Слайд 1
Предмет и задачи превентивной психологии
Слайд 2
.
.
Превентивная психология – изучает тенденции и закономерности отклоняющегося поведения
Девиантное поведение -
это отклонение в ту или иную сторону от поведения, которое признается нормальным и не отклоняющимся
Слайд 3
Принципы:
- профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности - введение и подготовка специальных
кадров, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков и оздоровлению условий их воспитания;
- создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству;
- признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков - семьям, не справляющимся самостоятельно с задачами воспитания;
- воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации.
Реорганизация деятельности институтов, осуществляющих воспитательно-профилактическую работу:
существенно сужаются сферы деятельности специальных органов ранней профилактики (инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, правоохранительных органов);
разрабатываются и внедряются в практику органов народного образования, здравоохранения диагностико-коррекционные и реабилитационные программы для детей и подростков с различными формами психической и социальной дезадаптации;
создаются системы служб социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье, детям, подросткам.
Слайд 4
Основная задача превентивной психологии: - выявление природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов,
обусловливающих социопатогенез, и выработка мер по их нейтрализации, то есть вооружение практических работников психологическими знаниями для предупреждения, диагностики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также оздоровление условий их семейного и общественного воспитания.
Объект превентивной психогии - семьи и дети группы социального риска, среди которых существует повышенная вероятность возникновения различных отклонений, требующих адекватных превентивных мер на самых разных стадиях социопатогенеза.
Предмет - природа отклоняющегося поведения, те неблагоприятные факторы, которые обусловливают различные формы психической и социальной дезадаптации детей и подростков.
Слайд 5
Важной задачей превентивной психологии является вооружение практики диагностико-коррекционными методами и программами.
Превентивная
психодиагностика должна начинаться с выявления наличия либо отсутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затрудняющих социальную адаптацию ребенка
Затем необходимо выявить дефекты индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер
Изучить социально-психологические особенности личности подростка, характеризующегося социальной дезадаптацией:
- уровень социального развития;
- параметры важнейшей социально-психологической характеристики личности - направленности
- референтные ориентации;
система самооценок и ожидаемых оценок индивида, то, что относится к престижным механизмам саморегуляции поведения подростков и отклоняющегося поведения в первую очередь;
исследование социальной ситуации, провоцирующей дезадаптацию детей и подростков.
Слайд 6
В психодиагностическом превентивном обследовании нельзя ограничиваться методами, представленными какой-то одной отраслью
психологического знания.
Здесь необходим системный междисциплинарный подход, позволяющий интегрировать диагностические методы дифференциальной, социальной, педагогической, медицинской психологии.
Слайд 7
Характеристики нормального поведения:
1) сбалансированность психических процессов (на уровне
свойств темперамента)
2) адаптивность и самоактуализация (на
уровне характерологических особенностей)
3) духовность, ответственность и совестливость (на личностном уровне)
Слайд 8
Девиантное поведение –
это совокупность действий, противоречащих принятым в обществе нормам,
которые проявляются в виде:
1) несбалансированности психических процессов
2) неадаптивности и нарушении процесса самоактуализации
3) уклонения от нравственного и эстетического контроля за
собственным поведением
Слайд 9
Способы взаимодействия индивида с реальностью:
противодействие
уход от реальности
игнорирование приспособление
Слайд 10
Противодействие встречается в двух вариантах:
1)индивид сознательно пытается разрушать ненавистную
ему реальность, изменять
ее в соответствии с собственными установками и ценностями
2) противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами при которых окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания
Слайд 11
Уход от реальности
осознанно или неосознанно выбирают люди, которые считают себя неспособными
адаптироваться к действительности, а действительность - «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливаться»
Слайд 12
Игнорирование реальности
проявляется обособленностью жизни и деятельности человека, когда он
не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном мире (при этом не происходит ни противодействия, ни ухода от реальности)
Человек существует кик бы сам по себе
Слайд 13
Приспособление к реальности – выбирает гармоничный человек