Поведенческие расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте. Расстройства зрелой личности у взрослых презентация

Содержание

Гармоничная личность Акцентуированная личность Патологическая (психопатическая) личность

Слайд 1 Поведенческие расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте. Расстройства зрелой личности

у взрослых.

Профессор кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии, д.мед.н. Т.Л. Ряполова

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького


Слайд 2Гармоничная личность
Акцентуированная личность
Патологическая (психопатическая) личность


Слайд 3Содержание
Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Специфические

расстройства личности у взрослых
Лечение и профилактика

Слайд 4Расстройства поведения у детей и подростков
Это расстройства поведения у детей и

подростков в виде деструктивного, агрессивного или асоциального поведения, с нарушением принятых в обществе норм и правил, с нанесением вреда другим людям
Данные нарушения более серьезные, чем ссоры и шалости детей и подростков










Слайд 5Расстройства поведения у детей и подростков
Часто встречается в детском и

подростковом возрасте. Определяется у 9% мальчиков и 2% девочек в возрасте до 18 лет
Соотношение мальчиков и девочек колеблется от 4:1 до 12:1




Распространённость


Слайд 6Расстройства поведения у детей и подростков
Дисгармоничные отношения в семье
Наличие психических

расстройств, расстройства личности, алкоголизма или наркомании у родителей
Наличие тяжелых социально-экономических условий развития ребёнка
Наличие минимальной дисфункции или органического поражения головного мозга
Отвергнутость родителями, раннее помещение в дома-интернаты
Неправильное воспитание ребёнка с жесткой дисциплиной
Частая смена воспитателей, учителей, опекунов






Этиология


Слайд 7Расстройства поведения у детей и подростков
Дети проявляют для своего возраста

необычно частые или тяжелые вспышки гнева
Часто спорят со взрослыми
Часто активно отказываются выполнять требования взрослых или нарушают правила поведения
Часто, по всей видимости, преднамеренно делают вещи, которые досаждают другим людям











Клиника и диагностика

Расстройство поведения должно продолжаться не менее 6 месяцев, отмечаться не менее трех симптомов, диагноз ставится только до 18 летнего возраста


Слайд 8Расстройства поведения у детей и подростков
Часто обвиняют других в своих собственных

ошибках или неправильном поведении
Часто обидчивы или им можно легко досадить
Часто сердятся или негодуют
Часто бывают злобными или мстительными
Часто обманывают или нарушают обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств





Клиника и диагностика

Расстройство поведения должно продолжаться не менее 6 месяцев, отмечаться не менее трех симптомов, диагноз ставится только до 18 летнего возраста


Слайд 9Расстройства поведения у детей и подростков
Часто затевают драки
Используют оружие, которое

способно причинить серьезный физический вред другим людям (кирпич, разбитую бутылку, нож, огнестрельное оружие)
Несмотря на запреты родителей, часто затемно остаются на улице (начало в возрасте до 13 лет)
Проявляют физическую жестокость по отношению к другим людям (связывают жертву, наносят ей порезы или ожоги)










Клиника и диагностика

Расстройство поведения должно продолжаться не менее 6 месяцев, отмечаться не менее трех симптомов, диагноз ставится только до 18 летнего возраста


Слайд 10Расстройства поведения у детей и подростков
Проявляют физическую жестокость по отношению к

животным
Преднамеренно разрушают чужую собственность
Преднамеренно разводят огонь с риском или намерением причинить серьезный ущерб
Крадут ценные предметы из дома или из других мест (кражи в магазинах, кражи со взломом)
Часто прогуливают школу, начиная в возрасте до 13 лет













Клиника и диагностика

Расстройство поведения должно продолжаться не менее 6 месяцев, отмечаться не менее трех симптомов, диагноз ставится только до 18 летнего возраста


Слайд 11Расстройства поведения у детей и подростков
Убегали из дома по меньшей мере

дважды или убегали один раз, но больше, чем на одну ночь
Совершают преступления на виду у жертвы (включая выхватывание кошельков, вырывание сумок)
Принуждают других к половым связям
Отмечаются частые проявления задиристого поведения (преднамеренное причинение боли, унижение)
Проникают в чужие дома или автомобили













Клиника и диагностика

Расстройство поведения должно продолжаться не менее 6 месяцев, отмечаться не менее трех симптомов, диагноз ставится только до 18 летнего возраста


Слайд 12Расстройства поведения у детей и подростков
Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи
Несоциализированное

расстройство поведения
Социализированное расстройство поведения
Оппозиционно-вызывающее расстройство





Клинические формы


Слайд 13Расстройства поведения у детей и подростков

Наличие асоциального или агрессивного поведения только

в условиях семейной обстановки
За пределами семьи социальные взаимоотношения ребенка в пределах возрастной нормы
Данное расстройство возникает в случае нарушения взаимоотношений ребенка с одним из членов семьи или ближайшими родственниками
















Расстройство поведения, ограничива-ющееся условиями семьи


Слайд 14Расстройства поведения у детей и подростков
Характерно сочетание упорного диссоциального или агрессивного

поведения и значительного нарушения взаимоотношений ребенка с другими детьми
Должны быть явно плохие взаимоотношения с группой сверстников, что проявляется в изоляции, отвержении или непопулярности ребенка и в отсутствии продолжительной близкой взаимной дружбы


















Несоциализи-рованное расстройство поведения


Слайд 15Расстройства поведения у детей и подростков
Хулиганство
Вымогательство
Нападения с насилием
Грубость
Индивидуализм
Сопротивление авторитетам
Тяжелые вспышки

гнева и неконтролируемой ярости
Разрушение имущества
Поджоги
Жестокость к младшим и старшим детям
Жестокость к животным
Проявляется в различных ситуациях, но наиболее очевидно в учебных учреждениях






















Несоциализи-рованное расстройство поведения


Слайд 16Расстройства поведения у детей и подростков
Характерно доминирование диссоциального или агрессивного поведения

в виде групповой активности в компании друзей, обычно одного возраста, которые имеют те же особенности и которым субъект предан
Групповое антисоциальное поведение обычно проявляется вне дома — это прогулы, вандализм, физическая агрессия с нападениями сзади, применением оружия или жестоким избиением





















Социализиро-ванное расстройство поведения


Слайд 17Расстройства поведения у детей и подростков
Правонарушения - в компании сверстников. Родители

обвиняют группу
Антисоциальные поступки - правило данных групп
Значимое влияние группы на поведение подростка, потребность в зависимости от нее
Расстройства поведения - во внесемейных условиях (в школе)
Правонарушения обычно прекращаются после случайных положительных изменений в жизни (успехи в учебе, влюбленность, изменение ролевого поведения в семье и др.)























Социализиро-ванное расстройство поведения


Слайд 18Расстройства поведения у детей и подростков

Дети младше 9-10 лет
Негативистическое, враждебное, вызывающее,

провокационное и брутальное поведение
Игнорирование просьб и правил, склонность намеренно досаждать людям
Сердиты, обидчивы, обвиняют других в своих ошибках
Низкий уровень фрустрационной толерантности
Поведение не является антисоциальным или делинквентным
Чаще проявляется во взаимодействии со знакомыми



Оппозиционно-вызывающее расстройство


Слайд 19Расстройства поведения у детей и подростков
Симптомы расстройства поведения
Постоянная выраженная депрессия:

- чрезмерное страдание
- потеря интересов и удовольствия в обычной активности
- самообвинение и безнадежность
- нарушения сна и аппетита


Депрессивное расстройство поведения


Слайд 20Расстройства поведения у детей и подростков
Симптомы расстройства поведения
Постоянные выраженные симптомы эмоциональных

нарушений:
- тревога
- боязливость
- обсессии, компульсии
- фобии
- дереализация/деперсонализация
- ипохондрия

Смешанные расстройства поведения и эмоций


Слайд 21Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста
Преувеличение нормальных тенденций в процессе развития
Качественно

анормальные феномены

Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте
Фобическое тревожное расстройство детского возраста
Социальное тревожное расстройство
Расстройство сиблингового соперничества

Генерализованное тревожное расстройство
Специфические фобии


Слайд 22Расстройство личности
тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, проявляющееся общей

дисгармонией личности, выраженной в такой степени, что это приводит к нарушениям межличностного общения и социальной адаптации человека во всех или многих сферах его жизни


Слайд 23Психопатии
Промежуточные состояния между психической болезнью и нормой. Они остаются неизменными в

течение всей жизни человека.










Е. Kraepelin (1904)


Слайд 24Психопатии
болезненные состояния, проявляющиеся дисгармоническим складом личности, от которого страдают или сами

больные, или общество










K. Schneider (1923)


Слайд 25Психопатии
это такие аномалии характера, которые «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая

на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде»









П.Б. Ганнушкин (1933)


Слайд 26Этиология
основой психопатий считал неправильную организацию нервной системы, приводящую к непостоянству, изменчивости,

дисгармонии всей душевной жизни. Возникновение психопатий он связывал с наследственной отягощенностью или с влиянием внешних вредностей на ЦНС в ранний постнатальный период.











В.Х. Кандинский (1849-1889)


Слайд 27Этиология
считал, что в основе психопатий лежат органические изменения в структуре головного

мозга









В.М. Бехтерев
(1857-1927)


Слайд 28Этиология расстройств личности
Генетические факторы
Органическая церебральная дисфункция (чаще развиваются возбудимые психопатии)
Влияние

неблагоприятных ситуационных воздействий
Неправильное воспитание в детстве
Биохимические факторы (повышение уровня половых гормонов, снижение уровня серотонина)

Слайд 29Классификация психопатий


Конституциональные («ядерные»)
Краевые (приобретенные)







О.В. Кербиков (1962)


Слайд 30Классификация психопатий


Слайд 31Классификация расстройств личности (МКБ-10)
Параноидное расстройство личности (F60.0)
Шизоидное расстройство личности (F60.1)
Диссоциальное расстройство

личности (F60.2)
Эмоционально неустойчивое расстройство личности (F60.3)
Истерическое расстройство личности (F60.4)
Ананкастное расстройство личности (F60.5)
Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности (F60.6)
Зависимое расстройство личности (F60.7)

Слайд 32Клинические признаки расстройства личности
Тотальность психопатических черт личности (проявляются в любой жизненной

ситуации)
Стойкость (малая обратимость) патологических черт личности
Выраженность патологических черт личности до степени социальной дезадаптации




«Триада
П.Б.Ганнушкина»


Слайд 33«Тотальность психопатологических черт»
Поражение всего психического склада, а не отдельных черт характера:


в когнитивной сфере (то есть характер восприятия и интерпретации предметов, людей и событий, формирование отношений и образов Я)
в эмоциональной сфере (диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций)
в контролировании влечений и удовлетворении потребностей
в отношениях с другими и манере решения интерперсональных ситуаций


Слайд 34«Стойкость психопатологических черт»
Однотипность реагирования, при которой патологические черты актуализируются везде и

всегда, в слабой зависимости от благоприятности или неблагоприятности ситуации, на протяжении всей жизни, что не исключает наличия довольно длительных периодов компенсации


Слайд 35«Социальная дезадаптация»
РЛ сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной адаптации
нарушения социального поведения

и взаимодействия представляют собой существенные отклонения от нормативного образа, социального взаимодействия и межличностных отношений, свойственных определенной культуре



Слайд 36Диагностические критерии расстройств личности (МКБ-10)
заметная дисгармония в личностных позициях и поведении,

вовлекающая обычно несколько сфер функционирования:
аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям
хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни

Состояния, не объясняющиеся обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям:


Слайд 37Диагностические критерии расстройства личности (МКБ-10)

аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо

нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций
симптомы всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости
расстройство приводит к значительному личностному дистрессу
обычно расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности


Состояния, не объясняющиеся обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям:


Слайд 38Параноидное расстройство личности
чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам
тенденция постоянно быть недовольным,

склонность не прощать оскорбления, причинение ущерба и пренебрежительное отношение к своей личности
подозрительность и тенденция к искажению фактов путем неверного истолкования нейтральных или дружеских действий окружающих в качестве враждебных
воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами личности, несоответствующее фактической ситуации
возобновляющиеся неоправданные подозрения в отношении верности партнера
тенденция постоянно относить на свой счет происходящее вокруг
частые необоснованные мысли о заговорах, субъективно объясняющих события в близком или широком социальном окружении

Слайд 39Параноидное расстройство личности
Мигель де Сервантес Сааведра. Дон Кихот Ламанчский

(пер. Н.М. Любимова) М: Молодая Гвардия, 1976.


Слайд 40Шизоидное расстройство личности
лишь немногие виды деятельности доставляют радость
эмоциональная холодность, дистанцированность

или уплощенный аффект
снижение способности к выражению теплых, нежных чувств или гнева к окружающим
внешнее безразличие к похвале и критике окружающих
сниженный интерес к сексуальному опыту с другими людьми (с учетом возраста)
почти постоянное предпочтение уединенной деятельности
чрезмерная углубленность в фантазирование и интроспекцию
отсутствие близких друзей (не более одного) или доверительных отношений и нежелание их иметь
недостаточный учет социальных норм и требований, частые ненамеренные отступления от них 

Слайд 41Шизоидное расстройство личности


Слайд 42Диссоциальное расстройство личности
бессердечное равнодушие к чувствам других
стойкая безответственность и пренебрежение социальными

нормами, правилами и обязанностями
неспособность поддерживать устойчивые отношения при отсутствии затруднений в их установлении
крайне низкая толерантность к фрустрации и низкий порог появления агрессивного поведения
отсутствие осознания своей вины или неспособность извлекать уроки из негативного жизненного опыта, особенно наказания
выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения поведению, приводящему к конфликту с обществом
постоянная раздражительность


Слайд 43Диссоциальное расстройство личности


Слайд 44Эмоционально неустойчивое расстройство личности

отчетливая тенденция к неожиданным поступкам без учета их

последствий
тенденция к ссорам и конфликтам, усиливающаяся при воспрепятствовании импульсивным действиям или порицании их
склонность к вспышкам ярости и насилия с неспособностью контролировать эксплозивное побуждение
лабильное и непредсказуемое настроение 

Слайд 45Эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип
«безличное и безвольное

состояние», «у меня не характер, а мочалка», «противная физическая и мозговая вялость», «нервы скверные до гнусности», «смертная тоска по одиночеству», «отвратительное психопатическое настроение», «От жизни сей надлежит ожидать одного только дурного - ошибок, потерь, болезней, слабости и всяких пакостей…», «Я встаю рано и пишу. Утром мне хорошо, день проходит в еде, в слушании глупостей, вечером киснешь и хочешь одного - поскорее бы остаться solo», «…Смерть - жестокая, отвратительная казнь. Если после смерти уничтожается индивидуальность, то жизни нет. Я не могу утешиться тем, что сольюсь с вздохами и муками в мировой жизни, которая имеет цель. Я даже этой цели не знаю. Смерть возбуждает нечто большее, чем ужас…» (А.П.Чехов)

Слайд 46Истерическое расстройство личности
театральность поведения или преувеличенное выражение чувств
внушаемость, легкое подчинение

влиянию окружающих людей или ситуаций
поверхностная и неустойчивая эмоциональность
постоянный поиск возбуждающих переживаний и такой деятельности, в которой пациент находится в центре внимания
неадекватное подчеркивание своей сексуальности и обольстительности (внешностью и поведением) 

Слайд 47Истерическое расстройство личности


Слайд 48Ананкастное расстройство личности
постоянные сомнения и чрезмерная предосторожность
постоянная озабоченность деталями, правилами, перечнями,

планами
стремление к совершенству и связанные с этим многочисленные перепроверки уже сделанного
чрезмерная добросовестность и скрупулезность
неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям
чрезмерная педантичность и следование социальным условностям
ригидность и упрямство
необоснованные настойчивые требования того, чтобы другие делали все в точности так, как и сам больной, или столь же необоснованное нежелание позволять другим поступать самостоятельно

Слайд 49Ананкастное расстройство личности
Ана́нке (др.-греч., «неизбежность, судьба, нужда, необходимость») — в

древнегреческой мифологии божество необходимости, неизбежности, персонификация рока, судьбы и предопределённости свыше

Слайд 50 Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности
стойкое чувство напряженности и озабоченности
убежденность в своей социальной

непривлекательности или малоценности по сравнению с другими
повышенная озабоченность неприятием себя в социальных ситуациях и нарастание напряженности из-за критики в свой адрес
нежелание вступать во взаимоотношения без гарантии понравиться
уклонение от профессиональной или социальной деятельности, связанной с интенсивными межличностными контактами, а также из-за боязни критики в свой адрес, неодобрения или отвержения

Слайд 51Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности



М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»


Слайд 52Зависимое расстройство личности
стремление переложить на других большую часть важных решений в

своей жизни
подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей от которых зависит пациент и неадекватная податливость их желаниям
нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости
чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни
страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе
ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц

Слайд 53Лечение расстройства поведения у детей и расстройства личности у взрослых


Слайд 54Расстройство поведения у детей и подростков. Лечение.

Нейролептики-корректоры поведения:
Неулептил
Тиоридазин (Сонапакс)
Алимемазин (Терален)
Седативные нейролептики:
Аминазин
Тизерцин
Стабилизаторы настроения:
Карбамазепин
Соли вальпроевой кислоты
Соли лития

Слайд 55Параноидное расстройство личности. Лечение
Амбулаторно, но при появлении ажитации или агрессии

— в стационаре
Оптимальный подход – поддерживающая индивидуальная психотерапия
К медикаментозному лечению больные относятся подозрительно и эффекта от него обычно не отмечают. Тем не менее, при эпизодах тревожной ажитации необходимо кратковременное назначение транквилизаторов (диазепам, феназепам), а при возникновении бредоподобных истолкований – нейролептиков в небольших дозах (галоперидол, трифтазин, сонапакс, неулептил)

Слайд 56Шизоидное расстройство личности. Лечение
Вследствие низкой мотивации к лечению и трудностей

в установлении отношений с врачом больные шизоидного типа плохо вовлекаются в психотерапию, особенно групповую
Эффективной может оказаться индивидуальная поведенческая программа социальной активации
Лекарственная терапия носит в основном симптоматический характер (купирование симптомов дисфории и тревоги транквилизаторами или небольшими дозами нейролептиков) 

Слайд 57Диссоциальное расстройство личности. Лечение
Пациенты данной группы неспособны к установлению стабильных

психотерапевтических отношений
Медикаментозное лечение призвано решать задачи контроля над сопутствующими тревожно-депрессивными симптомами, импульсивностью с помощью нейролептиков (галоперидол, сонапакс, неулептил). Корректоры эпизодов агрессивного поведения - препараты солей лития, карбамазепин, соли вальпроевой кислоты

Слайд 58Эмоционально-неустойчивое расстройство личности. Лечение
В терапии доминирует медикаментозный компонент. Оптимальные результаты достигаются

с помощью карбамазепина. При лечении транквилизаторами следует иметь в виду возможность парадоксального усиления раздражительности. Из нейролептиков рекомендуются сонапакс, неулептил, терален, эглонил; из антидепрессантов — обратимые ингибиторы МАО (пиразидол, моклобемид)
Психотерапевтические программы (групповая и семейная терапия) не в состоянии предотвратить эпизоды эксплозивности, но могут сгладить социальные последствия агрессивного поведения

Слайд 59Истерическое расстройство личности. Лечение
Медикаментозная терапия (от успокаивающих микстур до небольших доз

нейролептиков — в зависимости от степени выраженности и ведущего симптома) целесообразна только в случаях декомпенсаций
При психомоторном возбуждении и дисфории - препараты с седативным действием: транквилизаторы (диазепам, феназепам), трициклические антидепрессанты (мелипрамин, доксепин, амитриптилин, леривон), «мягкие» нейролептики (сонапакс, эглонил, неулептил, терален)
Наиболее адекватным психотерапевтическим методом при этом расстройстве считается психоаналитически ориентированная индивидуальная и групповая терапия 

Слайд 60Ананкастное расстройство личности. Лечение
Лечение, если нет выраженной социальной дезадаптации, амбулаторное


Методом первого выбора является психоаналитически ориентированная индивидуальная и групповая психотерапия, которую необходимо продолжать в течение нескольких месяцев или даже лет
Из фармакотерапевтических средств наиболее эффективны при купировании симптомов тревоги и субдепрессии кратковременные (1—2 мес) курсы клоназепама, альпрозалама и антидепрессантов — кломипрамина и флуоксетина 

Слайд 61Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности. Лечение
Условия лечения: амбулаторное
Фармакотерапия: транквилизаторы, антидепрессанты

с преимущественно седативным эффектом в малых суточных дозах (амитриптилин, тразодон, миансерин), нейролептики (тиоридазин, алимемазин) непродолжительными курсами (до 3-х месяцев)
Психотерапия: психодинамическая терапия; когнитивная терапия длительно (в течение нескольких месяцев или лет)

Слайд 62Зависимое расстройство личности. Лечение
Условия лечения: амбулаторное
Фармакотерапия: транквилизаторы, трициклические антидепрессанты -

в небольших суточных дозах непродолжительными (1 - 2 месяца) курсами, направленными на купирование симптомов тревоги
Психотерапия: психодинамическая терапия, когнитивная терапия длительными курсами (6 - 24 месяца), направленными на изменение защитных механизмов


Слайд 63БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика