Слайд 1Основы философии
Что такое философия, и для чего её необходимо изучать?
Слайд 2Предмет философии.
Роль философии в жизни общества
Тема 1
Слайд 3Цели занятия:
Иметь представление о предмете философии и значении философского знания в
современной культуре
2. Знать основные разделы философии
3. Знать основные философские понятия и категории
Слайд 4План
1. Понятие философии. Предмет философии. Функции философии
2. Генезис философии
3. Структура философии
4.
Основной вопрос философии
5. Философия в структуре мировоззрения
Слайд 51. Понятие философии. Предмет философии. Функции философии
Философия – дословно «любовь к
мудрости».
Философия – это форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека, исследующая познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
Слайд 6Задача философии – обобщение имеющихся у человека знаний о мире в
единую систему. Назначение философии – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Предмет философии – это учение о связи человека с миром или о месте человека в мире. Философия нацелена не на то, чтобы определять точные границы и внешние взаимодействия между частями мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Слайд 7Функции философии
1) Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека
объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.
2) Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.
Слайд 83) Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.
4) Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.
Слайд 92. Генезис философии
Генезис – происхождение, возникновение.
Возникновение философии датируется VII—VI вв. до
н. э. Она возникает почти одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Первоначальным мировоззренческим стержнем философии был вопрос об отношении природы и человека. «Космос» выступает основным предметом содержания концептуально-системного формирования мысли. «Космос» означает мировой порядок, мировое целое, которое прекрасно в силу царящей в нем гармонии.
Слайд 10Однозначно ответить на вопрос из чего, как, когда и где возникла
философия как новая форма мировоззрения сложно. По вопросу об источниках возникновения философии существуют три основные концепции в истории философии.
Слайд 11 Первая — мифогенная концепция — считает единственным источником происхождения философии предфилософский
миф. Наиболее видными представителями данной концепции в истории философии являются Г. В. Ф. Гегель и А. Ф. Лосев.
Слайд 12Вторая концепция — сциентистская — рассматривает в качестве единственного источника происхождения
философии предфилософское, конкретное, научное знание. Систематизация этого знания, увеличение его объема и организованности приводит к возникновению философии.
Слайд 13Согласно третьей — гносеомифогенной — концепции происхождения философии тремя источниками философского
знания являются развитый религиозно-мифологический комплекс, эмпирическое научное знание и житейская мудрость, отражающая обыденный нравственный опыт.
Слайд 143. Структура философии
Онтология – учение о бытии. Бытие – философская категория,
обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы.
Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Этика – учение о нравственности, морали.
Слайд 15Эстетика – философская дисциплина, имеющая своим предметом область выразительных форм любой
сферы действительности (в т.ч. художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность.
Логика – наука о законах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления.
Аксиология – учение о ценностях.
Философская антропология – философское направление, вовлекающее в сферу исследования все слои душевно-духовной жизни человека, занимающееся поисками антропологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов.
Слайд 16Философия истории – философское истолкование и оценка истории, т. е. результатов
исторических исследований и изложения истории.
Философия культуры – понятие, употребляемое в западной философии в смысле осознания сущности и значения культуры.
Философия права – философско-понятийное осмысление сущности права, его возникновения, связи с другими явлениями; осмысление соизмеримости правовых положений с лежащими в их основе идеями и целями.
История философии – наука об историческом процессе развития философии.
Слайд 17Социальная философия – это раздел философского знания, изучающий наиболее общие законы
и ценности общественного бытия и социального познания.
Философия образования – область исследований общей теоретической проблематики, целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности.
Философия науки – раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.
Слайд 184. Основной вопрос философии
Основной вопрос философии это вопрос о соотношении материального
и идеального. Другими словами, это проблема отношения природы и духа, бытия и мышления, материи и сознания. Соотношение материального и идеального необходимо рассматривать в структуре бытия и в структуре познания.
Слайд 20Материализм есть философское воззрение, признающее сущностной основой бытия материю.
Идеализм есть философское
мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле, сознанию.
Дуализм – признание материального и идеального в качестве двух равноправных начал. Дуализм не является золотой серединой между материализмом и идеализмом. Материализм и идеализм – это монистические системы, в противоположность дуализму они представляют мир единым и целостным.
Слайд 21Метафизический материализм – учение о самотождественной (неизменной) материальной субстанции. Самотождественность –
это сохранение сущности явления неизменной при том, что проявление этой сущности может меняться.
Диалектический материализм – это учение о саморазвивающейся субстанции.
Субъективный идеализм – это учение о первичности индивидуального сознания.
Объективный идеализм – это учение о первичности надындивидуального сознания в форме либо вечных совершенных идей, либо абсолютной идеи.
Слайд 22Сторонники познаваемости мира – гносеологический оптимизм.
Сенсуализм – учение о доминирующей роли
чувственной ступени познания, которое включает три основных формы: ощущение, восприятие, представление.
Рационализм – учение о доминирующей роли логической ступени познания, которое включает три основных формы: понятие, суждение, умозаключение.
Агностицизм – это учение о принципиальной непознаваемости мира.
Слайд 235. Философия в структуре мировоззрения
Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов
на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
Мировоззрение выполняет прежде всего функцию познания человеком окружающего мира и ориентации в нем.
Слайд 24Мировоззрение существует на следующих уровнях:
1.) чувственном – как мироощущение, стихийное
восприятие окружающей действительности;
2.) рациональном – на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений;
3.) на уровне целостного восприятия мира – на уровне мировосприятия.
Слайд 25Формы мировоззрения
Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. Представлял собой первую
попытку человека осмыслить своё существование, объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причём природное и духовное слито. Знание и вера представляют собой единое слитное.
Слайд 26 Религиозное мировоззрение. Для него характерна вера в существование сверхъестественных, надприродных сил
и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Отличительными признаками является догматизация, регламентация. В религиозном мировоззрении действительность разделяется на два мира: сверхъестественный и естественный. Оно предполагает разделение понятий знание и вера.
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное (разумное) объяснение мира. Появилось из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нем.
Слайд 27Научное мировоззрение формируется на основе познания законов развития природы и общества.
Его основой являются достоверные (истинные) знания человека о внешнем мире и о самом себе.
Художественное мировоззрение - специфический способ духовного освоения человеком мира. В основе этого мировоззрения лежит художественный образ как единство эмоционального и рационального, индивидуального и типического начал.
Обыденное («житейское») мировоззрение формируется и существует на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире. В нем воплощаются личный опыт людей, непосредственные условия их жизнедеятельности.
Слайд 28Вывод
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и
человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидеть мир как нечто единое и понять себя.