Слайд 1Философия Нового Времени
Эмпиристы
Слайд 2ЭМПИРИЗМ -
Направление в философии, представители которого считают, что в основе познания
лежит опыт. (Оппоненты рационалистов)
Получил широкое распространение в Англии в 17 в., потом в США.
Представители – Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США) и др.
Слайд 3Френсис Бэкон (1561-1626)
Английский философ и естествоиспытатель, основатель эмпиризма.
Занимал видные посты в
правительстве (ген. прокурор, лорд-канцлер и др.)
Один из основателей методологии науки.
Его кредо: «Знание - сила».
Слайд 4
Создал одну из первых классификаций наук
В основе познания, по Бэкону, лежит
исключительно ОПЫТ.
Главный метод познания, по Бэкону – ИНДУКЦИЯ (от частного – к общему).
Френсис Бэкон решал две основные задачи:
1. Выявить источники заблуждений
2. Указать правильные пути (методы) овладения истиной.
Слайд 5Фр. Бэкон: познанию человека мешают «идолы» («призраки»):
«Идолы рода» – связаны с
общечеловеческими особенностями (несовершенством) устройства органов чувств, мозга и т.д.
«Идолы пещеры» – влияние личности конкретного человека на процесс познания. Связан с уровнем образования, воспитания… «Каждый смотрит на мир из своей пещеры».
Слайд 6
«Идолы рынка» (связаны с языком) – неумение правильно выразить свои мысли
словами, неправильное употребление и незнание различных терминов. Науке особенно необходимы четкие, однозначные определения.
«Идолы театра»: Мы очень часто опираемся на признанные авторитеты, теории, не задумываясь об их правильности (Аристотель, Гален и т.п.)
Слайд 7Ф. Бэкон: пути, по которым может идти познание:
«Путь паука» – исключительно
рационалистический, оторванный от опыта;
«Путь муравья» - когда во внимание принимается только опыт (это догматический эмпиризм);
«Путь пчелы» (наилучший) – с помощью как рационалистического, так и опытного познания. Хотя опыту нужно уделять большее предпочтение.
Слайд 8Томас Гоббс (1588-1679)
Секретарь Бэкона и его ученик
Убежденный («воинствующий») материалист;
Основной предмет философских
интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.
Слайд 9Гоббс - автор всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище»), в которой обосновал
теорию общества и государства:
Слайд 10
Человек обладает изначально злой природой;
Движущей силой действий человека являются личная выгода
и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
Это приводит к сознанию каждым человеком «права на все».
Слайд 11
Пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в
которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;
Для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник механизм для регулирования жизни в обществе – государство;
Слайд 12
Чтобы эффективно выполнять свои функции, государство должно стать всесильным;
Государство – непоколебимое,
многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
Слайд 14Джон Локк (1632-1704)
Английский философ - эмпирист, развивший многие идеи Бэкона и
Гоббса.
Материалист, родоначальник либерализма и экспериментальной психологии.
Слайд 15
Либерализм - идеология, которая исходит из положения о том, высшей ценностью
являются права и свободы человека.
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства.
Слайд 16Джон Локк о государстве:
Главная обязанность государства - защищать естественные и неотчуждаемые
права человека на жизнь, свободу и собственность.
Для того, чтобы государство не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей.
Слайд 17
Локк первым выдвигает идею о том, что государство должно быть построено
по принципу разделения властей на:
Законодательную;
Исполнительную;
Федеративную (внешнеполитическую).
Слайд 18Джон Локк о первичных и вторичных качествах вещей:
Первичные качества вещей –
то, что можно измерить (длина, ширина, вес и т.д.);
Вторичные качества – то, что зависит от человека (цвет, вкус, звук…).
Таким образом, познание зависит и от окружающего мира, и от самого человека.
Слайд 19Джон Локк о сознании:
Никаких врожденных идей нет;
Сознание человека с момента рождения
представляет собой «чистую доску» (tabula rasa), которая при жизни наполняется всё новым и новым содержанием (письменами разума).
Слайд 20
Т.е. в познании надо опираться на опыт, опытное знание: «Нет ничего
в уме, чего раньше не было в ощущениях».
Задача разума – упорядочивать то, что дают чувства.
Слайд 21Джордж Беркли (1685-1753)
Английский теолог и философ. Священник, доктор философии.
Сенсуалист (считал что
все знания - из ощущений). Близок к субъективному идеализму.
Слайд 22Джордж Беркли:
Разделение первичных и вторичных качеств вещей не оправдано (и протяжение,
и вкус одинаково даны нам в форме ощущений). Все качества являются субъективными.
Вещи - это комплексы наших ощущений, источником которых является Бог.
Т.е. объективного, не зависящего от нашего восприятия мира, материи – не существует!
Слайд 23Отсюда- знаменитый вывод Беркли:
«Существовать – значит быть воспринимаемым».
Тем не менее,
даже если не будет никого, кто воспринимает вещи, они продолжат существовать как идеи в сознании у Бога.
Слайд 24Дэвид Юм (1711-1776)
Английский философ, историк, экономист;
Сформулировал основные принципы агностицизма.
Слайд 25
«Мы ничего не можем сказать о мире помимо наших ощущений или
идей на основе наших ощущений».
Мы занимаемся ассоциациями этих ощущений, сравниваем их.
Очень часто реальный опыт нам подменяет простая привычка. Ассоциации, аналогии, привычки уводят нас от истины. Из-за того, что пользуемся ими, мы не получаем реального знания.
Слайд 26Дэвид Юм, продолжение:
Мы ничего не можем сказать о сути наших ощущений
и знаем только их.
Следовательно, не можем сказать ничего истинного о внешнем мире! (агностицизм)
(Агностицизм – философское учение, согласно которому невозможно доказать соответствие нашего познания действительности, и следовательно мир непознаваем).