Слайд 2Социальная группа
Группа — это социальная общность лиц, объединенных по определенному признаку,
                                                            
                                    которые между собой взаимодействуют и осознают свою принадлежность к ней 
Основными критериями существования группы является включенность в общую деятельность и наличие чувства «мы» 
Каждая группа в своей жизни руководствуется групповыми нормами – общими правилами поведения, которых члены группы придерживаются
Находясь в группе, человек занимает 
  в ней соответствующую позицию 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Виды групп 
(по Г.М. Андреевой)
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Социальное влияние:
виды власти
Социальное влияние - это процесс изменения представлений, оценок и
                                                            
                                    поведения членов группы под воздействием одного или нескольких человек, обладающих властью
   Виды власти (Дж.Френч, Б.Рейвен) 
 - Вознаграждающая
 - Наказывающая
 - Информационная
 - Экспертная
 - Легитимная
 - Референтная
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Агенты социального влияния
Культура как агент социального влияния
Индивидуалистические культуры: предпочтение личных целей;
                                                            
                                    ценности – самодостаточности, свободы в поступках, независимости в суждениях, власти над окружающими; более характерен интернальный локус контроля
Коллективистические культуры: примат группы над индивидом, предпочтение групповых целей, ценности – чувство долга, поддержание традиций, гармоничные взаимоотношения, более характерен экстернальный локус контроля
Нормы экспрессивности и размер личного пространства
Институциональный уровень социального влияния: семья, образовательные институты, СМИ
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 7Групповой уровень социального влияния
Социальная фасилитация – улучшение выполнения индивидуального задания в
                                                            
                                    присутствии других людей (простые или хорошо знакомые задачи, уверенность в успехе)
Социальная ингибиция – ухудшение выполнения индивидуального задания в присутствии других людей 
Социальная леность – склонность человека работать менее напряженно над решением задачи, если над ней работают и другие люди
Социальная работоспособность – склонность человека работать более напряженно над решением задачи, если над ней работают и другие люди
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Деиндивидуализация
Деиндивидуализация - утрата самоосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях,
                                                            
                                    которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде 
Вместе мы делаем то, что не стали бы делать в одиночку
Обстоятельства, способствующие деиндивидуализации:
- Размер группы (эксперимент Ф. Зимбардо: обезличенность больших городов)
- Анонимность (Эксперимент Ф. Зимбардо в Нью-Йоркском университете)
- Ослабление самоосознания (зеркало, видеокамера, яркий свет, именная табличка и т.д.)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Групповое влияние: 
влияние большинства
Классический эксперимент С. Аша по изучению конформного поведения
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Конформизм
Конформизм (С. Аш) – некритическое изменение человеком своих представлений, оценок и
                                                            
                                    поведения в результате реального или воображаемого давления группы 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Условия проявления конформизма
Гомогенность, однородность группы 
Групповая сплоченность
Привлекательность группы (компетентность в проблеме,
                                                            
                                    высокий социальный статус и т.п.)
Единомыслие
Публичный ответ
Размер группы (3 – 5 человек; согласие нескольких малых групп)
Оценка себя как некомпетентного
Сложность задачи
Статус человека в группе
Нонконформизм – способность противостоять мнению большинства
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Связь личностных особенностей с 
конформным поведением
Отрицательная связь с уровнем вербального интеллекта,
                                                            
                                    толернатностью к стрессу, внутренним локусом контроля, мотивацией к достижению, власти
В случае совпадения группового мнения с системой ценностей личности, она будет демонстрировать зависимость от группы
Подростковый возраст – «пик» конформных реакций
Наиболее конформными в группе являются участники со средним личным статусом
Женщины больше подвержены групповому давлению
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Подчинение
Подчинение (С.Милгрэм) – изменение человеком своего поведения в соответствии с требованиями
                                                            
                                    человека, обладающего властью 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Эксперимент С. Милгрэма: Чем вызвано подчинение?
Эмоциональное удаление от жертвы (100% до
                                                            
