Слайд 1Познавательные процессы: память
Слайд 2Общая характеристика памяти
Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого
опыта
Мнемозина – богиня памяти мнемическая задача, мнемическая деятельность, мнемическая направленность
Т. Рибо (1839-1916): «Память в ее нормальном и болезненном состоянии»
Слайд 3Нарушения памяти
Амнезия:
Антероградная – трудности с запоминанием информации, полученной после травмы
Ретроградная
– трудности с припоминанием информации, полученной до травмы
Органическая
Аффектогенная
Эксперименты:
Э. Лофтус «Эффект оружия»
Ф.Д. Горбов: +4, -1, -8, +5 и т.д.
Корсаковский синдром
Слайд 4Основные виды памяти
В соответствии с типом запоминаемого материала: моторная, эмоциональная, образная,
вербальная. П.П. Блонский – генетические ступени развития памяти
В зависимости от анализатора, который принимает наибольшее участие в запоминании материала: зрительная, слуховая, моторная и т.п.
В зависимости от длительности хранения информации: сенсорная, кратковременная и долговременная
Слайд 5Сенсорная память
Сенсорная память удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринятую
органами чувств
Способ хранения информации:
иконическая память (250-500мс)
эхоическая память (1-2 с)
Содержание исчезает под воздействием:
исчезновения следов (затухание)
новой информации (интерференция)
Слайд 7Виды памяти
Кратковременная память:
Длительность хранения информации – до 30 с.
Объем:
7±2 объекта
Долговременная память:
Постоянное хранение информации
Объем: практически безграничен
Эксплицитная
Имплицитная
Рабочая (оперативная)память – блок памяти, в котором циркулирует информация, необходимая для осуществления текущей деятельности
Слайд 9Долговременная память
Автобиографическая
(личностно значимые события)
Слайд 10Семантическая память: сетевая модель
Слайд 12Виды запоминания: непроизвольное и произвольное
Факторы, влияющие на непроизвольное запоминание:
Эмоциональная окрашенность материала
(З. Фрейд vs П.П. Блонский)
Причастность материала к основному руслу деятельности (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко)
Связь материала с целью действия (П.И. Зинченко)
Характер деятельности
Активность, самостоятельность индивида
Значимость мотивов деятельности
Характер протекания деятельности (эффект Зейгарник)
ВН/ВЗ = 1.9
Слайд 13Факторы, влияющие на произвольное запоминание (1)
Особенности мнемической цели
Применение приемов (смысловое запоминание,
мнемотехника)
Эмоциональность, значимость материала
Уровень обработки информации:
поверхностный (первичный анализ сенсорных качеств объекта, распознавание отдельных признаков)
промежуточный (семантическая обработка)
глубинный (соотнесение с Я-концепцией)
Слайд 14Факторы, влияющие на произвольное запоминание (2)
Особенности материала (эффект фон Ресторф)
Эффект
повторения (частота воспроизведения)
Правильная организация запоминания (закон Йоста)
Слайд 15Виды запоминания: непосредственное и опосредствованное
Параллелограмм развития памяти
Эксперимент А.Н. Леонтьева – методика
двойной стимуляции
Зависимость эффективности воспроизведения от способа запоминания
Слайд 16Параллелограмм развития памяти
Общая закономерность развития памяти: начиная с дошкольного возраста темп
развития запоминания с помощью внешних средств значительно превышает темп развития запоминания без помощи карточек; и, наоборот, начиная со школьного возраста повышение показателей внешне непосредственного запоминания идет быстрее, чем запоминание внешне опосредствованное.
Принцип параллелограмма развития памяти: внешне опосредствованное запоминание превращается во внутренне опосредствованное запоминание
Слайд 17Процессы памяти: воспроизведение
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация
закрепленного ранее материала
Узнавание - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала при его повторном предъявлении
Уровень узнавания выше уровня воспроизведения
Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными
Готовность памяти к воспроизведению
Феномен «déjà vu» («уже видел»)
Феномен «на кончике языка» («вертится на языке»)
Припоминание – процесс воспроизведения, протекающий как активный волевой и мыслительный процесс
Воспоминание – воспроизведение, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни
Слайд 18Сохранение и забывание: кривая забывания Г. Эббингауза
Кривая забывания Г. Эббингауза
Процент сбереженного
материала при повторном заучивании
Слайд 19Сохранение и забывание: реминисценция
Реминисценция – явление, при котором воспроизведение материала по
прошествии некоторого времени с момента его запоминания дает лучшие результаты, нежели непосредственно после него
Слайд 20Сохранение и забывание: позиционный эффект
Фактор края (позиционный эффект): при заучивании в
ряд расположенных элементов, лучше запоминаются элементы, смещенные от центра к краю ряда
Феномен ретроактивной интерференции
Воспроизведение материала после
бодрствования и сна
Слайд 21Концепции забывания
Теория постоянного угасания следов (разрушающихся следов)
Теория преобразующихся следов
(Ф. Бартлетт:
память – конструктивный процесс)
Теория интерферирующего торможения следов. (Выделяют два вида интерференции: ретроактивную и проактивную)
Мотивационные теории
Мотивационно обусловленная природа забывания (З.Фрейд)
Слайд 22Индивидуальные особенности памяти
А.Р. Лурия (1902 – 1977)
«Маленькая книжка о большой
памяти»(1968)
Память дифференцируется
по характеру наилучше запоминаемого материала
по той сенсорной области, которая служит наилучшей основой для запоминания
по быстроте запоминания
по прочности и длительности сохранения
по объему запоминаемого материала
по точности и легкости воспроизведения
Феноменальная память