Слайд 1Психологическая диагностика детей дошкольного возраста. Виды, принципы и условия диагностической работы
с детьми
Слайд 2В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ДАВНО ПРИЗНАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, Т.К. В ПЕРИОД РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА ПРОИСХОДИТ АКТИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, КОТОРОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАВИСИТ ОТ ЕГО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ.
СВОЕВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОЙ ПРЕДПОСЫЛКОЙ ИХ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ КРОЮТСЯ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Слайд 3ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ИЗУЧИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ;
РАССМОТРЕТЬ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА;
ОБОЗНАЧИТЬ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
Слайд 4ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (МЛАДШАЯ ГРУППА)
Психологическая диагностика – один из
основных видов деятельности практического психолога в дошкольном учреждении. Предметом психодиагностики в ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
Психологическая диагностика проводится психологом по запросу администрации ДОУ, воспитателя или родителей. В зависимости от запроса, цели психодиагностического обследования также могут быть различными: определение общего уровня психического развития детей, решение вопроса об определении ребенка в специализированное дошкольное учреждение (речевой детский сад, ДОУ для детей с задержкой психического развития и пр.), психодиагностика в рамках психологического консультирования по вопросу детско-родительских отношений и т.д.
Слайд 5Содержание психодиагностического обследования составляют обязательные многократные наблюдения за ребёнком в различных
ситуациях общения, игры, занятий (не менее 3 наблюдений в одних и тех же видах деятельности), беседы с воспитателями и самим ребёнком, анализ продуктов деятельности и документации, а также применение диагностических методик, направленных на изучение познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка, уровня моторного развития, социальных контактов со взрослыми и сверстниками.
Слайд 6ДИАГНОСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ ПОЗВОЛЯЕТ ОБНАРУЖИТЬ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПСИХИКИ
РЕБЕНКА И, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ – ПОМОЧЬ ПОСТРОИТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ, БЛАГОПРИЯТНЫЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ, НЕ ТРАВМИРУЮЩИЕ ЛИЧНОСТЬ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ОРИЕНТИРОВАН НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА, СОХРАНЕНИЕ ЕГО УНИКАЛЬНОСТИ И САМОБЫТНОСТИ, СОЗДАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И СКЛОННОСТЕЙ. ПОЭТОМУ ЗАЛОГОМ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ У ПЕДАГОГА ИНФОРМАЦИИ О ВОЗМОЖНОСТЯХ, ИНТЕРЕСАХ И ПРОБЛЕМАХ КАЖДОГО РЕБЕНКА. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВОЗНИКАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ В ДИАГНОСТИКЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Слайд 7ЛЮБОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ (БУДЬ ТО ОБУЧЕНИЕ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ) ДОЛЖНА ПРЕДШЕСТВОВАТЬ ДИАГНОСТИКА,
ПОЭТОМУ ЛЮБОЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ОБЯЗАН ВЛАДЕТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКОЙ.
ВОСПИТАТЕЛЬ, ПРОВОДЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ, ТЕСНО ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ С ДЕТЬМИ И МОЖЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА НИХ, ОН ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМИ: КРИТИЧНОСТЬ И ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ К ЧУЖОМУ МНЕНИЮ, УМЕНИЕ ВЫСЛУШАТЬ, ПОНЯТЬ И УСПОКОИТЬ, ТАКТИЧНОСТЬ, СВОБОДНОЕ ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ.
Слайд 8ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
Диагностика – деятельность, направленная на
постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).
Слайд 9ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ; УЛУЧШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА; ОЦЕНКА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ;
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ;
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СОТРУДНИКАМИ.
Слайд 10ВИДЫ ДИАГНОСТИК (ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА)
В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды
диагностики:
1. Скрининговая диагностика
Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
2. Углубленная психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.
Слайд 113. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или
коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.
4. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:
– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;
– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;
Слайд 12Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать
во внимание:
– физическое развитие и состояние ребенка;
– психофизиологические особенности его возраста;
– динамику физического развития (анамнез);
– состояние слуха, зрения;
– особенности развития двигательной сферы;
– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
Слайд 13ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Дети дошкольного возраста обладают
рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Кроме того, следует учитывать, что недостаточно развиты такие процессы как память, внимание, мышление, воображение. Чаще всего применяют такие методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также вспомогательные методы: анализ результатов детской деятельности и беседа. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью - игрой.
Слайд 14Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического,
физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности. Диагностика и коррекция связаны между собой.
Слайд 15В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений
всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития. Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей, – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.