Слайд 12. Основные периоды развития личности будущего профессионала, их общая характеристика.
Слайд 2В отечественной психологии наиболее известной является периодизация развития человека как субъекта
труда Е.А. Климова:
1. Стадия предъигры (от рождения до 3 лет). Происходит освоение функций восприятия, движения, речи. Простейшие правила поведения и моральные оценки становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6—8 лет). Происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями.
Слайд 33. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6—8 до 11—12 лет). Интенсивно
развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. П.
Слайд 44. Стадия «оптации» (от лат. optatio — желание, выбор) (от 11—12
до 14—18 лет). Это стадия подготовки к жизни, труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется, «оптантом». В ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, «оптация — это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.
Слайд 55. Стадия адепта — профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.
6. Стадия адаптанта
— вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2—3 лет.
Слайд 67. Стадия интернала — вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного
стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т. е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член.
Слайд 7 8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: «лучший» среди «нормальных»,
среди «хороших», т. е. работник заметно выделяется на общем фоне.
9. Стадия авторитета означает, что работник стал «лучшим среди мастеров».
10. Стадия наставника — высший уровень работы любого специалиста. Работник — не просто специалист в своей отрасли, но и «учитель», способный передать лучший свой опыт ученикам.
Слайд 8Таким образом, высший уровень развития любого специалиста — это педагогический уровень.
А. К. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма:
1) допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);
2) профессионализм (человек — профессионал, т. е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);
Слайд 9 супер профессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» —
вершина профессиональных достижений);
непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом либо он делает много «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);
Слайд 10
5) послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться
советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
Слайд 11А.К. Маркова выделяет также следующие более конкретные этапы освоения профессии:
1) адаптация человека
к профессии;
2) самоактуализация человека в профессии (приспособление человека к профессии — «выработка индивидуальной профессиональной нормы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять);
Слайд 123) гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства» — по
Е.А. Климову);
4) преобразование, обогащение человеком своей профессии (уровень творчества);
Слайд 135) этап свободного владения несколькими профессиями (на высоких уровнях освоения профессии специалист
выходит за рамки своей формальной деятельности);
6) этап творческого самоопределения себя как личности (профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы).
Слайд 14А.К. Маркова считает, что четвертый, пятый и шестой этапы — это
этапы «суперпрофессионализма».
.
Слайд 15За рубежом особую известность имеет периодизация Дональда Сьюпера, выделившего следующие этапы:
1. Этап
роста (от рождения до 14 лет). Происходит развитие основных интересов и способностей. Представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4—10 лет), затем — осознания собственных интересов (11—12 лет), а позже — и на основании осознания своих способностей (13—14 лет).
Слайд 162. Этап исследования своих сил и устремлений, этап «разведки» (от 14
до 25 лет). Происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности. Возможно временное (но не основное) занятие определенной профессией (15—17 лет). В переходный период (18—21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22—24 года).
Слайд 173. Пробный этап (25—30 лет). Человек «пробует» себя в качестве полноценного специалиста,
способного «конкурировать» с более опытными работниками.
4. Этап стабилизации (от 30 до 44 лет), утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Этот этап предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе.
Слайд 185. Этап поддержания, сохранения достигнутых позиций (в ходе карьерных усилий) (от 45
до 64 лет). Человек на данном этапе стремится создать устойчивое профессиональное и социальное положение. Имен но здесь решается вопрос — получится ли построить желаемый образа жизни и добиться успеха, т. е. состоится ли карьера вообще.
6. Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).
Слайд 19Таким образом, профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими
закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.