Слайд 1ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1. Общение как многоплановый процесс развития контактов между
людьми
2. Коммуникативная культура в деловом общении
3. Виды делового общения
4. Управление деловым общением
5. Качества хорошей речи
Слайд 2ОБЩЕНИЕ – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной
жизнедеятельности.
Стороны общения
- коммуникативная (обмен информацией)
- интерактивная (взаимодействие общающихся)
- перцептивная (восприятие)
Слайд 3Коммуникативные барьеры (барьеры общения)
1) барьеры непонимания
фонетический барьер
стилистический барьер
семантический барьер
логический барьер
2) барьеры
социально-культурного различия
3) барьеры отношений
Слайд 4Интерактивная сторона общения
Максимизация:
общего выигрыша (мотив кооперации)
собственного выигрыша (индивидуализм)
относительного выигрыша (конкуренция)
выигрыша другого
(альтруизм)
Минимизация:
выигрыша другого (агрессия)
различий в выигрышах (равенство)
Слайд 5Интерактивное взаимодействие
Сотрудничество (кооперация)
Противоборство (противодействие, препятствие достижению индивидуальных целей)
Уклонение от взаимодействия (избегание
сотрудничества)
Однонаправленное содействие (только один из партнёров содействует достижению целей другого)
Контрастное взаимодействие (один партнёр содействует другому, который активно ему противодействует)
Компромиссное взаимодействие (оба партнёра отчасти содействуют и отчасти противодействуют друг другу)
Слайд 6Перцептивная сторона общения и её механизмы
1) познание и понимание людьми друг
друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция)
2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия)
3) прогнозирование поведения партнёра по общению (каузальная атрибуция)
Слайд 7Познание и понимание людьми друг друга
Идентификация (попытка поставить себя на место
партнёра по общению)
Стереотипизация (восприятие партнёра на примере некоторого стереотипа)
Эмпатия (эмоциональное сопереживание другому человеку)
Аттракция (привлечение; формирование устойчивого позитивного чувства к партнёру)
Слайд 8Рефлексия (способность человека представлять, как он воспринимается партнёром по общению)
Каузальная атрибуция
(механизм интерпретации поступков и чувств другого человека):
личностная (склонность находить виновника случившегося, приписывать причины происшедшего конкретному лицу)
обстоятельственная (склонность винить обстоятельства, отсутствие интереса и потребности в поисках виновного)
стимульная (склонность видеть причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем)
Слайд 9КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
- это знания, умения, навыки в области
организации людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнёрами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнёров, направлять их поведение к желаемому результату.
Слайд 10Общепринятые нравственные требования к общению
Вежливость (уважение к другим людям)
Корректность (умение держать
себя в рамках приличия в любых ситуациях)
Тактичность (чувство меры, границы в общении)
Скромность (сдержанность в оценках)
Точность (точное выполнение обязательств и обещаний)
Предупредительность (стремление первым оказать любезность, избавить другого от неудобств и неприятностей)
Слайд 11Высокий уровень коммуникативной культуры
Эмпатия
Доброжелательность
Аутентичность
Конкретность
Инициативность
Непосредственность
Открытость
Принятие чувств
Самопознание
Слайд 12Показатели культуры речи в деловом общении
Словарный состав
Словарный запас
Произношение
Грамматика
Стилистика
Слайд 13ВИДЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Служебное общение как часть делового – взаимодействие людей в
стенах организации в рабочее время.
Деловое общение включает взаимодействие наемных работников, собственников-работодателей, происходит в организациях, на деловых приемах, семинарах, выставках и проч.
Деловое общение прямое (непосредственный контакт) и косвенное (наличие пространственно-временной дистанции)
Виды делового общения: вербальное и невербальное.
Слайд 14Основные стили делового общения
Ритуальный (поддержание связи с социумом; партнёр – необходимый
атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, существенна только роль социальная, профессиональная и личностная)
Манипулятивный (партнёр – средство достижения внешних по отношению к нему целей)
Гуманистический (направлен на совместное изменение представлений обоих партнёров; партнёр воспринимается целостно)
Слайд 15Основные формы делового общения
Деловая беседа (передача или обмен информацией и мнениями
по определенным вопросам или проблемам)
Деловые переговоры (средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон)
Спор (столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу, отстаивание собственного мнения; реализуется в формах диспута, дискуссии, дебатов, полемики и проч.)
Деловое совещание (способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов)
Публичное выступление (передача выступающим информации широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства)
Телефонные разговоры (опосредованное общение в целях обсуждения или передачи информации)
Деловая переписка (обобщенное название различных по содержанию документов)
Слайд 16Методы воздействия в деловом общении руководителей и подчиненных
Поощрение (требование: заслуженность и
соразмерность качеству и эффективности трудовой деятельности)
Критика (требование: объективность и конструктивность)
Наказание (требование: неотвратимость за систематические и осознанно допускаемые недостатки)
Слайд 17УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВЫМ ОБЩЕНИЕМ
Функции делового общения:
- организация совместной деятельности
- формирование и развитие
межличностных отношений
- познание людьми друг друга
Слайд 18Коммуникативные умения профессионального сотрудника
Формулирование целей и задач общения
Организация общения
Разбор жалоб и
заявлений
Владение навыками и приемами, тактикой и стратегией общения
Ведение переговоров, управление деловым совещанием
Предупреждение конфликтов и их разрешение
Доказывание, обоснование, аргументирование, убеждение, достижение согласия, ведение беседы, дискуссии, диалога, спора
Осуществление психотерапии, снятие стресса, чувства страха у собеседника, управление его поведением
Слайд 19Социально-психологические методы управления общением
Заражение (стихийное принятие личностью определенного психологического состояния)
Внушение (активное
воздействие одного субъекта на другого)
Подражание (воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и проч.)
Следование моде (неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров)
Убеждение (целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого)
Принуждение (насильственный метод воздействия на людей, стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям)
Слайд 20Факторы, влияющие на стиль и манеру общения
Состав аудитории
Содержание и характер материала
выступления
Объективная самооценка выступающего своих личностно-деловых качеств, научной компетенции в тех проблемах, с которыми он вышел к людям
Виды делового общения:
- менторский (назидательный)
- одухотворяющий (возвышающий)
- конфронтационный (вызывающий желание возражать)
- информационный (ориентированный на передачу информации)
Слайд 21Принципы делового общения
Принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных
знаний личности
Принцип полномочий и ответственности
Принцип поощрения и наказания
Принцип рационального использования рабочего времени:
принцип приоритетов (распределение дел в порядке их значимости, начиная с самого существенного)
принцип Парето (в процессе работы за 20% расходуемого времени достигается 80% результатов, а за остальные 80% - лишь 20%
Слайд 22КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ
Богатство
Чистота
Точность
Логичность
Краткость
Уместность
Доступность
Выразительность
Благозвучие
Образность
Своеобразие