                                    рубежа в 450 в - «ученик» в другой комнате, жалоб, стонов не слышно; 40% - ученик в той же комнате; 30% - необходимо прижимать руку «ученика» к токопроводящей пластинке) 
Близость и легитимность авторитета (указания по телефону – 21%; командует клерк – 80% отказываются)
Институциональный авторитет (репутация Йельского университета)
Освобождающее воздействие неподчиняющегося коллеги-испытуемого (80% - отказывались) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Пример
  Представьте себе, что в вашей власти предотвратить либо приливную
                                                            
                                    волну, которая может убить 25 000 человек в Пакистане, либо авиакатастрофу в вашем городском аэропорту, во время которой погибнет 250 человек, либо дорожное происшествие, в котором погибнет ваш знакомый. Что бы Вы выбрали?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Приемы, провоцирующие подчинение
«Нога в двери»: человека склоняют к небольшой уступке, а
                                                            
                                    потом требования все повышаются
«Захлопнутая дверь»: после первого отказа вероятность соглашения на вторую (менее существенную) просьбу повышается
«И это еще не все!» (дополнительное предложение)
«Подача низкого мяча»: внутренне принятое решение ведет к согласию на дополнительные условия) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Почему проявляется конформизм?
Нормативное влияние – конформизм, основанный на желании человека удовлетворить
                                                            
                                    ожидания других, как правило, для того, чтобы добиться признания
Забота о социальном имидже продуцирует нормативное влияние
Информационное влияние – конформизм, возникающий вследствие признания суждений других людей о реальности правильными
Желание быть точным порождает информационное влияние
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Огруппление мышления
«Режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски
                                                            
                                    консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий» (И. Джанис)
   Условия: сплоченность, изоляция, авторитарный  лидер, стресс
  Симптомы огруппления мышления:
Иллюзия неуязвимости
Вера в непогрешимость (этичность) группы
Стереотипный взгляд на противника
Давление конформизма (отпор с помощью насмешек, задевающих личность)
Самоцензура
Иллюзия единомыслия
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 21Борьба с принуждением к конформизму
Осведомленность
Развитие здорового скептицизма по отношению к своим
                                                            
                                    собственным группам
Активное изменение собственного поведения
Разочаровывать людей
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22  Групповое влияние: 
влияние меньшинства
  Инновации (С.Московичи) – изменение
                                                            
                                    человеком своих представлений, оценок и поведения в результате реального или воображаемого влияния меньшинства 
- Функция – не поддержание и укрепление социального контроля над личностью, а трансляция инноваций
- Меньшинство побуждает человека к поиску новой информации, рассмотрению большего числа возможных мнений
- Факторы влияния меньшинства: последовательность и настойчивость; уверенность в себе; способность привлекать сторонников из числа представителей большинства («эффект снежной лавины»)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Лидерство
Лидерство – процесс социального влияния, 
посредством которого определенные члены группы мотивируют
                                                            
                                    и ведут за собой группу
Целевой лидер – организует работу, устанавливает стандарты, сосредоточен на достижении цели
Социальный лидер – сплачивает команду, улаживает конфликты, 
  оказывает поддержку
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24«Теория черт» или «харизматическая теория»
Черты лидера 
Высокий уровень экстраверсии
Высокий уровень открытости
                                                            
                                    опыту
Высокий уровень сознательности
Незаурядность
Энергичность
Добросовестность
Эмоциональная устойчивость
Уверенность в себе
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Теории лидерства
«Ситуационная» теория лидерства:
Лидерство – продукт ситуации
   В различных
                                                            
                                    ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве. Если это качество оказывается необходимым в данной ситуации, человек им обладающий, становится лидером
Системная теория лидерства:
Лидерство – функция группы, поэтому его следует рассматривать с точки зрения целей и задач группы
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Стиль поведения лидера
Авторитарный   (директивный)
Демократический 
Попустительский стиль
_____________
Стиль, ориентированный на решение
                                                            
                                    задачи
Стиль, ориентированный 
на отношения 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Спасибо!
Ирвин Ялом
Когда Ницше плакал
Шопенгауэр как лекарство
Мама и смысл жизни