Основные периоды развития личности будущего профессионала, их общая характеристика презентация

Содержание

В отечественной психологии наиболее известной является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова: 1. Стадия предъигры (от рождения до 3 лет). Происходит освоение функций восприятия, движения, речи. Простейшие правила поведения

Слайд 12. Основные периоды развития личности будущего профессионала, их общая характеристика.  


Слайд 2В отечественной психологии наиболее известной является периодизация развития человека как субъекта

труда Е.А. Климова:
1. Стадия предъигры (от рождения до 3 лет). Происходит освоение функций восприятия, движения, речи. Простейшие правила поведения и моральные оценки становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6—8 лет). Происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями.


Слайд 33. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6—8 до 11—12 лет). Интенсивно

развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. П.

Слайд 44. Стадия «оптации» (от лат. optatio — желание, выбор) (от 11—12

до 14—18 лет). Это стадия подготовки к жизни, труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется, «оптантом». В ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, «оптация — это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.

Слайд 55. Стадия адепта — профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.
6. Стадия адаптанта

— вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2—3 лет.




Слайд 67. Стадия интернала — вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного

стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т. е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член.
 

Слайд 7 8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: «лучший» среди «нормальных»,

среди «хороших», т. е. работник заметно выделяется на общем фоне.
9. Стадия авторитета означает, что работник стал «лучшим среди мастеров».
10. Стадия наставника — высший уровень работы любого специалиста. Работник — не просто специалист в своей отрасли, но и «учитель», способный передать лучший свой опыт ученикам.


Слайд 8Таким образом, высший уровень развития любого специалиста — это педагогический уровень.

А. К. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма:
1) допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);
2) профессионализм (человек — профессионал, т. е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);

Слайд 9 супер профессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» —

вершина профессиональных достижений);
непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом либо он делает много «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);

Слайд 10
5) послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться

советчиком, учителем, наставником для других специалистов).


Слайд 11А.К. Маркова выделяет также следующие более конкретные этапы освоения профессии:
1) адаптация человека

к профессии;
2) самоактуализация человека в профессии (приспособление человека к профессии — «выработка индивидуальной профессиональной нормы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять);


Слайд 123) гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства» — по

Е.А. Климову);
4) преобразование, обогащение человеком своей профессии (уровень творчества);


Слайд 135) этап свободного владения несколькими профессиями (на высоких уровнях освоения профессии специалист

выходит за рамки своей формальной деятельности);
6) этап творческого самоопределения себя как личности (профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы).


Слайд 14А.К. Маркова считает, что четвертый, пятый и шестой этапы — это

этапы «суперпрофессионализма». .



Слайд 15За рубежом особую известность имеет периодизация Дональда Сьюпера, выделившего следующие этапы:
1. Этап

роста (от рождения до 14 лет). Происходит развитие основных интересов и способностей. Представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4—10 лет), затем — осознания собственных интересов (11—12 лет), а позже — и на основании осознания своих способностей (13—14 лет).

Слайд 162. Этап исследования своих сил и устремлений, этап «разведки» (от 14

до 25 лет). Происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности. Возможно временное (но не основное) занятие определенной профессией (15—17 лет). В переходный период (18—21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22—24 года).

Слайд 173. Пробный этап (25—30 лет). Человек «пробует» себя в качестве полноценного специалиста,

способного «конкурировать» с более опытными работниками.
4. Этап стабилизации (от 30 до 44 лет), утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Этот этап предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе.


Слайд 185. Этап поддержания, сохранения достигнутых позиций (в ходе карьерных усилий) (от 45

до 64 лет). Человек на данном этапе стремится создать устойчивое профессиональное и социальное положение. Имен но здесь решается вопрос — получится ли построить желаемый образа жизни и добиться успеха, т. е. состоится ли карьера вообще.
6. Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).


Слайд 19Таким образом, профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими

закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика