Основы педагогики и психологии высшей школы презентация

Содержание

Литература Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. Джуринский А.Н.. Развитие образования в современном мире – М.: ВЛАДОС, 2004 Зимняя И.А.Педагогическая психология.. – М.:

Слайд 1Основы педагогики и психологии высшей школы

1 семестр
72ч – 2 з.е.
Лекции -


Практические
занятия – 8 ч

Кафедра русской словесности
и межкультурной коммуникации

Составитель профессор В.В. Богуславская

Слайд 2Литература
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер,

2000.
Джуринский А.Н.. Развитие образования в современном мире – М.: ВЛАДОС, 2004
Зимняя И.А.Педагогическая психология.. – М.: 2007
Маркова О.Ю. Мифы, идеалы и реальность образовательного процесса. - СПб, 2000.
Коржуев А.В., Попков В.А. Дидактика высшей школы: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., Издат. Центр «Академия», 2001.



Слайд 3Литература
Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.

Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова
Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина – М., 2006.
Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики. – М., 2005.
Горомкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2003.

Слайд 4Педагогика высшей школы:
предмет, место в системе наук

1. Предмет (профессиональной) педагогики ВШ.

Связи с другими науками.
2. Задачи, структура и содержание курса.
3. Основные категории педагогики ВШ

Слайд 5 Педагогика

наука о сущности,
закономерностях,
принципах, методах
и формах

обучения и
воспитания человека

Слайд 6Профессиональная педагогика
Область теоретического и практико-ориентированного научного знания, распространяемого на всю

систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности

Слайд 8Характеристика профессиональной педагогики
Объект - сфера специальной (профессиональной) подготовки человека в единой

системе непрерывного образования

Предмет - процесс формирования профессионально­значимых качеств личности с учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня и профиля.

Слайд 9 ЗАДАЧИ педагогики
вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными

и воспитательными системами
изучение и обобщение практики и опыта
разработка новых методов, средств, форм и систем обучения
прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее

Слайд 10ЗАДАЧИ профессиональной педагогики
изучение закономерностей образования
разработка принципов обучения и воспитания, педагогических технологий
обоснование

типов профессиональных учебных заведений и систем их управления
обобщение знаний о педагогических теориях, способах проектирования инновационных образовательных систем
прогнозирование путей дальнейшего развития профессионального образования.

Слайд 11 Система педагогических наук (отрасли и разделы)

1. Общая педагогика исследует

основные закономерности образования.
2. Возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания.
3. Специальная (коррекционная) педагогика.
4. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области выделяют следующие ее разделы:
1) производственная педагогика;
2) военная педагогика;
3) медицинская педагогика ;
4) инженерная педагогика;
5) спортивная педагогика.

Слайд 12Система педагогических наук (отрасли и разделы)

5. Социальная педагогика изучает закономерности социального

воспитания и социального обучения.
6. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку.
7. Гендерная педагогика.
8. Этнопедагогика.
9. Семейная педагогика разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье.
10. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
11. Исправительно-трудовая педагогика. Существуют детская и взрослая отрасли данной науки.
12. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам, накапливают технологический инструментарий.

Слайд 13Связь педагогики с другими науками:

с философией - процесс получения педагогического

знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
  с психологией - педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию. Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.
Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как индивида. Это биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.
  с медициной - появление коррекционной педагогики.
  с экономическими науками - обособление такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
  с социологией - планирование образования, выявление основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
  с политологией - выявление условий и механизмов становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Слайд 14Связь педагогики с другими науками:

с этикой. Педагогика рассматривает вопросы о

том, как индивид или общество присваивает моральные нормы и образцы поведения, и выстраивает направления воспитания и разрабатывает его методы.
с эстетикой - разработка теории и создание действенной системы художественного воспитания.
с логикой. Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Безусловно, это задача и педагогики в пределах своего предмета, но логические схемы, фигуры, законы служат необходимой (хотя и недостаточной) основой.
Связи педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов) важны для решения на современном уровне педагогических проблем с использованием аппарата этих наук: моделирования и алгоритмизации обучения и т. п.

Слайд 15Связь педагогики и психологии
Существует несколько наиболее важных узлов связи.

Главный из них - предмет исследования этих наук.
Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.
Воспитание, образование, обучение человека - целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности).
Общность методов исследований педагогики и психологии.
Научные инструменты психологического поиска (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, психологические анкеты и др.) служат решению педагогических проблем

Слайд 16 КАТЕГОРИИ педагогики
группа понятий, определяющих основные, существенные черты целостного

педагогического процесса, безотносительно к его видам и формам
ОБРАЗОВАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ
ОБУЧЕНИЕ
РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Слайд 17 КАТЕГОРИИ педагогики

ОБРАЗОВАНИЕ – это специально организованный

процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта обучающихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение определенного уровня образованности.
В буквальном смысле слово "образование" означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. В этом смысле образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений.
ОБРАЗОВАНИЕ – процесс развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, процесс раскрытия творческих возможностей личности.

Слайд 19





СПО


ВУЗЫ


НПО


ООУ
ФАО
Отраслевые
министерства
МИНОБРНАУКИ РФ
РОН
МОУО
ОУО
субъектов РФ


Слайд 22 КАТЕГОРИИ педагогики
ВОСПИТАНИЕ - социальное, целенаправленное

создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.
ВОСПИТАНИЕ является объектом изучения ряда наук: философии, психологии, педагогики, социологии, этнографии.
ПЕДАГОГИКА исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
ВОСПИТАНИЕ представляет собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Слайд 23 КАТЕГОРИИ педагогики
ОБУЧЕНИЕ – это специально организованный, целенаправленный

и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие. Этот процесс необходимо понимать как всеобщий механизм, которым осуществляется трансляция социокультурного содержания, его репродукция в каждом новом поколении. Обучение есть механизм не только образования, но и воспитания, и в целом – педагогической деятельности.

Слайд 24
КАТЕГОРИИ педагогики


Слайд 27 КАТЕГОРИИ педагогики

РАЗВИТИЕ – процесс последовательных, прогрессивных,

внутренних и внешних изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Слайд 28 Язык педагогической науки
Совокупность категорий и понятий любой науки

образует ее язык. С помощью языка раскрывается предмет науки, описывается та часть объективной реальности, которая изучается наукой. Каждая наука излагает эмпирические и теоретические знания на своем собственном языке. Для того, чтобы что-то понять, осмыслить, из того что написано в учебниках, монографиях, статьях, надо знать язык, на котором все это изложено.

Слайд 29 Язык педагогической науки
Одно и то же понятие

в педагогике может иметь (и, как правило, имеет) до трех десятков определений. Это связано с тем, что разные исследователи изучают педагогическую реальность исходя из разных философских оснований, под разными углами зрения (аспектами). Во многом это определяется действующим в гуманитарных науках принципом «многозначности истины в гуманитарном знании». Поэтому, читая любую педагогическую литературу, необходимо в первую очередь определить, исходя из каких философских оснований (марксистско-ленинской диалектики, прагматизма, гуманизма, пр.) автор анализирует те или иные педагогические явления и процессы, поскольку это определяет язык изложения и используемый понятийный аппарат.

Слайд 30Категории профессиональной педагогики
Профессия
Специальность
Рабочий, работник, специалист
Профессиональная деятельность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство
Профессиональное обучение
Профессиональное

воспитание



Слайд 31Категории профессиональной педагогики
ПРОФЕССИЯ – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной

подготовки и используемый как источник существования.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии.

Слайд 32Категории профессиональной педагогики
РАБОТНИК – человек, осуществляющий производительный или управленческий труд и

живущий за счет оплаты этого труда.
РАБОЧИЙ – работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования.
СПЕЦИАЛИСТ – человек со средним и высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. осуществляющий управленческий и производительный труд.


Слайд 33Категории профессиональной педагогики
Формирование готовности к ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ будущего работника достигается посредством

профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения.
Профессиональное самообразование, самовоспитание. Профессиональное самообучение.
Процесс профессионального самообразования, самовоспитания в единстве с профессиональным образованием, воспитанием и обучением, направленный на общее и профессиональное развитие личности, означает профессиональное становление будущего специалиста.

Слайд 34Категории профессиональной педагогики
В процессе профессионального становления происходит изменение ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, под

которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности.
Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях.
Высший уровень квалификации, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО.

Слайд 35Категории профессиональной педагогики
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – специально организованный и управляемый процесс формирования

профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности и освоение их во взаимодействие с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – специально организованный и управляемый процесс включения обучающихся в различные социально-профессиональные отношения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирование готовности к профессиональной деятельности.

Слайд 36Методика профессионального обучения
Методика – совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности

в отдельных образовательных процессах.
Объект познания МПО – процесс обучения определенному предмету (дисциплине).
Предмет познания МПО – закономерности методической деятельности педагога профессиональной школы по проектированию, конструированию, разработке специальных средств обучения.

(МПО)


Слайд 37К ведущим методологическим положениям
педагогики высшей школы можно отнести следующие.

1. Педагогические

исследования необходимо рассматривать во временном контексте; исторический под­ход дает возможность определить их актуальность, своевременность и необходимость для развития высшего образования, осуществить правильный анализ тракто­вок положений, категорий, выводов.
2. Системно-структурный подход к педагогическому процессу высшей школы способствует многоконтекстному восприятию и анализу этого процесса, создает пред­посылки для получения объективного результата.
3. Профессиональная подготовка в условиях высше­го учебного заведения является системообразующим элементом всего процесса становления личности специалиста.
4. Источником развития личности студента являют­ся внутренние и внешние факторы: наследственность, среда, воспитание, профессиональная подготовка, само­воспитание, самообразование.
5. Решающую роль в профессиональном становлении личности студента играют познание, деятельность, общение.
6. Продуктивность процесса воспитания и професси­ональной подготовки студента детерминирована его активностью, что особенно значимо для самообразования и самовоспитания.

Слайд 387. Студенческую молодежь необходимо изучать в ди­намике ее развития,

анализировать постоянные измене­ния, прогрессивные движения вперед.
8. В формировании мировоззренческой позиции, ценностных ориентации, мотивационной сферы будуще­го специалиста важное значение имеет гармония лич­ных и общественных интересов, национальных и обще­человеческих ценностей.
9. Наиболее благоприятной средой для воспитания, обучения, формирования личности студента являются коллективные отношения. В условиях вуза такой сре­дой становится студенческий коллектив.
10. Важным потенциалом и питательной почвой раз­вития педагогики высшей школы является практика, в роли которой выступает вся жизнедеятельность вуза; между педагогической теорией и практикой существует сложная зависимость.

Педагогика высшей школы в процессе реализации своих задач выполняет
основные четыре функции:
• научно-теоретическую;
• конструктивно-прикладную;
• прогностическую;
• организаторскую.


Слайд 39

Задачи вуза.

1. Формирование творческой личности будущего специалиста.
2. Формирование личности, способной к самовоспитанию и саморазвитию.
3. Формирование нового мышления в понимании процессов общественной
жизни и природы деятельности.
4. Формирование постоянства и многообразия форм
учебно-методической деятельности будущего педагога.

Педагогика высшей школы — это наука о закономерностях процесса
воспитания и профессиональной подготовки специалиста в условиях вуза, разрабатывающая на их основе теорию, методику, технологию организации и управления этим процессом.

Педагогика высшей школы относительно молодая наука. Она оформилась в самостоятельную отрасль педагогических знаний примерно в середине XX в.
Самостоятельные отрасли:
• дидактика высшей школы;
• теория и методика воспитания в вузе;
• вузоведение;
• менеджмент в высшей школе.


Слайд 40Целостному педагогическому процессу присущи следующие характеристики:

• целенаправленность - ведущая цель состоит

в подготовке учителя, формировании его личности, таких качеств, которые будут способствовать продуктивной педагогической деятельности;
• двусторонний характер - в педагогическом про­цессе всегда можно выделить деятельность двух сторон, двух основных субъектов - преподавателей и студентов;
• творческий характер - эта характеристика по своей глубинной сути требует креативности как от преподавателя, так и от студентов, что проявляется в обнов­лении содержания, форм, методов воспитательно-обра­зовательной деятельности педагога и познавательной деятельности студентов;
• динамизм - педагогический процесс есть явление развивающееся, ему присущи изменения содержания, действий субъектов этого процесса и самих субъектов;
• целостность - будучи интегрирующей характе­ристикой педагогического процесса, она предполагает, что все его компоненты находятся в согласованной связи и подчинены единой цели.

Слайд 41Через педагогический процесс система образования выполняет две роли:

• адаптирующую - состоит

в формировании у студентов определенной системы ценностей, культуры, гражданской позиции;
• созидательную - состоит в образовании, воспитании, развитии, профессиональной подготовке личности специалиста.

На продуктивность педагогического процесса определенное влияние оказывают внешние условия: общественные, культурные, микросреды вуза, природно-географические, а также внутренние: учебно-методическая, материальная база вуза, политический и морально-психологический микроклимат, эстетические, спортивные, гигиенические условия, уровень профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава.

Целостный педагогический процесс имеет свою структуру, основными компонентами которой являются обучение и воспитание студентов, преследующие целевую установку на профессиональную подготовку будущих специалистов.


Слайд 42Структура целостного педагогического процесса

Цели
Задачи содержание

Методы
Средства
Формы
Результат


Основные компоненты педагогического процесса, в свою очередь, имеют собственную подструктуру:
• обучение - включает преподавание (деятельность педагогов) и учение (деятельность студентов);
• воспитание — включает воспитательные влияния педагогов, студентов и их объединений и принятие (персонификация) или непринятие личностью студента этих воздействий;
• научно-исследовательская деятельность — включает работу преподавателей и студентов.


Слайд 43Отличия педагогического процесса вуза от средней школы :

• вузы, имея определенную

целевую установку, при ее реализации осуществляют профессиональную подготовку специалистов;
• для вуза характерно широкое взаимодействие субъектов педагогического процесса;
• педагогический процесс вуза связан с научными исследованиями преподавателей и студентов. Исследования, оказывая непосредственное или опосредованное влияние на продуктивность профессиональной подго­товки, определяют значимость работы вуза;
• в вузах значительно возрастает доля самостоятельной работы студентов, их самообразование и самовоспитание требуют определенного построения воспитательно-образовательного процесса;
• студенческий возраст позволяет решать многие задачи воспитания главным образом в процессе обучения, профессиональной подготовки будущих учителей;
• педагогическая практика студентов направлена на полноценное профессиональное становление молодых специалистов.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика