Основные теоретические представления о саморегуляции презентация

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ В ИЗВЕСТНОЙ СТЕПЕНИ НАМЕТИЛИСЬ И ОПРЕДЕЛИЛИСЬ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ОДНОЙ ИЗ КООРДИНАЛЬНЫХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАУКИ – ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА. САМОРЕГУЛЯЦИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК АТРИБУТ ВСЕОБЩЕЙ МАТЕРИИ,

Слайд 1ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О САМОРЕГУЛЯЦИИ.
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 3ГО КУРСА ФСФ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ПСИХОЛОГИИ ПУТИЛОВА ЯНА

Слайд 2В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ В ИЗВЕСТНОЙ СТЕПЕНИ НАМЕТИЛИСЬ И ОПРЕДЕЛИЛИСЬ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ОДНОЙ ИЗ КООРДИНАЛЬНЫХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАУКИ – ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА. САМОРЕГУЛЯЦИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК АТРИБУТ ВСЕОБЩЕЙ МАТЕРИИ, РАСКРЫВАЕТ МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ И ФИКСИРУЕТ МОМЕНТ УСТОЙЧИВОСТИ. ПОНЯТИЕ «САМОРЕГУЛЯЦИЯ» ОТРАЖАЕТ БИОЛОГИЧЕСКУЮ (ПРИРОДНУЮ) ХАРАКТЕРИСТИКУ ЧЕЛОВЕКА КАК ИНДИВИДА, А ПОНЯТИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТРАЖАЕТ СОЦИАЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ. 
ПРОБЛЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТО СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО ОТ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К РЕГУЛИРОВАНИЮ СВОИХ ПСИХИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, НО И ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЕ В ЦЕЛОМ. В СВЯЗИ СО СЛОЖНОСТЬЮ ЭТОГО ПОНЯТИЯ ИМЕЕТСЯ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТРАКТОВОК И МНЕНИЙ.

Слайд 3К. БЕРНАР ВПЕРВЫЕ, С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ НА ТО,

ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ ПОСТОЯННОЙ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПОМОГАЕТ ОРГАНИЗМУ ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ КОЛЕБАНИЯМ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ ОРГАНИЗМУ ОТ ПАССИВНОЙ АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПЕРЕЙТИ К АКТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОСТОЯНСТВА СВОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. 

 БОЯРИНЦЕВ В.П. ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО САМОРЕГУЛЯЦИЮ СТОИТ РАССМАТРИВАТЬ КАК АТРИБУТ ВСЕОБЩЕЙ МАТЕРИИ. ПО МНЕНИЮ АВТОРА, ПОНЯТИЕ «САМОРЕГУЛЯЦИЯ» ОТРАЖАЕТ БИОЛОГИЧЕСКУЮ (ПРИРОДНУЮ) ХАРАКТЕРИСТИКУ ЧЕЛОВЕКА КАК ИНДИВИДА, А ПОНЯТИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТРАЖАЕТ СОЦИАЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ.


Слайд 4ИДЕИ К. БЕРНАРА О РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОЛУЧИЛИ СВОЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ В

РАБОТАХ И.М. СЕЧЕНОВА И Ч. ШЕРРИНГТОНА. ОНИ УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО САМОРЕГУЛЯЦИЯ СВЯЗАННА С СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА И НЕ НУЖДАЕТСЯ В НАЛИЧИИ ОСОБОГО ПСИХИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ОПРЕДЕЛЕННЫХ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ, СВЯЗАННЫХ С СОЗНАТЕЛЬНЫМ ОТРАЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ РЕАКЦИИ РЕФЛЕКТОРНЫХ ДУГ, ПО МНЕНИЮ Ч. ШЕРРИНГТОНА, УПРАВЛЯЮТСЯ МЕХАНИЗМАМИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ СВЯЗАНА С СОЗНАНИЕМ.

Сеченов И.М.

Шеррингтон Ч.С.


Слайд 5ИНТЕРЕСНУЮ ИДЕЮ ВЫСКАЗАЛ УВАЖАЕМЫЙ РУССКИЙ ФИЗИОЛОГ И.П. ПАВЛОВ. ОН ОПРЕДЕЛИЛ ЧЕЛОВЕКА

КАК САМОРЕГУЛИРУЮЩУЮСЯ СИСТЕМУ, КОТОРАЯ САМА СЕБЯ НАПРАВЛЯЕТ, ПОДДЕРЖИВАЕТ, ВОСПИТЫВАЕТ И ДАЖЕ СОВЕРШЕНСТВУЕТ. ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ БЫЛО РАЗВИТО П.К. АНОХИНЫМ В ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТОЙ ТЕОРИИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ДИНАМИЧЕСКИЕ, САМОРЕГУЛИРУЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОТОРЫХ ПОЗВОЛЯЕТ ДОСТИГНУТЬ ПОЛЕЗНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, И НОСЯТ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ДЛЯ ОРГАНИЗМА. В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ Л.С. ВЫГОТСКИЙ ОБРАЩАЛ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА УЧАСТВУЕТ В РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРАЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ВЫСШИМИ ФОРМАМИ АКТИВНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПРИРОДЫ К СВОИМ ПОТРЕБНОСТЯМ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ПАССИВНОМУ ПРИСПОСОБЛЕНИЮ ЖИВОТНЫХ К СРЕДЕ.

И.П. Павлов

П.К. Анохин

Л.С. Выготский


Слайд 6СУЖДЕНИЯ О САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК АДАПТИВНОЙ, УРАВНОВЕШИВАЮЩЕЙ ФОРМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ СУЖАЮТ

ОБЛАСТЬ ЕЕ ПОЗНАНИЯ ДО СФЕРЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ. ОДНАКО САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИСУТСТВУЕТ И В ПРОТЕКАНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. 
СУЩЕСТВУЮТ И ДРУГИЕ ПОДХОДЫ, ГДЕ ПРОБЛЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ СВОДИТСЯ К ИЗУЧЕНИЮ СОЗНАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СОБСТВЕННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ И ПОВЕДЕНИЕМ. С ДАННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ ТОЛЬКО ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ, ПОСТУПКОВ, ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ И САМОКОНТРОЛЬ.
ОДНАКО МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЛЮБАЯ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ СЛОЖНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА РЕГУЛИРУЕТСЯ ЕДИНСТВОМ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ.


Слайд 7В.Е. КЛОЧКО ОТМЕЧАЕТ, ЧТО ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДОЛЖНО ПРОВОДИТЬСЯ В СООТНЕСЕНИИ ОСОЗНАВАЕМОГО

И НЕОСОЗНАВАЕМОГО, ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО, Т.Е. В СИСТЕМЕ ЦЕЛОСТНОГО ПСИХИЧЕСКОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ. АВТОР СЧИТАЕТ, ЧТО САМОРЕГУЛЯЦИЯ – ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ РАБОТЫ ПСИХИКИ КАК СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ, ПРИ ЭТОМ ОСОЗНАННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШИМ УРОВНЕМ В СИСТЕМЕ РЕГУЛЯЦИИ.

В.Е. Клочко


Слайд 8СУЩЕСТВЕННЫЙ ВКЛАД В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ВНЕСЛИ ТАКИЕ УЧЕНЫЕ, КАК

А.Ф. ЛАЗУРСКИЙ, М.Я. БАСОВ, В.Н. МЯСИЩЕВ, Б.Г. АНАНЬЕВ И ДР.

А.Ф. Лазурский

М.Я. Басов

В.Н. Мясищев

Б.Г. Ананьев


Слайд 9М.Я. БАСОВ, ПРЕДПРИНИМАЯ ПОПЫТКИ РАСКРЫТЬ ПОНЯТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ, ПРЕДЛАГАЕТ РАССМАТРИВАТЬ ЕГО В

ДВУХ СМЫСЛАХ. ПЕРВЫЙ НАИБОЛЕЕ ШИРОКИЙ, СВЯЗАН С ОБЩЕЙ УСТАНОВКОЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩИМ НАПРАВЛЕНИЕМ ЕЕ АКТИВНОСТИ. ДРУГОЙ, ЗАТРАГИВАЮЩИЙ РЕГУЛЯЦИЮ В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА, КАСАЕТСЯ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА И СПОСОБОВ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
В.К. КАЛИН В СВОИХ РАБОТАХ ВЫДЕЛЯЕТ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ КАК ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ПОД КОТОРЫМ ПОНИМАЕТ СОЗНАТЕЛЬНОЕ, ОПОСРЕДОВАННОЕ ЦЕЛЯМИ И МОТИВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗДАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ МОБИЛИЗОВАННОСТИ, ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА АКТИВНОСТИ И КОНЦЕНТРИРОВАНИЯ ЭТОЙ АКТИВНОСТИ В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ТО ЕСТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ СОЗДАНИЕ ТАКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИВАЛА БЫ НАИБОЛЬШУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ. ПО ЕГО МНЕНИЮ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ – ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ САМОСУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, Т.Е. АКТИВНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НЕ НА ВНЕШНИЙ МИР ИЛИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, А НА САМОГО СЕБЯ. 


Слайд 10ПОДВОДЯ ИТОГИ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

САМОРЕГУЛЯЦИИ, ЧТО ЗАТРУДНЯЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ ДАННОГО ПРОЦЕССА, ОДНАКО СОВЕРШЕННО ЯСНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ЗАКЛЮЧАТЬ САМОРЕГУЛЯЦИЮ В РАМКИ ТОЛЬКО ФИЗИЧЕСКОЙ ИЛИ ТОЛЬКО ПСИХИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ.
ПОД ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ Я ПОНИМАЮ СОЗНАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИСУЩИЕ ЕМУ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (ПРОЦЕССЫ, СОСТОЯНИЯ, СВОЙСТВА), ВЫПОЛНЯЕМУЮ ИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОБСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ С ЦЕЛЬЮ ПОДДЕРЖАНИЯ (СОХРАНЕНИЯ) ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА ИХ ПРОТЕКАНИЯ.

Слайд 11ЛИТЕРАТУРА:
АНОХИН П.К. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ. – М., 1968
БАСОВ

М.Я. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДОЛОГИИ. – М., 1928
БЕРНАР К. ВВЕДЕНИЕ К ИЗУЧЕНИЮ ОПЫТНОЙ МЕДИЦИНЫ – СПБ, 1866
БОЯРИНЦЕВ В.П. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ АКТИВНОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ – М., 1988
ВЫГОТСКИЙ Л.С. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Т. 6. НАУЧНОЕ НАСЛЕДСТВО – М., 1984
КАЛИН В.К. ВОЛЯ, ЭМОЦИИ, ИНТЕЛЛЕКТ. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕЗИСЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ – СИМФЕРОПОЛЬ, 1983
КЛОЧКО В.Е. САМОРЕГУЛЯЦИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ – М., 1987
ПАВЛОВ, И.П. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ – М., 1949
ШЕРРИНГТОН Ч. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – Л., 1969


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика