Пробуждение национального самосознания в русской философии. Западники и славянофилы. (Лекция 5.2) презентация

Литература Обязательная: Философия: учебник. /Под ред. Б.И.Каверина – М., Воен. Ун-т, 2011. Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко,

Слайд 12. Материалистическая и идеалистическая традиция в русской философской мысли
Вопросы лекции:
1.

Взгляды западников и славянофилов на будущее России


ПРОБУЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ


Слайд 2Литература





Обязательная:




Философия: учебник. /Под ред. Б.И.Каверина – М.,
Воен. Ун-т, 2011.


Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко, А.Ратникова. –М., 2010.

Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для
бакалавров. – М., 2012

История русской философии: учебник
/Под ред. Маслина М.А. – М., 2008.

1

2

6

Степин В.С., Яскевич Я.С., Юдин Б.Г. . Философия. –
М.: Изд-во Высшая школа, 2012.


Подопригора С.Я. Философский словарь. – Ростов-на-Дону.:
Изд-во Феникс, 2013.

4

5

3


Слайд 3Вопрос лекции:
1

1. Взгляды западников и славянофилов на будущее России


Слайд 4

Станкевич Н.В.
(1813-1840 гг.)





Кавелин К.Д.
(1818-1885 гг.)






Огарев Н.П.
(1813-1877 гг.)







Герцен А.И.
(1812-1870 гг.)






Теоретики философии западничества





Философский анализ :



Запад



Россия

1

2




Грановский Т.Н.
(1813-1855 гг.)



противопоставление


Слайд 5


Представители: Станкевич Н.В., Герцен А.И., Грановский Т.Н.,
Огарев Н.П., Кавелин К.Д.



Западники:
Философские

идеи западников

ориентация на материальные и духовные ценности западной цивилизации

европеизация России (торговля, наука, искусство)

нравственное развитие и совершенствование
русского человека


критика самодержавия и социальной несправедливости в российском обществе



предпочтение западному католицизму за его умение выстраивать отношения с государством



Слайд 6


для социального переустройства общества необходимы
не только идеи,

но и развитое народное сознание (Герцен)


необходимое условие жизни - развитие благосостояния
и нравственности каждого члена общества и всех вместе (Огарев)


в русской истории важное место всегда занимали субъективная
деятельность и объективные закономерности (Грановский)

в Европе все общественные начинания всегда шли снизу,
а в России – сверху (Кавелин)



Взгляды западников на будущее России




социалистическое общественное устройство в большей
степени обеспечивает социальную справедливость (Герцен)



Слайд 7

Аксаков К.С
(1817-1860 гг.)





Хомяков А.С
(1804-1860 гг.)






Киреевский И.В.
(1806-1856 гг.)







Теоретики философии славянофилов



Философский

анализ :



Россия




Запад


1

2




Самарин Ю.Ф.
(1819-1876 гг.)



противопоставление



Аксаков И.С
(1823-1886 гг.)



Слайд 8


Представители: Аксаков К.С., Аксаков И.С., Киреевский И.В.,
Хомяков А.С., Самарин Ю.



Философские

основания:


идеализация самобытности русской истории


обоснование особого исторического пути России


защита русского просвещения, основанного на началах братства и смирения

защита особой русской духовности, русской души

претензия на роль центра мировой цивилизации

обоснование единства православия, самодержавия и народности


Философские идеи славянофилов


Слайд 9


православие сформировало исконно «русский дух»,
который создал русскую

землю (Хомяков)


народность объединяет в себе веру, общину и народный
быт (Аксаков И.)


определяющая роль в духовности русского человека
«внутренней правды», а не «внешней правды» (Аксаков К.)


вера и нравственность русского человека находятся в
неразрывной связи (Самарин)

русский человек – это носитель соборного или
общинного духа (Киреевский)



Философия славянофилов


учение о религиозно-мессианской роли русского народа
(Хомяков)


устранение общины – это разрушение традиции
Взаимопомощи, потеря нравственных ориентиров (Самарин)


Слайд 10Вопрос лекции:
2

2. Материалистическая и идеалистическая традиция в русской философской

мысли

Слайд 11

Ломоносов М.В.
(1711-1765 гг.)





Чернышевский Н.Г.
(1828-1889 гг.)






Радищев А.
(1749-1802 гг.)







Герцен А.И.
(1812-1870 гг.)



Философские проблемы и

их анализ :



познание




природа




общество



человек

1

4

2

3


МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУСКОЙ ФИЛОСОФИИ


Слайд 12


МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ХVlll – ХlХ вв.




мир един и по своей природе материален (Чернышевский)

количество материи и движения в природе остается
неизменным (Ломоносов)


человек часть природы, продукт ее развития (Герцен)

духовная жизнь человека является продолжением
его реальной натуры (Чернышевский)


душа человека гибнет вместе с его телом (Радищев)

в природе отсутствует ее первопричина (Радищев)



Философский материализм



единство чувств, разума и опытной проверки знаний (Огарев)


Слайд 13


в познании нет вечных истин (Чернышевский)


практика

жизни – великая разоблачительница
обманов и самообманов (Чернышевский)


исторические личности порождаются историческими
потребностями (Радищев)


не существует некой особой одаренности одних
народов ((Радищев)

человек не только мыслящее существо, но и
действующее (Герцен)



Философский материализм в русской философии


чувственный опыт и рассудок в познании идут
вместе (Радищев)


Слайд 14



РЕЛИГИОЗНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В
РУССКОЙ ФИЛОСОФИЯ (конец ХlХ – нач. ХХ

вв.)



Философские проблемы:




Идея богочеловечества






Идея всеединства






Свобода человеческой
личности






Идея правды как
истины






Русская национальная
идея





Представители: В.С. Соловьев, Н.О. Лосский,
П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А.Ильин




Слайд 15


Основные
идеи




идея всемирной религии, Вселенской церкви




историческое мессианство

России





подлинная история общества есть его
движение от язычества к христианству





единство природного, человеческого и
божественного, соединение человека с Богом




поиск высшей правды и справедливости как
высшего блага жизни






свободный выбор в пользу добра, подчинение
человека моральному закону




Религиозно-идеалистическая философская мысль





в основе бытия мира лежит сила, понимаемая
разумом как начало





Слайд 16 представление о космосе как живом
организме

важная роль человека

во взаимодействии
Земного и космического

соединение с научными концепциями


неотъемлемая часть европейской
и мировой культуры




специфическое мировосприятие и мироощущение
с позиций отечественной истории и культуры





КОСМИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ХХ века



обоснование единства земного и
космического


Слайд 17


Поэтически-художественное






Религиозно- философское



Естественно-
научное

Направления в русском космизме
Умов Н.А., Вернадский В.И., Циолковский

К.Э.,
Чижевский А.Л.

Федоров Н.А., Соловьев В.С., Бердяев Н.А.,
Булгаков Н.Н.

Левшин В.А., Дьяков С.П., Одоевский В.Ф.,
Сухово-Кобылин А.В.

1

2

3


Слайд 18


Человек






Космос






связь человеческого сознания и космоса


переселение с Земли и

заселение космоса


признание множественности разумных миров
во Вселенной

тема «живого космоса» и «всюдности» жизни

освоение космоса, развитие космонавтики


идея гармонии, связи Земли и космоса

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМИЗМА


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика