Слайд 1
Понятие стресса
Подготовила: Сухова Анна
Группа: УМЛ-113
Слайд 2Что такое стресс?
Стресс — это состояние психического напряжения, которое
возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях
«Негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации»
Слайд 3 Факторы стресса
1 группа – нам неподвластны
2 группа –
мы можем оказать влияние
Положительные мысли создают благоприятные ситуации в нашей жизни , а негативные - болезни и страдания.
Слайд 4
Три стадии стресса
Стадия тревоги
Стадия сопротивления
Стадия истощения
Слайд 5Американский психолог А. Маслоу выделяет три основные линии поведения человека в
стрессовой ситуации:
избегание;
решение проблемы;
поиск поддержки близких.
Поведение в стрессовой ситуации индивидуально, но можно обозначить две основные реакции. Проблемно-ориентированный стиль поведения связан с рациональным анализом проблемы, и как результат – планом выхода из стрессовой ситуации. Он проявляется в следующих формах поведения: анализ случившегося самими индивидумом, при затруднении – его просьба о помощи близких людей, поиск необходимой информации.
Другая тактика поведения при стрессе – субъектно-ориентированный стиль, где преобладают эмоции, без активного решения проблемы. Человек старается делать вид, что стрессовой ситуации вообще не существовало, вовлекает в проблему, а именно в свои переживания, других людей, перекладывая на них ответственность, находит утешение в алкоголе, наркотиках или избыточной еде. Важно заметить, что стиль реагирования на стрессовую ситуацию сильно варьируется даже у одного человека. То есть поведение при стрессе во время семейных конфликтов может отличаться от поведения индивида при стрессе на рабочем месте.
Слайд 6Шкала перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека
Слайд 7Профессиональный стресс
Стресс в профессиональной деятельности еще называют производственным. Он выражается в
напряженном состоянии работника, появляющемся на фоне эмоционально-отрицательных факторов, связанных с выполнением рабочих задач. Этот вид стресса зафиксирован отдельной графой Международной классификацией болезней (МКБ-10).
Вызвать профессиональное напряжение могут физические или психологические факторы, к которым относятся деспотичный директор, конкуренция, переизбыток информации, маленькая зарплата и прочие. Бывает, что человек не отделяет существующие проблемы от надуманных, накручивает себя, самостоятельно вызывая напряженное душевное состояние.
Слайд 8Разновидности профстресса
Информационное напряжение возникает при беспрерывном потоке информации, когда человек должен
принять важное решение в экстремально короткие сроки. Усложняет ситуацию высокий уровень ответственности, дефицит нужной информации и ощущение, что человек не справляется с поставленным заданием.
Коммуникативные проблемы обусловлены проблемами в деловом общении, неумении сформулировать доводы, дать отказ, защититься от нападок или манипулирования, незнании хитрых приемов.
Эмоциональные сбои появляются во время ситуаций вызвавших чувство унижения, обиду, вину, несостоятельность, неуверенность, угрозу. Негативно влияют конфликты с руководящими людьми, коллективом, деловыми партнерами. Этот вид стресса переносится сотрудником особенно тяжело, поскольку рушатся его ценности, самооценка, принципы. Это отрицательно отражается на рабочей и жизненной сферах.
Слайд 10Специалисты каких сфер в особой группе риска?
Доказано, что сфера обслуживания, управленческая
деятельность, работа во вредных или представляющих опасность местах относятся к работам, имеющим наивысший показатель напряжения.
По исследованиям психологов Манчестерского университета чаще всего рабочему стрессу подвержены следующие специальности:
шахтеры – 8,3 балла из 10;
полицейские – 7,7 баллов;
пилоты самолетов – 7,5 баллов.
Наименьший риск развития рабочего напряжения достается библиотекарям – 2 балла. Эти профессии выделены среди 150 популярных специальностей.
Слайд 11Причины возникновения профстресса
Причины возникновения стресса на работе делят на личностные и
организационные факторы, выделяют также факторы атмосферы в коллективе и условия труда.
К личностным особенностям относятся:
низкий уровень сопротивляемости и борьбы с внешними неблагоприятными факторами, неуравновешенность;
темперамент холерика;
низкий уровень адаптации к наименьшим изменениям;
низкая самооценка, неуверенность в себе;
перфекционизм;
личные проблемы, которые человек «несет» на работу и другие.
Слайд 12К коллективным проблемам относятся:
межличностные конфликты;
грубость руководителей;
конкуренция и другие.
К организационным стрессовым моментам
относят:
неравномерное или несправедливое распределение обязанностей, перегрузка, большой объем задач;
внеурочные переработки;
недостаточная загруженность, с бессмысленным «отсиживанием» часов;
отсутствие мотивации;
неумение распланировать время и другие.
Описание неудовлетворительных условий труда, вызывающих стресс:
холод, жара, сквозняк;
недостаточное освещение;
маленькое неуютное помещение;
неудобство рабочего места;
сопровождающий отвлекающий шум.
Слайд 13Эмоциональная стабильность — задача номер один
Предотвращение профессиональной деструкции проще и лучше
лечения стрессового состояния. Итак, избежать стресса на работе можно, если следовать таким советами и правилам:
изменить отношение к работе и коллегам, — построить доверительные отношения с руководством, коллегами, отмечать вместе праздники, отзываться на просьбы о помощи;
записаться на тренинги, помогающие повысить стрессоустойчивость, научиться действовать в непредвиденных ситуациях;
прерываться на гимнастику, чаепития;
организовывать рабочее время, не переоценивая собственные возможности;
повышать самооценку, верить в успех;
найти собственный мотиватор;
не нести работу домой;
отдыхать, высыпаться;
научиться отказывать тем, кто пользуется добротой.