Слайд 1МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА 7: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ»
Слайд 3
Цели занятия
Ознакомить обучающихся с основами профессиональный отбором и методами профессионального
отбора.
Рассмотреть понятие профессиональная пригодность и профессионально важные качества.
Ознакомить обучающихся с индивидуальным стилем трудовой деятельности.
Слайд 4
Учебные вопросы
Профессиональный отбор и методы профессионального отбора.
Профессиональная пригодность и
профессионально важные качества.
Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
Слайд 5ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2011.
Григорьева Н.Н. Психофизиология
профессиональной деятельности. Учебный курс (учебно-методический комплекс). МИЭМП, 2009.
Губарева Л.И. Психофизиология: Учебное пособие для студентов вузов.-М: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2007.-С.188.
Данилова Н.Н. Психофизиология.-М.: Аспект-Пресс,2007.-С.464.
Психофизиология: Учебник для вузов/Серия «Учебник Нового Века». 3-е изд. Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2007.
Слайд 6 Учебно-материальное обеспечение
- мультимедийный проектор, компьютерная техника;
- слайды
Слайд 7ВВЕДЕНИЕ
На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают
ситуации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. Одной из основных задач на этом пути является выбор профессии. Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. Одним из этапов в реализации стремления к профессиональному мастерству на основе учета характера склонностей, интересов и возможностей конкретного индивида является проведение профессионального отбора кандидатов на обучение или на выполнение реальной деятельности. В данной лекции мы рассмотрим основные положения профессионального отбора.
Слайд 8УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР И
МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
Слайд 9 Важнейшими направлениями профориентации являются:
профессиональная информация
– ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требованиями профессий к работнику, с возможностями профессионального роста и развития;
профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Слайд 10 Профессиональный отбор - это определение степени профессиональной пригодности
человека к конкретной профессии (рабочему месту) или должности в соответствии с нормативными требованиями. Различают четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.
Слайд 11
Профессиональный подбор – это предоставление человеку рекомендаций
о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Слайд 12 Основными задачами профессионального отбора и профессионального подбора являются:
-
предотвратить поступление человека на работу, к которой у него имеются противопоказания (не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психофизиологическим данным);
- отобрать для работы в данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для здоровья;
- определить, к какому виду труда человек наиболее способен, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид деятельности.
Слайд 13УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА.
Слайд 14 Оценка профессиональной пригодности производится, во-первых, по отношению к
уже работающим в организации людям в форме периодически повторяющейся аттестации персонала, во-вторых, по отношению к будущей деятельности, в ситуации прогнозирования профессиональной пригодности.
Слайд 15
Задача прогнозирования профессиональной пригодности (успешности, эффективности) решается
менеджерами по персоналу при наборе новых работников в организацию.
Выделяют следующие степени профессиональной пригодности:
- годен;
- условно (относительно) годен;
- непригоден.
Слайд 16Структура профессиональной пригодности (по А.В. Карпову)
Слайд 17
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №3
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 18 Учет профессионально важных качеств личности, психофизиологических требований
к рабочим профессиям, выявление общих и специальных способностей позволяет подбирать такие виды деятельности и характер труда, которые наиболее соответствуют специалисту –профессионалу.
Слайд 19
Все стили деятельности можно
разделить на подготовительные и исполнительские. Первые связаны с подготовкой к деятельности, вторые - с ее исполнением.
В области управления различают автократический, демократический и либеральный (попустительский) стили руководства.