Статистическая проверка психологических гипотез, проверка однородных выборок презентация

Содержание

Т-критерий Вилкоксона Назначение критерия Критерий применяется для составления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их

Слайд 1Лекция №6 Тема: Статистическая проверка психологических гипотез, проверка однородных выборок


Слайд 2Т-критерий Вилкоксона
Назначение критерия
Критерий применяется для составления показателей, измеренных в двух разных

условиях на одной и той же выборке испытуемых.
Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Слайд 3Описание критерия Т
Этот критерий применяется в тех случаях, когда признаки измерены

по крайней мере по шкале порядка, и сдвиги между вторым и первым замерами тоже могут быть упорядочены. Для этого они должны варьировать в достаточно широком диапазоне. В принципе, критерий Т применять и в тех случаях, когда сдвиги принимают только 3 знач.-1; 0; +1, но тогда критерий Т вряд ли добавит, что-нибудь новое. Вот если сдвиги изменяются от -30 до +45 тогда имеет смысл их ранжировать и потом суммировать ранги

Слайд 4Суть метода
состоит в том, что мы сопоставляем выраженность сдвигов в

том или ином направлениях по абсолютной величине.
Если сдвиги в + и – сторону происходят случайно, то Σ рангов абсолютных значений их будут примерно равны. Если же интенсивность сдвигов в одном из направлений перевешивает, то Σ рангов абсолютных значений сдвигов будет значительно ниже

Слайд 5
Первоначально мы исходим из предположения о том, что типичным сдвигом будет

сдвиг в более часто встречающемся направлении, а не типичным, или редким, сдвигом – сдвиг в более редко встречающимся направлении

Слайд 6Гипотезы
Н0 : Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов

в нетипичном направлении.
Н1 : Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении

Слайд 7Ограничение критерия Т - Вилкоксона
Минимальное количество испытуемых, прошедших измерения в двух

условиях – 5 человек. Максимальное количество испытуемых 50. Критическое значение Т – табл.6, прил.1.
Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов
Нетипичных сдвигов нет – критерий применять НЕЛЬЗЯ


Слайд 8Алгоритм подсчёта критерия Т Вилкоксона
Составить список испытуемых в особом порядке, например

в алфавитном.
Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах («после» и «до»). Определить, что будет считаться «типичными» сдвигом и сформировать соответствующие гипотезы.
Перевести разности в абсолютные величины и записать их отдельным столбцом (иначе трудно отвлечься от знака разности).


Слайд 9
Проранжировать абсолютные величины разностей, по правилу ранжирования. Проверить совпадение полученной суммы

рангов с расчётной.
Отметить ранги, соответствующие сдвигом в «нетипичном» направлении.
Подсчитать суму этих рангов по формуле Тэмп. = Σ R , где R - ранговое значение сдвигов с более редким знаком

Слайд 10
Определить критические значения Т для данного n по табл. 6 прил1.
Если

Тэмп. меньше или равен Ткр. , сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.
 


Слайд 11Критерий χ Фридмана
Назначение критерия


Слайд 12
Критерий χ применяется для сопоставления показателей, измеренных в трёх и более

условиях на одной и той же выборке испытуемых. Критерий позволяет установить, что величины показателей от условия к условию изменяются, но при этом указывает на направление изменений

Слайд 13Описание критерия
Данный критерий является распространением критерия Т - Вилкоксона на большее,

чем 2, количество условий измерения. Однако здесь мы ранжируем не абсолютные величины сдвигов, а сами индивидуальные значение, полученные денные испытуемых в 1,2,3 и т.д. замерах

Слайд 14Гипотезы
Н0 : между показателями, полученными в разных условиях, существуют лишь случайные

различия.
Н1 : между показателями, полученными в разных условиях, существуют неслучайные различия

Слайд 15Ограничения критерия.
Нижний порог: не менее 2х испытуемых (n ≥ 2), каждый

из которых прошёл не менее 3-х замеров( с ≥ 3)
2. При с=3, n ≤ 9, уровень значимости полученного эмпирического значения χ , определяется по таблице 7-А прил.1; при с=4, n ≤ 4) уровень значимости полученного эмпирического значения χ определяется по таблице 7Б прил.1, при больших количествах испытуемых или условий полученные эмпирические значения χ , сопоставляются с критическим значением χ , определяемыми по табл. 9 прил1. Это объясняется тем, что χ имеет распределение, сходное с распределением χ . Число степеней свободны ν определяется по формуле:
ν = с – 1; с – количество условий измерений

Слайд 16Алгоритм критерия χ
Проранжировать индивидуальные значения первого испытуемого, полученные им в

1-м, 2-м, 3-м и т.д.
Проделать то же самое по отношению ко всем другим испытуемым.


Слайд 17
Просуммировать ранги по условиям, в которых осуществлялись замеры. Проверить совпадение общей

суммы рангов с расчётной суммой.
Определить эмпирическое значение χ по формуле:


Слайд 18

 
c – количество условий;
n – количество испытуемых;
Тj - суммы рангов по

каждому из условий.

Слайд 19
Определить уровни статистической значимости для χ :
А) при с=3, n ≤9

по табл. VII – A Прил.1
Б) при с=4, n≤4 по табл. VII – Б Прил.1

Слайд 20
При большом количестве условий и/или испытуемых – определить количество степеней свободы

ν по формуле: ν = c – 1, где с - количество условий (замеров). По таб. 9 Приложение 1 определить критические значения критерия χ при данном числе степеней свободы ν.
Если χ равен критическому значению χ или превышает его, различия достоверны.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика