Предмет изучения и задачи практической психологии презентация

Содержание

Слайд 1Практическая психология
Предмет изучения и задачи практической психологии


Слайд 2ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Понятие о психологической информации и способах

ее получения


Слайд 3Что такое информация о человеке?
Это могут быть
конкретные знания о конкретном

человеке,
знания о его близких, о социальной и экономической обстановке, его окружающей,
знания, характеризующие его как биологическое суще­ство и т. п.
Все эти знания позволяют судить о поле, возрасте, способах мышления человека, его чувствах и желаниях, о его возможностях действовать в окружающем мире. О человеке говорят и предметы, созданные и используемые им.

Слайд 4Особенности информации о человеке:
она создана другими людьми и передана человеку через

предмет или слово;
цель передачи этой информации —воздействие, изменение действий человека;
эта информация объединяет человека с одними людьми и одновременно разъединяет с другими.

Слайд 5важнейшее свойство информации об индивидуальности человека
она создана другими,
передается ему
и

после усвоения становится основой само-Регуляции.

Слайд 6Однако психологическая информация принимается человеком от других людей через воздействие их

на него.
Это воздействие имеет разную силу: от минимальной — только слегка меняющей рисунок действий, до максимальной — разрушающей необратимо действия человека.

Слайд 7важнейшее свойство психологической информации
она динамична, каждый ее статистический элемент требует соотнесения

с более широким контекстом — прошлым, будущим, настоящим сообщаемой информации.
Недаром, характеризуя какого-то человека, обязательно вводится момент временной отнесен­ности:
как часто?
всегда ли он такой, каким представ­ляется сегодня?
каким он был раньше?
что с ним будет?

Слайд 8содержания психологи­ческой информации кроме действий и пред­метов включает чувства, оценки человека.



Слайд 9Действия человека для краткости их описания могут быть описаны в модальности:

«я могу». Это может быть модальность как взаимодействующего человека, так и реагирующего на воздействие: «я хочу».
Обе эти мо­дальности — «я хочу» и «я могу» — отражают динамические моменты воздействия людей друг на друга, так как они включают не только текст, но и подтекст, и контекст этого воздействия.

Слайд 10
Относительно статичные, фиксированные во вре­мени моменты воздействия человека на человека мож­но

описать с помощью модальностей: «я думаю», кото­рая всегда предметна, ориентирована на свойства или свойство предметов мира человека.
Другая модальность — «я чувствую» — отражает отношение человека.

Слайд 11
человек получает информацию о себе от другого человека через воздействие этого

другого на себя. В этом воздействии рождается то, что будет позже составлять представлена человека о себе, его образ «Я», его мотивы, ценности способы мышления, восприятия и т. п.— то, что традиционно называют знанием о внутреннем мире человека или психологическим знанием. Это знание динамично. В силу этого возникает важнейший вопрос о критериях истинности этого знания, о его достоверности.

Слайд 12
Ответ на этот вопрос непосредственно связан со способами получения психологического знания,

тоге знания, которое определяет воздействие одного человека на другого. Анализ способов получения знаний о другом человеке показывает, что на сегодняшний день можно выделить три относительно независимых реальности жизни, в которых представлено это знание.

Слайд 13Во-первых, это конкретные знания о людях, которые человек получил в процессе

своей жизни.

Он проверил их на истинность и достоверность события­ми своей индивидуальной судьбы, другого критерия нет. Человек применяет эти знания в воздействии на других людей, на конкретного человека и таким обра­зом делает их доступными для окружающих. Эти зна­ния можно назвать житейскими, а основанное на них воздействие на человека — житейской психологией. В этом смысле каждый из нас обладает таким знанием, проверенным на достоверность личными переживани­ями. Эти знания, такие, как любовь, носят своего рода эталонный характер, ограничивая или расширяя рам­ки возможного воздействия на другого человека.


Слайд 14Во-вторых, это обобщенные знания о людях, которые человек получил в относительно

замкнутой группе людей - семье, производственном коллективе, школьном классе и т.п.

Это знание проверено на истинность, достоверность жизнью этой группы, вхо­дит в систему ее ценностей как регулятор отношений между членами этой группы и всей группы с другими общностями людей.
К отдельному человеку эти знания применяются через систему группового воздействия, в свою очередь, он сам использует их как материал для саморегуляции, при взаимодействии в группе и с другими общностями людей.
Материал такого рода знания широко представлен в вариантах речевых стереотипов и стереотипах воз­действия, существующих в группах. В известном смыс­ле сюда относятся ритуалы, обряды, традиции и также пословицы и поговорки, содержащие знания о других людях.
Эти знания можно назвать обыденными, а осно­ванное на них воздействие на другого человека — обы­денной психологией, которая позволяет предвидеть последствия поведения человека в относительно замк­нутой группе людей.


Слайд 15В-третьих, это обобщенные знания о людях, кото­рые получены относительно небольшой группой

людей - ученых, поставивших своей целью получить обобщенное, закономерное, достоверное знание о людях, специально проверенное на истинность и достоверность.

Эти ученые — психологи и представители смежных наук о человеке, в первую очередь, естествознания,— пользуются специальными приемами получения достоверного знания, которые называются методами науки. Для них очень важно обсуждение вопроса о соответствии методов науки и ее предмета.


Слайд 16
Ученые пользуются такими научными категория­ми, как активность, деятельность, индивид, личность, потребность,

способность и т. п.
Содержание этих категорий проверяется с помо­щью эксперимента или наблюдения. В эксперименте или наблюдении получают факты, которые специально проверяют на достоверность и истинность с помощью статистических методов. Для этого используют сложный математический аппарат, позволяющий зафиксировать найденную закономерность как истинную.
Результатом работы ученых является некото­рая обобщенная законо­мерность

Слайд 17
Итак, обобщенное, закономерное знание о челове­ке полученное группой людей-ученых, проверивших это

знание на достоверность с помощью специальных методов, может быть названо научным или академи­ческим. Организуемое на его основе воздействие на человека представляет собой академическую психоло­гию.

Слайд 18
Смысл и цель академической психологии — получение закономерного, достоверного знания о

чело­веке. Это знание является отчужденным от жизни са­мих ученых, так как проверяется на достоверность не их личными судьбами и переживаниями, а специаль­ными научными методами, которые имеют значение для относительно небольшой группы людей — ученых.

Слайд 19
Таким образом, достоверное, обобщенное знание о человеке, само по себе существующее

в культуре в виде научных текстов, не может стать содержанием информации о другом человеке. Оно должно быть трансфор­мировано особым образом. Каким?
Ответ на этот вопрос дает анализ ситуации появ­ления в психологической науке нового направления — практической психологии. В отечественной психологии время появления этой отрасли психологии насчитыва­ет несколько лет.

Слайд 20
В целом появление практической психологии мож­но связать с формированием социального заказа

на обоснованное воздействие на человека и группы лю­дей.
Предметом изучения практической психологии которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни. При этом практическая психология ставит своей задачей не только изучение индивидуальности человека, но и обоснование воздействий на него с целью проявления возможностей человека.

Слайд 21
Чтобы получить знание об индивидуальности че­ловека, практический психолог должен обладать обоб­щенным

знанием, которое он будет использовать, ис­следуя конкретную жизненную ситуацию конкретного человека.
Это обобщенное знание о человеке, научное, достоверное обеспечит ему рефлексию на содержании своего житейского опыта и позволит пользоваться критериями научной, а не житейской психологии, при анализе индивидуальности человека и конкретных обстоятельств его жизни.

Слайд 22
Таким образом, информация о человеке, которую получает и использует практический психолог,

это конкретные знания о конкретном человеке, получен­ные на основе обобщенной научной теории.
Обобщенная научная теория — это способ мышле­ния практического психолога о человеке. Способ, ко­торый, в отличие от житейской психологии, может быть выделен и проверен на достоверность.

Слайд 23
Таким образом, психологическая информация, по­лученная в практической психологии, дополняет и уточ­няет

обобщенное психологическое знание; в свою оче­редь, она обеспечивает обоснование для воздействия на человека в работе практического психолога.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика