Слайд 1Постмодернизм как социокультурная ситуация
и как художественный метод
Слайд 2План лекции
1. Основные принципы постмодернистского восприятия.
2. Особенности постмодернистской эстетики.
3. Постмодернизм в
разных национальных традициях.
Слайд 3Основные принципы постмодернистского восприятия
Слайд 4Постмодернизм
– многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и
национального контекста комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. (И.П. Ильин)
Слайд 5Постмодернизм
– ведущее направление современной философии, искусства и науки, многообразие форм реализации
которого обусловлено конкретными историческим, социальным, культурным и национальным контекстами (Т.В.Лошакова, А.Г.Лошаков).
Слайд 6Постмодернизм
– транскультурный и мультирелигиозный феномен, предполагающий диалог на основе принципов открытости,
учета многообразия духовной жизни человечества, синтеза культурно-исторического опыта и его актуализации в настоящем и будущем (Т.В.Лошакова, А.Г.Лошаков).
Слайд 7Постмодернизм
– сложное «новейшее» в XX в. явление, вобравшее в себя философию,
эпистемологию, искусство всех видов (В.М. Яценко)
Слайд 8Факторы возникновения
и становления постмодернизма
характер общественной жизни, трансформация геополитического пространства;
альтернативные движения (феминизм,
экологизм, движение за мир);
смена идеи европоцентризма идеей глобального полицентризма;
Слайд 9Факторы возникновения
и становления постмодернизма
ощущение мира как хаоса, утрата критериев ценностной и
смысловой ориентации, кризис веры (И. Хассан);
отрицание возможности существования и установления какого-либо природного и социального порядка (Д. Фоккема); эсхатологические умонастроения;
гуманизация науки, техники, индустрии и демократии (антропоцентризм); диалогизация различных гуманитарных знаний;
Слайд 10Факторы возникновения
и становления постмодернизма
плюралистические трактовки исторического прошлого, настоящего и будущего; эстетическое
отношение к истории;
актуализация религиозной культуры, идей о единстве христианской церкви, гармонизации религий и содружестве наций (Г. Кюнг);
развитие новейших технических средств массовой коммуникации;
Слайд 11Факторы возникновения
и становления постмодернизма
игровое освоение мира как хаоса, превращение его в
среду обитания человека;
интерес к проблемам транссексуальности, сексуальных меньшинств;
понимание литературы как глобальной теории познания, исследующей язык, бессознательное, религию, общество (Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Кристева и др.);
Слайд 12Факторы возникновения
и становления постмодернизма
стремление включить в современное искусство опыт мировой художественной
литературы путем ее иронического цитирования;
переосмысление традиционных эстетических категорий и понятий;
стремление создать новую художественную среду (виртуальную реальность) и способ отношения к ней (интерактивность).
Слайд 13Этапы развития постмодернизма
1. Зарождение искусства постмодернизма – 50-е годы XX века.
2.
60-е годы ХХ века, его становление и обретение своих форм в искусстве:
– живопись, архитектура, музыка (Э. Уорхол, Р. Раушенберг и др.; Л. Кролл и др.; Д. Кейдж и др.);
– литературоведение, критика, эссеистика (И. Хассан, М. Маклюэн, С. Зонтаг, Р. Гамильтон; Р. Барт, Ю. Кристева и др.);
– литература (У. Берроуз, Д. Керуак, А. Гинсберг, Д. Сэлинджер, Н. Мейлер, К. Воннегут, Дж. Барт и др.).
Слайд 14Этапы развития постмодернизма
тенденции проявления постмодернизма в 60-е годы:
борьба против стереотипов высокого
модернизма; разрушение оппозиции «искусство элитарное/искусство массовое»;
возникновение «авангардистского постмодернизма» и его выражение в субкультурах хиппи, феминизма, в таких направлениях, как рок, фолк, поп-арт и пр.
Слайд 15Этапы развития постмодернизма
3. 70-е годы ХХ века:
– живопись, архитектура и музыка (Р.
Китай, Р. Эст, Д. Ати; Д. Диксон, Г. Голейн; Т. Райли, Ф. Глас);
– театр (С. Беккет, Э. Ионеско; А. Миллер) и кино (Р.-В. Фасбиндер, П. Пазолини, Бунюэль, Ф. Феллини и др.);
– литература (Х. Л. Борхес, Г. Г. Маркес, У. Эко, И. Кальвино, Х. Кортасар, Дж. Фаулз, М. Льоса, Т. Пинчон и др.).
Слайд 16Этапы развития постмодернизма
тенденции проявления, реализации постмодернизма в 70-е годы:
распространение искусства постмодернизма
в Европе;
установка на целостное познание личности и ее места в мире;
структурно-психоаналитическая трактовка генезиса эстетического, основанная на диалектике воображаемого и символического; поворот от семиотики к семантике;
концепция иронического прочтения прошлого (У. Эко и др.);
Слайд 17Этапы развития постмодернизма
представление об искусстве как метаязыке;
стилевое многообразие и эклектизм (эксперимент
и китч, реализм и абстракция, традиции и новаторство);
демократизация искусства;
влияние идей неоконсерватизма – консервации культурных традиций прошлого путем их эклектического сочетания;
усиление эротизации искусства (акцентирование феминистских трактовок женской сексуальности, явлений транссексуализма, субкультуры сексуальных меньшинств и пр.).
Слайд 18Этапы развития постмодернизма
4. конец 70-х годов – начало XXI века:
– живопись, архитектура
и музыка (К. Мариани, М. Моржи, С. Кокс, Э. Леси и др.; Л. Кан, А. Роси, О. Андерс, К. Роу и др.; К. Штокхаузен, Д. Крамб, Ш. Ив и др.);
– кино (С. Спилберг, Дж. Лукас, Р. Поланский, Ф. Феллини, П. Пазолини, С. Кубрик, К. Рассел и др.);
– литература: К. Белли, Г. Кабрера, Х. Санчес (Латинская Америка), Х. Акен, Л. Коэн (Канада), Ж. Эшоно, Ж.-П. Туссен (Франция), М. Эмис, А. Картер, Т. Мо (Англия), Дж. Хеллер, С. Бенни, Г. Вук (США), П. Зюскинд (Германия).
Слайд 19Этапы развития постмодернизма
тенденции проявления и реализации постмодернизма на данном этапе:
распространение в
странах Восточной Европы;
завершение процесса «снятия» достижений модернизма;
развитие латиноамериканского магического реализма;
тяготение к эпичности, монументальности;
интерес к классической античности и осознание невозможности возврата к философской основе античного мироощущения;
Слайд 20Этапы развития постмодернизма
стилевой плюрализм и эклектизм (эффект смеси памяти и неологизмов
в культуре);
принцип сочетания пользы и удовольствия, размывание границ между жанрами и стилями;
утверждение альтернативного стиля жизни в разных ее сферах – от интимной до политической;
использование компьютерных технологий и пр.
Слайд 22Основные понятия постмодернизма
«мир как хаос» и «постмодернистская чувствительность», «мир как текст»
и «сознание как текст»,
интертекстуальность, «кризис авторитетов» и «эпистемологическая неуверенность»,
авторская маска, двойной код и «пародийный модус повествования»,
пастиш, противоречивость, дискретность, фрагментарность повествования (принцип нонселекции), «провал коммуникации» (или в более общем плане – «коммуникативная затрудненность»), метарассказ.
Слайд 23Постмодернизм
в английской литературе
Слайд 24Постмодернизм
в английской литературе
в Великобритании идеи постструктурализма сплетались с тяготением к конкретно-
историческому обоснованию любого вида знания, с социокультурной направленностью.
английский постмодернистский роман, представлен именами П. Акройда, Дж. Барнса, Г. Свифта, М. Брэдбери, А. Байетт,
одним из характерных признаков роман является «одержимость историей».
историческое повествование является словесным вымыслом, формы которого имеют гораздо больше общего с литературой, чем с наукой.
Слайд 25Постмодернизм
в английской литературе
«История – это всего лишь то, что рассказывает нам
историки. Все мы знаем, что объективная истина недостижима, что всякое событие порождает множество субъективных истин, а мы затем оцениваем их и сочиняем историю, которая якобы повествует о том, что произошло в действительности». Дж. Барнс «История мира в 101/2 главах»
Слайд 26Джулиан Патрик Барнс (род. 1946)
английский писатель, эссеист,
литературный критик,
один из видных представителей
литературы постмодернизма,
лауреат Букеровской премии (2011).
Слайд 27«История мира в 10 1/2 главах» (1989)
роман состоит из отдельных
глав (новелл), которые, на первый взгляд, никаким образом друг с другом не связаны: разнятся их сюжеты и проблематика, контрастны и неоднородны стиль и временные рамки.
Слайд 28«История мира в 10 1/2 главах» (1989)
1. «Безбилетник» – легенда о
всемирном потопе, рассказанная личинкой червя древоточца.
2. «Гости» – Современный мир, захват террористами туристического лайнера.
3. «Религиозные войны» – XVI век, церковный суд над червями-древоточцами.
4. «Уцелевшая» – О женщине, которая теряет рассудок после Чернобыльской аварии.
5. «Кораблекрушение» 1816 год, реальное кораблекрушение и картина Жерико.
6. «Гора» – паломничество Аманды Фергюсон на Арарат.
Слайд 29«История мира в 10 1/2 главах» (1989)
7. «Три простые истории»:
1.
о человеке, дважды спасшемся с Титаника.
2. о человеке, проглоченном китом.
3. о депортируемых из Германии евреях.
8. «Вверх по реке» – письма о съемочном процессе в джунглях.
½ глава «Интермедия» – рассуждения самого автора о любви и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.
9. «Проект Арарат» поиски Ковчега американским астронавтом.
10. «Сон» – модернизированный рай, границы между раем и адом стерты, ад — парк аттракционов.
Слайд 30Литература «черного юмора»
и американский постмодернизм
Слайд 31Школа «черного юмора»
появилась в 1950-е, но заявила о себе в 1960-1970-е
гг.,
философско-эстетическая общность писателей, для которых ключевым понятием становится ирония.
общность мироощущения у «черных юмористов» порождает использование сходной повествовательной стратегии, для которой характерно:
Слайд 32Школа «черного юмора»
пародирование всех мифов и стереотипов;
сквозной гротеск, смех над страшным
и отталкивающим;
традиция «небылиц», восходящая к американскому фольклору и раннему М. Твену;
обилие реминисценций и аллюзий;
фрагментарность алогичного сюжета;
условные персонажи – марионетки;
игра как эстетическая и философская категория.
Слайд 33Школа «черного юмора»
представители: Т. Пинчон (род. в 1937) и Дж. Барт (род. в 1930),
Джон Хоукс (род. в 1925), Джеймс Патрик Донливи (род. в 1926), Доналд Бартелми (1931–1989).
воссоздают серое существование, пронизанное чувством какой-то неполноценности, где люди выдумывают себе занятия одно глупее другого, а потом предаются им со страстью, и никто не понимает собеседника.
жизнь выглядит как бессмысленное мельтешение стереотипных ситуаций.
Слайд 34Школа «черного юмора»
героев «черных юмористов» преследует ощущение абсолютной пустоты существования.
многие персонажи
не способны хотя бы допустить возможность иного духовного существования.
повседневная жизнь выступает у «черных юмористов» знаком глубокого кризиса сознания, последствиями которого затронут не один лишь американский или любой другой социум, но жизнь – в самых разных ее проявлениях.