Слайд 1
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Истомина И.П.– декан факультета
педагогики и психологии НВГУ,
к.психол.н.,
доцент, почетный работник ВПО РФ
Слайд 2План:
Теории психического развития;
Принципы психического развития;
Факторы и механизмы развития личности;
Отклонения в
психическом развитии.
Слайд 31. Теории психического развития.
категория развития в психологии:
ФОРМЫ РАЗВИТИЯ:
Слайд 41. Теории психического развития.
теории психического развития в зарубежной психологии:
Слайд 51. Теории психического развития.
теории психического развития в зарубежной психологии:
СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Э.
ЭРИКСОНА
*возраст
* область отношений
* результат развития
Слайд 61. Теории психического развития.
теории психического развития в отечественной психологии:
Слайд 71. Теории психического развития.
теории психического развития в отечественной психологии:
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПО Д.Б. ЭЛЬКОНИНУ
Слайд 82. Принципы психического развития.
ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА:
ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ – ИНТЕГРАЦИИ
(критерий развития структуры): если интегра-ция необходима для образования новых связей, обеспечивающих адаптацию к более широко-му кругу ситуаций, то дифференциация – это процесс расчленения общей структуры на части, обладающие разными, более специфическими функциями.
ПРИНЦИП ЦЕЛЬНОСТИ (критерий развития функции): это важнейшая характеристика функции, уровня ее сформированности. Цельность – это интегральная функциональная характеристика целого, характеризующая единство целей и средств их достижения, обеспеченная повторяе-мостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого. Цельность показывает меру связности элементов целого.
ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕНДЕНЦИЙ К СОХРАНЕНИЮ И ИЗМЕНЕНИЮ (наследственности - изменчивости) как УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ: функция тенденции к сохранению принад-лежит наследственности, которая передает без искажений информацию из поколения к поко-лению, а функция тенденции к изменению – изменчивости, проявляющейся в приспособле-нии вида к среде обитания.
ПРИНЦИП УСТОЙЧИВОГО ДИНАМИЧЕСКОГО НЕРАВНОВЕСИЯ как ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СИСТЕ-МЫ: неравновесное состояние означает состояние работоспособности системы. «Только сис-темы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивости способны спонтанно орга-низовывать себя и развиваться» (Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов).
Слайд 93. Факторы и механизмы развития личности.
Слайд 103. Факторы и механизмы развития личности.
СХЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
4. Отклонения в психическом развитии.
Отклонения от нормы следует понимать как в позитивном (вариант опережения нормы развития),
Так и в негативном (вариант отставания от нормы развития) планах. В первом случае психология развития ре-шает проблему одаренности и одаренных детей, во втором случае – проблему задержек психического развития, его дефектов.
НОРМА - АНОМАЛИЯ
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ –
это психическое состояние, возникающее в ре-зультате таких жизненных ситуаций, где субъ-екту не предоставляется возможности для удо-влетворения некоторых его основных (жизнен-ных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного вре-мени. Виды депривации:
стимульная (сенсорная) возникает в ситуа-ции пониженного количества стимулов или ог-раничения их изменчивости и модальности;
когнитивная (депривация значений) возни-кает в ситуации излишней изменчивости и хао-тичности структуры внешнего мира, без четко-го упорядочивания и смысла, что не дает воз-можности ребенку понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне;
социальная (депривация идентичности) воз-никает в случае ограничения возможности ус-воения автономной социальной роли.
Слайд 12 4. Отклонения в психическом развитии.
НОРМА - АНОМАЛИЯ
Слайд 134. Отклонения в психическом развитии.
РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ:
«Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких стран-ностей, не выходящих за рамки еормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития ин-теллекта и личности. Наиболее характерные черты депривационного синдрома: тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства» (И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова).
ВИДЫ ДЕПРИВАЦИЙ:
МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ. Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано с постоя-нством ухода за ним минимум одного взрослого человека. В идеале – это материнский уход. Нор-мативное явление – формирование привязанности к взрослому человеку, ухаживающему за ребен-ком («материнская привязанность»). Типы материнской привязанности: надежная, тревожная, ам-бивалентная. В формировании привязанности и защищенности определяющее значение имеет те-лесный контакт ребенка с матерью. По наблюдениям психологов, у детей, живущих в негигиенических усло-виях, зачастую испытывающих голод, но имеющих постоянный физический контакт с матерью, не возникает сома-тических расстройств, а, даже в очень хороших учреждениях, обеспечивающих правильный уход за младенцами, но не дающих возможности телесного контакта с матерью, встречаются детские соматические расстройства.
СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ. Пребывание ребенка вне семьи зачастую сопровождается переживани-ем им недостатка в новых впечатлениях («сенсорный голод»). Для таких детей свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость или несвязанность речи, торможение умственного развития.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ. Резкое ограничение возможности движения в результате травм или болезней обуславливает возникновение такой депривации. Ограничения детей в их стремлении бе-гать, прыгать, лазать, ползать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражитель-ности, агрессивному поведению. Неспособность изменять окружающую среду обуславливает воз-никновение фрустрации
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ. Присутствие большого количества разных людей еще не закрепля-ет эмоционального контакта ребенка с ними. Здесь важна глубина и длительность эмоциональных впечатлений, а не факт общения со множеством разных людей.
Слайд 144. Отклонения в психическом развитии.
РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ И ЭКСТРЕННЫХ УСЛОВИЯХ:
В ходе адаптации к жизни у человека складывается определенный образ мира и себя в нем. Как правило, реа-льный мир «вовне» и сложившийся у человека субъективный образ мира уравновешены. Обычная повседнев-ная жизнь складывается, таким образом, из ситуаций, не нарушающих привычный порядок жизни. Выходы за пределы ситуаций повседневной жизни связаны с уровнями нарушений привычного порядка жизни:
Слайд 15ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Заполните таблицу «Стадии и механизмы психического развития личности»
2.
Раскройте содержание вопроса «Нормальная и аномальная линии развития по Э. Эрик-сону»
3. Раскройте содержание вопроса «Периодизация психического развития по Д.Б. Элькони-ну»
4. Дайте характеристику понятиям: неравномерность (развития); гетерохронность; сензи-тивность.
Слайд 16ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
5. Дайте характеристику понятиям по В.А. Ганзену:
повторяемость;
соподчиненность;
соразмерность;
уравновешенность.
6. Дайте характеристику понятиям: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; кризис развития; психологическое новообразование.
7. Раскройте содержание вопроса: «Типы материнской привязанности: надежная, тревожная, амбивалентная».
8. Составьте библиографический список по разделам «Возрастная психология», «Психология развития», «Педагогическая психология».
Слайд 17ЦИТАТА ДНЯ:
«Ибо только молодые видят жизнь впереди, и только совсем
старые видят жизнь позади; остальные, те, что между ними, так заняты жизнью, что не видят ничего»
Рэй Брэдбери
АНЕКДОТ ДНЯ:
- Тебе уже 43 года, а тебе всё мама не разрешает!
- Ну и что? «Мама не разрешает» все возрасты покорны!