Общество как объект философского анализа презентация

Содержание

Общество Предпосылки: люди, человечество в целом Сущность: общественные отношения (материальные и духовные)

Слайд 1Общество как объект философского анализа


Слайд 2Общество
Предпосылки:
люди,
человечество
в целом
Сущность:
общественные
отношения
(материальные
и духовные)


Слайд 3Сущность социального
Социальное –
бытие человека и общества
специфически
человеческое
бытие в

системе
общественных
отношений и
социальных
связей.

Слайд 4Социальное бытие
Универсальная система, реализующая
возможность и действительность
существования общества.
Многоуровневая система социального

бытия имеет динамическое и статическое
измерения (изменчивость и устойчивость
социальных параметров).

Слайд 5О. Конт
Социальная статика

характеризует
устойчивые условия
усществования,
воспроизводство
общества

изучает стабильные
параметры социальных

систем (социальные
сферы, формы и т.д.)

Социальная динамика
характеризует
изменчивые условия
общественного
развития
изучает
закономерности
социальных
изменений,
исторический процесс общественного
развития
(эволюцию, революцию)


Слайд 6Исторический процесс
История – бесконечный процесс
эволюции и революции (всеобщих
форм
исторического

развития общества)
Конфликт – закономерен и необходим
(Р. Дарендорф)
Конфликт – аномальное состояние
общественной системы (Э. Дюркгейм)
Революция и эволюция (конфликт и
солидарность) - две основные тенденции социальной жизни.


Слайд 7Исторический процесс развития общества
Процесс развития
общества протекает:
линейно
циклично
по спирали

под случайными воздействиями в неравновесной
открытой системе.

Слайд 8Линейная модель развития мира
Конечное
движение
в каком-либо
направлении
изменений:
эсхатология


А. Аврелия,
реализация «плана
природы»
в разумных
действиях людей
И. Канта.


Слайд 9Циклическая модель развития мира

Круговорот
в мироздании и
возвращение к
исходной

точке.
Замкнутые
циклы развития
культур отдельных народов
(Н. Данилевский,
О. Шпенглер)

Слайд 10Спиралевидная модель развития мира
Самодвижение
всего сущего по
спирали:
взаимопереходы, единство и


борьба
противоположностей
и т. п. (Г. Гегель,
К. Маркс) .

Слайд 11Ризома
Ризома (от греч. rhiza –
корень) –
тончайшие
ветвящиеся
и многократно


переплетенные
нитевидные
образования.
Отсутствие главной, общей для всего
существующего
мира
линии развития, «главного корня» .

Слайд 12Синергетическая модель развития мира
Отрицание однозначной
предопределенности событий, прогресса или регресса мира

в целом.
Выбор одного из возможных (потенциально
существующих) путей развития обусловлен
незначительным случайным в
оздействием на открытую систему в момент, когда она находится в состоянии
неравновесности
(Г. Хакен, И. Пригожин).
,

Слайд 13Философские концепции исторического процесса
Формационный подход
(К. Маркс, Ф. Энгельс).
Культурологический подход


(Н. Данилевский, П. Сорокин.
О. Шпенглер).
Цивилизационный подход
(О. Конт, А. Тойнби, К. Ясперс).

Слайд 14Формационный подход
Диалектико-
материалистическое
понимание истории.
К. Маркс: основа
развития общества –
материальное
производство


(базис),
обусловливающее
общественные
отношения
(надстройку).

Слайд 15Формационный подход
Законы истории едины и всеобщи
для всех народов, культур, цивилизаций.
Главная

категория – общественно-
экономическая формация (ОЭФ), и
сторическая ступень в развитии общества.
Исторический процесс – смена 5 типов ОЭФ (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной
и коммунистической).

Слайд 16Н. Данилевский «Россия и Европа»

Теория культурно-
исторических типов,
находящихся в борьбе друг

с другом
и средой.

Наиболее
перспективен
«славянский тип» -
русский народ.


Слайд 17Культурологический подход
Отрицание единства исторического пути разных народов.
Главная категория –
уникальные культуры

как организмы с
присущими им жизненными циклами
(зарождение – рост – умирание).
Исторический процесс – смена культурно-
исторических типов.
Цивилизация – финальная стадия
культурного развития
(О. Шпенглер «Закат Европы»).



Слайд 18Цивилизационный подход
Единство мировой истории не отрицается
Главная категория – цивилизация
как этап

в развитии человечества.
Исторический процесс – смена
(К. Ясперс) или сосуществование
(А. Тойнби) различных цивилизаций.
Появление цивилизации – «ответ» на
«вызов» природной и социальной среды.


Слайд 19А. Тойнби «Постижение истории»

Было 37 цивилизаций,
сейчас – 5 (западная,
восточно-православная,

исламская, индуистская, дальневосточная).
Путь цивилизации-
5 стадий:
рождение,
рост,
надлом,
распад,
гибель.

Слайд 20Общество
Общество – процесс движения,
постоянное становление и развитие
социума.
Общество – одновременно

и объект,
и субъект познания, поскольку люди и формируются обществом, и творят его историю.
Общественное сознание – система
духовных способов отношения людей к миру и к самим себе (совокупность
традиций, взглядов, воззрений, чувств,
настроений).

Слайд 21Системная целостность общества

Общество – целостная саморазвивающаяся
система отношений
между людьми,
складывающаяся

в
процессе их
совместной
сознательной
целенаправленной
деятельности.


Слайд 22Основные сферы общественной жизни
экономическая – производство, обмен, распределение, потребление
социальная - функционирование


общественных групп и
воспроизводство социальной сущности людей
политическая - управление обществом (государство, властные структуры,
политические партии и организации)
духовная – сфера духовных ценностей и отношений.

Слайд 23Культура
Культура –
ИСТОРИЧЕСКИ
ОПРЕДЕЛЕННЫЙ
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА,
творческих сил и
способностей

человека.
Материальная,
духовная,
художественная
культура человечества.

Слайд 24Основные подходы к определению культуры
Религиозно-идеалистический – культ, сакральные
традиции (В. Соловьев)
Аксиологический

– совокупность ценностей
(Г. Риккерт)
Этнографический – знания, обычаи (Э. Тайлор)
Социологический – формы и типы организации
общественной жизни (О. Конт)
Деятельностный – способ жизнедеятельности
(К. Маркс)
Семиотический – система знаков (Э. Кассирер)
Психоаналитический – система запретов (З. Фрейд)

Слайд 25Цивилизация

Цивилизация – ступень общественного
развития, следующая за варварством
(Л. Морган, Ф.Энгельс)
планетарное


сообщество
локально-исторические образования
(А. Тойнби, П. Сорокин)


Слайд 26Культура и цивилизация
ЦИВИЛИЗАЦИЯ –
РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ( на
определенной ступени
развития

после
варварства).
КУЛЬТУРА –
ДОСТИЖЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Цивилизация –
совокупность знаков
(материальное - оркестр).
Культура – совершенство знаков (духовное –
исполнение музыки ).

Слайд 27Культура и цивилизация в развитии общества
Цивилизация - историческая ступень развития
человечества


(средства передвижения –
признак цивилизации).

Культура – содержание
жизнедеятельности социума
(автомобиль и рикша –
разные культурные виды
средств передвижения).


Слайд 28Общество, культура, цивилизация
Культура и цивилизация - характеристики
жизни этноса как социального

образования.
Культура и цивилизация – более высокие
или кризисные этапы в развитии общества.
Культура и цивилизация – социальные
феномены, специфические человеческие
СПОСОБЫ БЫТИЯ ОБЩЕСТВА.





Слайд 29Общественный прогресс
Тип развития общества
в направлении более
совершенного состояния, переход от

низшего
к высшему
(в противоположность
регрессу).


Слайд 30Критерии общественного прогресса
1. Рост производительности,
совершенствование средств
и организации труда.
2. Развитие

науки и техники.
3. Повышение образовательного уровня
и компетенции специалистов.
4. Развитие социоэкосистемы, формирование экологического мышления.
5. Повышение качества жизни.
6. Формирование общечеловеческих идеалов и ценностей.
7. Расширение прав и свобод личности.

Слайд 31
Современное
информационное общество


Слайд 32Концепции постиндустриального общества
Д. Белл «Грядущее постиндустриальное
общество»
Э. Тоффлер «Третья волна»
У. Ростоу

«Стадии экономического роста»
Смена общественных «волн» или «стадий
экономического роста»:
аграрное – индустриальное –
постиндустриальное общество.

Слайд 33Информация

Информация - это
принимаемые и
передаваемые
сведения,
сохраняемые
различными
источниками.


Слайд 34Пути развития и распространения информации
:
1. От алфавита - к книгопечатанию
(

Гутенберг – создатель первого «информационного
производства»).
2. Радио и кинематограф (Попов, братья Люмьеры -
создатели и популяризаторы символической экранной информации научного и художественного творчества).
3.Информационная революция электронного века
(создание информационно-коммуникационных
технологий).
Всеобщая включенность в события, происходящие в
масштабах мира (М. Мак-Люэн: электронные
коммуникации воссоздают «глобальную деревню»).

Слайд 35Кибернетическая концепция информации

Информация — это
обозначение
содержания,
полученное нами
из внешнего

мира,
в процессе
приспосабливания к нему
нас и наших чувств
(Норберт Винер).

Слайд 36Д.Белл

Американский
социолог, создатель
теории «постиндустриального общества»:
именно компьютер
является символом и


материальным
носителем
технологической революции, коренным образом
трансформирующим
общество.

Слайд 37Постиндустриальное – информационное общество
Информационная
цивилизация:
основой экономики становится
не производство
товаров

(индустрия),
а производство
знаний
и информации.

Слайд 38О. Тоффлер

Информационное общество – это цивилизация, в основе развития и существования

которой лежит особая
нематериальная субстанция, условно именуемая
«информацией»,
обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека.

Слайд 39О. Тоффлер об информационном обществе
Информация формирует материальную
среду человека
(компьютерные
программы,


информационные
технологии).
Информация
определяет
материальное бытие человека.

Информация– основное средство
межличностных
отношений и
взаимодействия с
духовным миром
человека.
Информация
определяет
социокультурную
и духовную жизнь
человека.


Слайд 40Основные признаки информационного общества
Формируется единое мировое
информационное пространство.
Быстро развиваются науки и

высокие технологии.
Возрастает роль информативно-коммуникационной
инфраструктуры в системе общественного
производства.
Появляется рынок информации и знаний.
Производство товаров уступает развитию сферы
информации, знаний и услуг.
Новые технологии используются во всех областях
социальной жизни и деятельности.
К управлению обществом приходят профессионалы-
технократы.



Слайд 41Информационное общество
Информационное – общество с развитыми
информационными
технологиями.
Информационная
техника - среда


обитания человека, человек – часть
технологического
процесса.

Слайд 42Человек в информационном обществе
Повышается уровень
образования,
научно-технического
и культурного развития.
Повышается

уровень
благосостояния
и комфорта.


Слайд 43Виртуализация реальности


Хозяин Сети

Меняется образ жизни и модель поведения человека:
Дополнение реальной
жизни

и деятельности
новыми возможностями.

Существование
действительности
и виртуального мира.



Слайд 44Контрасты виртуализации реальности
Хозяин Сети
Раб Сети
Увеличение количества и
повышение качества
получаемой информации.


Расширение личных
контактов и связей.
Укрепление личностной
автономии.
Повышение креативных
способностей личности.


Увеличение количества и
понижение качества
получаемой информации.
Сокращение или утрата
личных контактов
в реальной
действительности.
Утрата личностной
автономии (виртуальное
поглощение личности).
Снижение креативных
способностей личности.


Слайд 45Медиаэтика
Исследует особенности
воздействия
информационных
средств и технологий
на моральное сознание и

поведение личности.



Слайд 46Принципы медиаэтики
1. Принцип сохранения свободного выбора
в передаче информации.
Критическая дистанция

по
отношению к
информационным средствам может быть оправдана
только при сохранении
свободного выбора:
обратиться к
информационным средствам или отказаться от
медиальных устройств.


Слайд 47Принципы медиаэтики
2. Принцип дозирования медиасредств.
Медийные средства
должны
принципиально
дозироваться,
применяться

без
одностороннего
предпочтения.


Слайд 48Принципы медиаэтики
3. Принцип критичности и избирательности
в использовании
медийной информации. Пространство

медиа
представляет собой
своеобразный
неструктурированный архив современности,
который стихийно
пополняется разнородной информацией различной
степени достоверности.

Слайд 49Принципы медиаэтики
4. Принцип личностной автономии. Следует
укрепить автономию
человека по отношению

к медийному средству
в работе с новыми
информационными
технологиями.
Необходимо помочь
человеку сохранить чувство реальности, творческую
индивидуальность
и моральные устои.

Слайд 50Принципы медиаэтики
5. Принцип
медийной
интеграции.
Медийные средства
необходимо
использовать в их


генетической
взаимосвязи.
Новые медийные
возможности можно
постичь только
в контексте со старыми.


Слайд 51Задание
1. Модели общественного развития.
2. Сферы общественной жизни.
3. Перспективы развития современного
общества.
4.

Человек информационной эпохи:
Проблемы и перспективы.

Слайд 52
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика