображение предметов и явлений в обоб-щенной форме,
– активный характер отражения,
– взаимосвязанность с языком.
Слайд 16Формы теоретического познания:
– понятие – это форма мышления, в которой отражаются
существенные признаки отдельного предмета или группы сходных предметов;
– суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, об их свойствах и об отношениях между предметами;
– умозаключение – форма мышления, в которой из имеющегося исходного знания на основании определенных правил выводится новое знание.