Поль Рикер (1913-2005)
Что такое «ложное сознание»?
Почему Cogito – бесполезная истина?
Что такое субъект Cogito и как можно его обнаружить в свидетельствах его жизни?
Английская политэкономия
Утопический социализм
Утопическое учение о справедливом обществе, основанное на общественном контроле над производством и распределением материальных благ.
Диалек-тичес-кий метод
Материалисти-ческое учение
Трудовая теория стоимости, согласно которой стоимость товара определяется затраченным на его производство трудом.
Исторический материализм К. Маркса
Л. Фейербах
К. Маркс критиковал Л. Фейербаха и весь предшествующий материализм за его созерцательность, за то, что в этих учениях не объясняется постоянное динамичное развитие материи. К. Маркс утверждает, что активность присуща самой материи как таковой, а познание подчинено практике, человеческой чувственной деятельности по освоению мира.
Поэтому свое учение К. Маркс считал диалектическим синтезом учений Г. Гегеля и Л. Фейербаха.
Человек удовлетворяет свои материальные потребности в ходе коллективной деятельности по производству и распределению материальных благ.
Место человека в мире определяется его местом в системе общественного материального производства.
Группы людей со сходным местом в системе материального производства имеют сходные интересы. Эти группы людей он и называет «классы» .
Средства труда: то, чем человек воздействует на предметы труда.
Люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками, физическими возможностями к труду и приводящие эти средства производства в действие
Производительные силы
Производственные отношения
Производи-тельные силы
Способ производства (базис): единство производительных сил и производственных отношений.
Надстройка: государство и право, а также такие формы общественного сознания как мораль, религия, философия, искусство.
Общественно-экономическая формация
Двигателем общественного развития является совершенствование средств труда!
Отчуждение - такая объективация качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия.
Эксплуатация возникает тогда, когда развитие производительных сил достигает такого уровня, при котором человек уже может производить больше продукта, чем ему нужно для удовлетворения его насущных потребностей. Именно этот прибавочный продукт и присваивается владельцами средств производства. В результате человек вынужден работать с не принадлежащими ему средствами производства, которые вместе с продуктами противостоят ему как чуждая, не зависящая от него сила.
В эксплуататорских общественно-экономических формациях выделяются два класса – эксплуататоры и эксплуатируемые, причем механизм эксплуатации зависит от уровня развития производительных сил.
Человеку не может быть присуще чистое, объективное, рациональное сознание. То, что человеку кажется результатом его собственного рационального выбора, на самом деле выражает его классовую природу.
Логика
посылки
рациональный вывод
Ложное сознание — марксистское понятие, обозначающее объективно детерминированное представление классовых отношений «перевернутыми с ног на голову». В рамках ложного сознания этические, эстетические, философские, религиозные представления мыслятся как самостоятельные, в то время как на самом деле они являются выражением классовых отношений.
Существует алогичная, бессознательная единая мировая воля, стихийное побуждение (стремление к жизни). Именно ее объективацией и является реальность. Мир иррационален, воля слепа, а наше бытие в мире лишено смысла.
Учение о мировой воле является отправной точкой размышлений Ф. Ницше
Отсюда к стремление к переоценке всех ценностей, к их переворачиванию, что должно оздоровить культуру. По отношению к существующей культуре философ занимает нигилистическую позицию.
Современная ему культура противоположна жизни, ее прославлению и укреплению. Напротив, она полна феноменов, несущих в себе упадок и разложение.
Анализ существующих феноменов культуры приводит Ф. Ницше к мысли о том, что сами они маскируют отношения власти и подчинения. Несмотря на то, что они претендуют на универсальность и трансцендентальность, их реальная цель – подчинение человека.
На этом основании можно выделить и противопоставить друг другу две группы людей.
Эти группы людей имеют разные ценности, обусловленные разным качеством воли в них.
Люди рабской морали ценят доброту, смирение и сочувствие, в то время как аристократическая мораль подразумевает наличие у ее носителя гордости, силы и благородства. Аристократическая мораль даёт оценку действиям, основываясь на том, хорошими или плохими были последствия для того, кто их совершил. Рабская мораль, напротив, оценивает поступки согласно добрым или злым намерениям.
Добро и зло – это основные категории рабской морали, аристократическая мораль оценивает поступок на основании преимущественно эстетических критериев.
«Благородный человек не согрешает, - вот что хочет нам сказать глубокомысленный поэт; пусть от его действий гибнут всякий закон, всякий естественный порядок и даже нравственный мир – этими самыми действиями очерчивается более высокий магический круг влияний, созидающий на развалинах сокрушенного старого мира мир новый».
«Друг мой, не позволяйте себе ничего, кроме безумных поступков, которые сделают вам большое удовольствие» (фраза г-жи де-Ламбер, которую цитирует Ф. Ницше).
«Мораль должна заключаться в том, чтобы все более и более отнимать у человека его всеобщий характер, специализировать его и сделать его до некоторой степени непонятным для других, чтобы он был для них предметом поучения, удивления».
«Быть честным относительно себя и друзей; храбрым – с врагами; великодушным – к побежденным; вежливым – всегда. Вот наши четыре кардинальные добродетели».
«Было бы правильным вздергивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей».
«Я вижу множество солдат: как хотел бы я видеть много воинов! «Мундиром» называется то, что они носят; да не будет мундиром то, что скрывают они под ним!» – КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, О ЧЕМ ЭТО?
«Более умеренные чувства кажутся по сравнению с ней [страстью – А. П.] безвкусными; по-видимому, бурное страдание все же предпочтительнее вялого удовольствия».
«Так будем же верить в нашу звездную дружбу, даже если мы должны были стать друг другу земными врагами».
Учение Ф. Ницше: цитаты об аристократической морали (продолжение)
«Мужество и свободу чувства перед могучим врагом, перед великим горем, перед задачей, внушающей ужас, - это победоносное состояние избирает и прославляет трагический художник».
Рабская мораль в европейской культуре имеет корни в христианстве, являющемся наиболее ярким выражением такой морали.
На этом основании Ф. Ницше отвергает ключевые христианские идеи.
Любовь к ближнему. Не понятно, почему человек должен любить ближнего, который может быть плох. Гораздо лучше любовь к дальнему, ибо дальний мне не так хорошо знаком и не может меня разочаровать.
Христианское милосердие (помощь нуждающемуся в помощи). Поддержка нежизнеспособного ослабляет человека, а, соответственно, и культуру. Культура развивается на основе конкуренции и выживании наиболее сильного, поэтому выдвигается лозунг «Падающего толкни».
Сам человек тоже не является разумным существом, его разум определяется его волей, и от качеств его воли зависят и его установки, то есть его мораль, которая в свою очередь выступает в роли посылок его рассуждения.
Логика
посылки
рациональный вывод
социальные нормы
сила, управляющая поступками человека
инстинкты жизни и смерти
Эти желания вступают в конфликт с внедренными в Сверх-Я социальными нормами и стереотипами, которые препятствуют их осознанию.
Конфликт между Оно и Сверх-Я создает в психике человека напряженность.
В психике человека существуют защитные механизмы, которые способствуют снятию этой напряженности
Если эти механизмы не срабатывают, у человека возникают психические расстройства
Реально сопротивляться этой силе человеческое сознание не может, препятствием для инстинктов выступает только также не вполне осознаваемое Сверх-Я.
Логика
посылки
рациональный вывод
В результате действия защитных психических механизмов, направленных на снятие психического напряжения, у человека формируется вполне логичная рациональная картина мира и своего места в нем, но при этом она совершенно ложна, так как сама по себе сформирована так, что дает более комфортное для человека рационализированное представление о его мотивах и поступках.
А. Бергсон
Х. Ортега-и-Гассет
Э. Фромм
Т. Адорно
Г. Маркузе
А. Адлер
К. Хорни
К. Юнг
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть