Основные положения методологии науки презентация

Содержание

Тема 1. Основные положения методологии науки Общие понятия о науке. Основные этапы развития науки. Классификация наук. Наука как социальный институт. Наука как результат. Общие закономерности развития науки. Структура научного

Слайд 1
Методология
научных
исследований
Лекция 2



Слайд 2Тема 1. Основные положения методологии науки
Общие понятия о науке. Основные

этапы развития науки. Классификация наук. Наука как социальный институт. Наука как результат. Общие закономерности развития науки. Структура научного знания. Критерии научности знания. Классификация научного знания.
Методология науки. Философско-психологические и системотехнические основания. Науковедческие основания. Этические и эстетические основания. Нормы научной этики. Цель и задачи научного познания. Принципы научного познания. Критерии научности. Проблема истины в научном познании.


Слайд 3Философско-психологические и системотехнические основания.
Структурные компоненты деятельности.
Науковедческие основания.
Этические и эстетические

основания.
Нормы научной этики.
Цель и задачи научного познания.
Принципы научного познания.
Критерии научности.
Проблема истины в научном познании.

Методология науки


Слайд 4учение об организации деятельности.
алгоритм поиска цели, набор приёмов, методов, средств, способов,

принципов достижения цели.
учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология – это


Слайд 6Методология науки  – это учение о методах и процедурах научной деятельности,

а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методология научного исследования


Слайд 7В научной среде бытуют как бы два равнозначных понятия: «методология науки»

и «методология научного исследования». По сути эти понятия являются синонимами: дело в том, что научная деятельность, деятельность каждого исследователя (или коллектива ученых) осуществляется по конкретным завершенным циклам – исследованиям (научным проектам).
Ученый проектирует очередное исследование, осуществляет его, оценивает полученные результаты (рефлексирует). Завершив очередной цикл, ученый приступает к следующему научному проекту – к следующему исследованию.

Методология науки и методология научных исследований


Слайд 8Методология науки, в прикладном смысле, — это система принципов и подходов исследовательской

деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной научной дисциплины.
Методология научного исследования – это форма организации научного знания и научной деятельности, содержащая основные принципы, соответствие структуры и содержания задачам исследования, включая методы, проверку истинности результатов

Методология научного исследования


Слайд 9Роль научной методологии в развитии науки
Методология обобщает проверенные в

широкой общественной исторической практике рациональные формы организации деятельности.

Слайд 10Взаимосвязь методологии педагогической науки и педагогической деятельности


Слайд 11Любая развитая научная дисциплина легко обнаруживает уровни: эмпирический, теоретический, методологический.
Методология –

наука о методе в самом широком смысле, а конкретизация собирательного понятия метод раскрывается в концептуальном аппарате, в понятиях научного сообщества, научной картины мира, научных подходов и концепций, научных технологий, методов, исследовательских программ, стандартов, методик, нормативов.

Уровни методологии науки  


Слайд 12Уровни методологии науки  


Слайд 14Философские основания методологии науки
Философия изучает деятельность как всеобщий способ существования человека.


Человеческая деятельность охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, и духовные операции; и внешние, и внутренние процессы.
В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.
Диалектика – стиль естественнонаучного мышления

Слайд 18Психологические основания методологии науки
Психология изучает деятельность как важнейший компонент психики.
С.Л.

Рубинштейн считал, что психология должна изучать не деятельность субъекта, а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей, в том числе через исследование деятельности.
А.Н. Леонтьев считал, что деятельность должна входить в предмет психологии постольку, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности.

Слайд 21Системотехнические основания методологии науки
Системный анализ, отличаясь междисциплинарным подходом рассматривает деятельность как

сложную систему, направленную на подготовку, обоснование и реализацию решения сложных проблем: политического, социального, экономического, технического, экологического и т.д. характера.

Слайд 22
Сопоставление подходов этих трех научных дисциплин: философии, психологии и системного анализа

(системотехники) позволяет выбрать общую схему структуры деятельности.

Структура деятельности


Слайд 23Процессуальные компоненты деятельности


Слайд 24Структурные компоненты деятельности
Потребности определяются как нужда или недостаток в чем-либо, необходимом

для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности социальных субъектов зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности.
Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах, являющихся побудителями деятельности.
Мотивация, то есть процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений.
Мотивы обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результата ожидаемой деятельности, действия.

Слайд 26
Цель занимает особое место в структуре деятельности.
Если цели

задаются человеку извне или человек постоянно выполняет однообразную, рутинную работу, то деятельность носит репродуктивный характер, проблемы целеполагания (построения процесса определения цели) не возникает.
В случае продуктивной деятельности (особенно инновационной, творческой деятельности ученого) цель определяется самим субъектом, и процесс целеполагания становится довольно сложным, имеющим свои собственные стадии и этапы, методы и средства.
В категориях проектно-технологического типа организационной культуры, в категориях системного анализа процесс целеполагания определяется как проектирование.
Процесс целевыполнения также характеризуется в каждом конкретном случае своим содержанием, своими формами и своими специфическими методами и средствами, своими технологиями.

Структурные компоненты деятельности


Слайд 34
Саморегуляция в общем смысле определяется как целесообразное функционирование живых систем.

Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта.
Саморегуляция имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его деятельности – модель значимых условий деятельности – программа собственно исполнительских действий – система критериев успешности деятельности – информация о реально достигнутых результатах – оценка соответствия реальных результатов критериям успеха – решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Структурные компоненты деятельности


Слайд 35
Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и является информационным процессом,

носителем которого выступают различные формы отражения действительности.
Управление рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Коллективная деятельность невозможна без создания определенного порядка, разделения труда, установления места и функций каждого человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления.

Структурные компоненты деятельности


Слайд 36
Понятие внешней среды является важнейшей категорией системного анализа, который рассматривает

деятельность как сложную систему.
Среда определяется как совокупность всех объектов/ субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение которых меняются в зависимости от поведения системы.
Внешней средой задаются факторы: критерии оценки соответствия результата цели, принятые в обществе нормы (правовые, этические, гигиенические и т.п.) и принципы деятельности.

Структурные компоненты деятельности


Слайд 37
Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т.п.) будут относиться и

к внешней среде, и в то же
время могут входить в состав самой деятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности (например, если не хватает средств на осуществление какого-либо проекта, можно попытаться найти спонсоров, инвесторов – заинтересованные организации, которые его профинансируют и т.д.).
Инвариантным для любой деятельности является следующий набор групп условий:
- мотивационные,
- кадровые,
- материально-технические,
- научно-методические,
- финансовые,
- организационные,
- нормативно-правовые,
- информационные условия.

Структурные компоненты деятельности


Слайд 38Характеристика типов организационной культуры


Слайд 39Науковедческие основания методологии науки
Отрасль науки, которая изучает саму науку называется науковедением.

Она включает в себя целый ряд дисциплин: гносеологию, логику науки, семиотику (учение о знаках), социологию науки, психологию научного творчества и т.д.
В рамках изучаемого курса наибольшее значение имеет гносеология, поскольку методология науки (научного исследования) рассматривается как ее составной компонент.
Гносеология – это теория научного познания (синоним эпистемология), одна из составных частей философии. Гносеология изучает закономерности и возможности познания, ступени, формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научного знания.
Методология науки как учение об организации научно-исследовательской деятельности – часть гносеологии, которая изучает процесс организации научной деятельности.

Слайд 41Эстетические основания методологии науки
Эстетическая деятельность (эстетические компоненты деятельности) присущи в той

или иной мере каждому человеку в любом виде деятельности.
Эстетическая деятельность имеет предметно-духовный характер. Ее предметом может стать любой объект действительности, доступный непосредственному восприятию или представлению.
Сферой особого интереса эстетической деятельности всегда был и остается мир человека: общественно-исторический процесс, общественная жизнь людей, их поведение и внутренний, духовный мир.

Слайд 49
Важное отличие научной эстетики от эстетики искусства состоит в том, что

для осознания красоты научной работы необходимы знания, необходима надлежащая подготовка, то есть определённый тезаурус, запас предварительной информации.
Чтобы понять красоту уравнений Максвелла, надо знать явления, которые они описывают, и понимать смысл введённых понятий и обозначений.

Слайд 50
Известно глубокое внимание Эйнштейна к искусству – к художественной литературе и

музыке, известны его слова о том, что Достоевский даёт ему больше, чем математик Гаусс.
Эйнштейн непосредственно ощущал неразрывную связь науки и искусства, задачи которых в конечном счёте едины – они сводятся к познанию и отображению гармонии реального мира. Связь науки и искусства одновременно означает связь науки и эстетики.

Слайд 51
Другой большой учёный, Поль Дирак, считал эстетический критерий первостепенным в научном

творчестве. Эстетика – высший критерий научной истины.
Наука и эстетика: всегда ли истина красива, а красота — истинна?


Слайд 52Этические основания методологии науки
Поскольку любая человеческая деятельность осуществляется в обществе она

должна основываться на морали и, соответственно, организовываться в соответствии с нравственными нормами.
Нравственная культура общества характеризуется уровнем освоения членами общества моральных требований – нравственных норм, принципов, идеалов и т.д., степень овладения ими личностью и практического претворения в поступки, в каждодневное поведение, проявляющееся в отношении человека к другим людям, обществу в целом, в его целях, жизненных планах, ценностных ориентациях, установках и т.д.
Морально-нравственные ценности, являющиеся своеобразным регулятивным механизмом отношений общества и личности, пронизывают всю деятельность индивидов, всю систему взаимодействия между ними.

Слайд 53Этические основания методологии науки.
Базовые этические ценности.
Этический кодекс науки.
Нормы научной этики.


Нарушения этических норм в науке.
Научный этикет.



Слайд 54Три мнения
Наука этически нейтральна, последствия за применение открытий несет не ученый,


а политик.

Наука не может быть этически нейтральной, поэтому должна производиться научно-техническая и гуманитарная экспертиза.

Ученые несут нравственную ответственность за негативные последствия развития науки и техники.


Слайд 55
«Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред».

французский философ М.Монтень

Слайд 57Определения
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Профессиональная этика

– это дисциплина, которая конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения.
Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности.

Слайд 63Для некоторых профессий существуют помимо общечеловеческих, общенациональных этических норм еще и

дополнительные профессиональные этические нормы: педагогическая этика, медицинская этика и т.д.
Деятельность в таких профессиях организуется в соответствии и с этими специфическими этическими нормами.

Профессиональная этика


Слайд 67Этика — содержание антонимов «хорошо» и «плохо» или дихотомия понятий добра

и зла, соответствующие определенному мировоззрению, определенной системе ценностей.
Мораль — содержание антонимов «можно» и «нельзя» или дихотомия понятий дозволенного и недозволенного, соответствующие общественному мнению.
Нравственность — содержание антонимов «можно» и «нельзя» или дихотомия понятий дозволенного и недозволенного, соответствующие внутреннему убеждению.

Этика – Мораль – Нравственность


Слайд 70Научная этика
Научная этика — это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт

к административному разбирательству.

Научная этика  — это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.


Слайд 71Императивы Р.Мертона
Коммунизм. Фундаментальные открытия науки являются продуктом социального сотрудничества и предназначены

для сообщества. Они образуют общее наследие.
Универсализм. Безличность науки должны согласовываться с наблюдением и ранее подтвержденным знанием.
Незаинтересованность. На результат исследования не должны влиять научные интересы учёного.
Организованный скептицизм. Учёные обязаны быть критичными к результатам своей работы и своих коллег; проверять результаты исследований, публичный характер научных дискуссий.

Слайд 73Специфические моральные коллизии научной работы
Естественное стремление ученого быстрее опубликовать полученные данные

– и недопустимость поспешных публикаций.
Осторожность по отношению к новомодным идеям – и гибкость, восприимчивость к перспективным научным гипотезам.
Необходимость тщательной проверки новой идеи – и необходимость ее скорейшей «заявки» по приоритетным соображениям.
Право ученого рассчитывать на высокую оценку своих трудов – и обязанность работать безотносительно к оценке других.

Слайд 74Специфические моральные коллизии научной работы
Необходимость эрудиции – и опасность преувеличения ее

значения.
Скрупулезное внимание к формулировкам и деталям – и недопустимость педантизма.
Собственная научно-исследовательская работа – и необходимость иметь учеников; при этом второе не должно отнимать силы и энергию для осуществления первого.
Право молодого ученого на самостоятельность – и необходимость учиться у мастеров науки.
Научное знание интернационально – но оно делает честь нации, которая способствовала его открытию.

Слайд 75Важные пункты в сфере этики ученых
Учёный должен следовать принципам научной этики,

чтобы успешно заниматься научными исследованиями.
В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах.
Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом.
Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов.

Слайд 76Важные пункты в сфере этики ученых
корректное определение авторства
недопустимость плагиата, ориентированность

на новизну
недопустимость фальсификации эксперимента, научного открытия
корректное цитирование, корректные ссылки
корректность в научной полемики, недопустимость оскорбления оппонента
научная добросовестность при проведении экспериментов, построение научных теорий
осознание личной профессиональной ответственности
осознание моральной ответственности ученых за негативные последствия.   

Слайд 77Этический кодекс
Кодексы этики – это свод норм правильного,

подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

Слайд 79Нормы научной этики
Общие принципы научной деятельности
Сотрудничество и ответственность руководителя научного

коллектива
Руководство молодыми учеными
Обеспечение безопасности и хранение первичных данных
Научные публикации
Назначение ответственного за разбор конфликтных ситуаций

Приняты Сенатом Общества Макса Планка 24 ноября 2000 г.


Слайд 80Общие принципы научной деятельности


Слайд 81Нормы, регулирующие повседневную научную деятельность
точное соблюдение правил получения и отбора данных,

действующих в конкретной научной дисциплине;
надежная организация защиты и хранения первичных данных; ясное и полное документирование всех важных результатов;
правило "систематического скептицизма": открытость для сомнений, даже по поводу своих собственных результатов и результатов работы своего коллектива;
осмысление неявных, аксиоматичных предположений; бдительное отношение к попыткам принять желаемое за действительное, вызванным личной заинтересованностью или даже причинами этического характера; осторожное отношение к вероятности неверного истолкования в результате методически ограниченной возможности установления объекта исследований.

Слайд 82Нормы, регулирующие отношения между коллегами и сотрудничество
обязательство не препятствовать научной

работе конкурентов, путем, например, задержки отзывов или передачи третьему лицу научных результатов, полученных при условии соблюдения конфиденциальности;
активное содействие научному росту молодых ученых;
открытость для критики и сомнений, выражаемых другими учеными и коллегами по работе;
внимательная, объективная и непредубежденная оценка работы коллег; непредвзятое отношение.

Слайд 83Нормы, регулирующие публикацию результатов
обязательная публикация результатов работы, выполняемой за счет государственного

финансирования (принцип общедоступности результатов фундаментальных исследований);
соответствующее представление неподтвержденных гипотез и признание ошибок (принцип научной культуры, допускающий возможность ошибки в науке);
честное признание заслуг и должная оценка вклада предшественников, конкурентов и коллег (принцип признания заслуг).

Слайд 85Руководство молодыми учеными


Слайд 86Особое внимание следует уделять обучению и поддержке молодых ученых, а также

руководству ими в области соблюдения принципов научной этики. В данном контексте особое значение придается сотрудничеству с университетами.
В отделах и рабочих группах институтов и научных учреждений Общества Макса Планка, соответствующее внимание должно уделяться молодым ученым, в частности, студентам-дипломникам, докторантам, молодым кандидатам наук и работающим над диссертацией для получения права преподавания в университете.
Следует назначить контактных лиц, к которым могут обращаться молодые ученые. Для руководства докторантами рекомендуется назначить двух опытных ученых, помимо контактного лица. Следует также наладить сотрудничество с университетом, в котором кандидат будет получать степень (диссертационный комитет).

Руководство молодыми учеными


Слайд 87Корпоративная этика – это свод писанных и неписаных норм взаимоотношений между

сотрудниками в рамках одного конкретного предприятия, фирмы, организации, учреждения, либо сложившиеся как традиции, либо закрепленные в нормативных документах – уставах, должностных инструкциях и т.д.
Каждый руководитель, каждый сотрудник должны следовать этим внутренним нормам.

Корпоративная этика


Слайд 88Нарушения научной этики
Ложные утверждения – это или фабрикация данных, или их

фальсификация, посредством либо сокрытия нежелательных, либо выборочного их представления, либо манипуляций с графиками и иллюстрациями; некорректные утверждения в приложениях к работе.
Нарушения интеллектуальной собственности – это прямой плагиат, включающий узурпацию авторства; кража идей; публикация или ознакомление третьих лиц без ведома автора о содержании работы, открытиях, гипотезах, теориях или исследовательских методах ранее не опубликованных; вступление в соавторы без их ведома.


Слайд 90Нарушения научной этики
Нанесение вреда чужой исследовательской работе – прямой саботаж чужих

исследований, включая порчу оборудования, документации и прочих необходимых элементов для проведения чужого исследования.
Совместное участие в проектах, в которых потенциальному соавтору известно, что они выполняются с нарушениями научной этики, грубое пренебрежение обязанностями наблюдения за проведением исследований, неразглашение сведений о нарушении научной этики.

Слайд 92Научный этикет
Этикет – это установленный порядок поведения где-либо.


Слайд 93Нравственные качества личности


Слайд 94Нравственные требования к общению


Слайд 95Основные элементы делового этикета
Приветствия.
Представления.
Обращения.
Субординация.


Слайд 98Афоризмы
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет (А. Швейцер)
Интерес к

вопросам этики – свидетельство запоздалого умственного развития (О. Уайльд)
Этика состоит из политической этики, коммерческой этики, церковной этики, и этики (М. Твен)
Золотое правило этики – в том, что нет золотого правила. То, что нет золотого правила, — тоже правило, только не золотое, а железное (Г. Честертон)

Слайд 99Что Вы понимаете под основаниями науки?
Дайте характеристику философско-психологическим, системотехническим, науковедческим, этическим

и эстетическим основаниям методологии науки.
Дайте определение понятиям «этика», «мораль», «нравственность», «профессиональная этика», «научная этика».
Какие этические ценности считают базовыми?
Какими императивами, по мнению социолога научного знания Р. Мертона, должно руководствоваться научное сообщество в процессе своей деятельности?

Контрольные вопросы


Слайд 100Что собой представляет этический кодекс науки? Сформулируйте нормы научной этики.
Является

ли наука нейтральной с точки зрения этики?
В чем проявляется специфика этического кодекса молодого ученого?
Что понимают под «теневой наукой»? Приведите примеры нарушения этических норм в науке.
Какие юридические последствия существуют при нарушении и этических норм в науке?
Чем отличается научный этикет от светского этикета?
Может ли поступок быть этичным, но не соответствовать этикету и наоборот?

Контрольные вопросы


Слайд 101
Спасибо за внимание!

До встречи на следующей лекции!


Слайд 102Дополнительные слайды


Слайд 103Функции научного исследования
Основная функция науки –

производство нового знания отрасли науки (ЗНАНИЯ ДОБЫВАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО В НАУКЕ).
Выполняется посредством:
Описания (регистрация, систематизация).
Объяснения (понимания): каузальное: причина – следствие (знания о природе и технике); телеологическое (интенциональное) – достижение цели (ценности, гуманитарное знание); функциональное – «для чего»; нормативное – нормы поведения (нравственность); процессуальное – мнение о логике процесса.
Обоснования (верификация, фальсифицируемость, вписывание в известные теоретические схемы, аккумуляция знаний, научные революции – изменение научной картины мироустройства).
Предсказания (интерпретация фактов, теоретическое моделирование).

Слайд 104Признаки научного исследования
Цель – получение нового научного знания.
Предметность (отрасли науки).
Объективность (относительная

независимость от личности: генетика (законы Менделя – К. Корренс, Г.Де Фриз), специальная теория относительности (А. Эйнштейн, А.Пуанкаре, Х.А.Лоренц), неевклидова геометрия (Н. Лобачевский, Ф. Гаусс).
Интерсубъективность (существование общих установок внутри сообщества, общность представлений).
Логика (отсутствие противоречий).
Обоснованность нового знания (верифицируемость (проверяемость) гипотез).
Системность знаний.
Средства исследования (инструментарий, методология).
Язык выражения научных знаний (термины, символика).
Способность к прогнозированию.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика