Проблема компенсации нарушений презентация

Содержание

Компенсация психических функций — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые

Слайд 1Проблемы компенсации нарушений.


Слайд 2Компенсация психических функций — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций

путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации.

Слайд 3Первый тип — внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных

нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха, например, это развитие остаточного слухового восприятия.
Второй тип — межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций.
При некоторых нарушениях наблюдаются оба типа компенсации функций.

Слайд 4Проблема компенсации нарушений продолжает оставаться центральной, поскольку основной смысл специально организованного

обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Специальное обучение и воспитание имеют выраженную компенсирующую направленность.

Слайд 5Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рамках индивидуальной психологии А.Адлера —

одного из направлений психоанализа.

А.Адлер выделял четыре вида компенсации любого нарушения — полная и неполная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация.

Слайд 6Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства,

прежде всего с матерью. У детей, растущих рядом с холодными, отстраненными матерями, или у чрезмерно избалованных детей чувство общности не развивается.
Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Если чувство общности определяет стиль жизни, то два других врожденных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности.


Слайд 7При неразвитом чувстве общности у детей формируются невротические комплексы, что приводит

к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация обусловливает возникновение комплекса неполноценности, изменяет жизненный стиль ребенка, делая его тревожным, неуверенным в себе.
В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства.
При развитом чувстве общности дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как для них оказывается возможным компенсироваться за счет других людей, в основном сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности.

Слайд 8Сверхкомпенсация — это только крайняя точка одного из двух возможных исходов

процесса компенсации, один из полюсов осложненного дефектом развития.
Другой полюс — неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Между этими двумя полюсами расположены все возможные степени компенсации —
от min до max.

Слайд 9Проанализировав существовавшие взгляды на проблему компенсации психических функций, Л. С. Выготский

обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Такое понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педагогики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития.

Слайд 10Положения теории компенсации
Л. С. Выгодского
1. Л. С. Выготский придавал большое

значение включению детей с нарушениями психического развития в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта.

2. Л. С. Выготский ввел понятие о структуре дефекта, о системном характере нарушений. Это положение является ключевым при организации необходимых условий обучения и воспитания, условий, способствующих успешной компенсации.


Слайд 11Положения теории компенсации
Л. С. Выгодского
3. Л.С. Выготский сформулировал положение о

связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. При этом необходимость специального воспитания не отрицалась: обучение детей с любыми нарушениями требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов.

4. Основной путь к компенсации людей с различными нарушениями развития Л.С.Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества.

Слайд 125. Глубокий научный и практический смысл имеет положение Л.С.Выготского о том,

что «сама по себе слепота, глухота и тому подобные частные дефекты не делают еще носителя их дефективным». По его мнению, судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. Поэтому человек с каким-либо нарушением, участвующий в общей жизни и воспринимающий ее во всей полноте и многообразии, не будет сам ощущать своей неполноценности и не даст для этого повода другим.

Положения теории компенсации
Л. С. Выгодского


Слайд 13Положения Л.С. Выготского легли в основу выделенных В.В. Лебединским параметров, определяющих


дефицитарный тип дезонтогенеза.


Слайд 14Параметры
Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения и определяет его

вид — общий дефект, связанный с нарушением регуляторных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловленный недостаточностью отдельных функций.
Второй параметр — время поражения — обуславливает характер нарушения психического развития.

Слайд 15Параметры
Третий параметр характеризует взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами.
Четвертый параметр

— нарушение межфункциональных взаимодействий. В психическом развитии ребенка выделяются такие типы взаимодействий психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи.


Слайд 16Перестройка и усложнение межфункциональных взаимодействий происходят в определенной последовательности, при этом

каждая из психических функций имеет свой цикл развития, в котором чередуются периоды более быстрого и более медленного их формирования.

Слайд 17Спасибо за внимание.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика