Проблема личности в психологии. Понятия индивид, личность, индивидуальность и их соотношение презентация

Содержание

Идеалы рациональности в науке: Классический: XVII – 20-е гг. XX вв. Стремление к завершенной системе знаний. Механицизм. Однозначность толкований. Исключение случайностей. Отказ от учета особенностей экспериментатора. Результат познания – зеркальное отражение

Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Тема 1. Проблема личности в психологии. Понятия индивид, личность, индивидуальность

и их соотношение.

Слайд 2Идеалы рациональности в науке:
Классический: XVII – 20-е гг. XX вв. Стремление

к завершенной системе знаний. Механицизм. Однозначность толкований. Исключение случайностей. Отказ от учета особенностей экспериментатора. Результат познания – зеркальное отражение действительности.
Неклассический: реальность «в чистом виде» не познаваема, изучается лишь ее срез, заданный теорией и средствами. Допустимость и равноправие разных способов описания. Сближение и интеграция наук.
Постнеклассический: конец XX в. Масштабное объединение научных дисциплин. Матемизация научного знания. Системный подход. Эволюционная парадигма. Гуманитаризация научного знания. Роль личности в истории и науке.

Слайд 3Проблема личности… Почему, собственно, проблема?
Что изучает психология личности?
Что психология личности

изучает такого, что не изучалось бы в других разделах психологии?
Не только межотраслевой, но и междисциплинарный статус
Возрастающая роль личности в историческом процессе
(А.Г. Асмолов)

Слайд 4Психология личности как отрасль науки:
Личность становится научным понятием в начале XX

века (возникновение первых теорий личности)
Первый систематизированный учебник по психологии личности – 1937 г., автор – Г. Олпорт
На тот момент насчитывается уже около 50-ти определений личности – философских, теологических, юридических, социологических, психологических


Слайд 5Происхождение термина:
Термин «личность» имеет греческое или латинское происхождение.
Слово «persona» –

«маска», «роль актера», «личина»
Однако в немецком языке: Persönlichkeit - внешнее, публичное проявление человека, производимое им на других людей и Personalität - самобытный, внутренний мир человека, его автономность, самосознание, самоопределение и свободный выбор

Слайд 6По У. Джеймсу (Джемсу):
«в самом широком смысле личность человека составляет общая

сумма всего того, что он может назвать своим»
не только физические и душевные качества, но также его платье, дом, жена, дети, его труды, его яхта, капиталы и т.д.

Слайд 7А.Г. Асмолов: относятся ли к личности…
Внешние характеристики человека
Прошлый опыт
Мотивация
Цели и ценности
Язык

и речь
Черты характера
Социальные роли
Поведение
Самосознание
Творчество
Все определяет позиция исследователя!

Слайд 8Д.А. Леонтьев: психологическая трактовка личности
Личность присуща каждому человеку.
Личность есть то,

что отличает человека от животных, у которых личности нет.
Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества.
Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.

Слайд 9В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская:
Личность – это то общее, что присуще всем

людям
Каждый человек на протяжении своей жизни более-менее удачно реализует свою сущность – личность
Возможно описать наиболее типичные способы функционирования личности
Личность как процесс (динамический), а не результат

Слайд 10Личность - это
уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в

которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенном социокультурном пространстве

Слайд 11Уровни методологии науки:
Уровень философской методологии (общие принципы познания и категориальный аппарат)
Уровень

общенаучной методологии (теоретические положения, применимые к большинству наук)
Уровень частно-научной методологии (совокупность методов и принципов отдельной науки)
Уровень методики и техники исследования (набор процедур, обеспечивающих получение достоверного материала)


Слайд 12А.Г. Асмолов: философский уровень методологии выполняет интегративную функцию (междисциплинарность)
«Человек» – самое

широкое по объему понятие, вбирает в себя все остальные;
«Организм» – биологическое начало в человеке
«Индивид»: «социальный» или «биологический» – отражает те или иные характеристики отдельного представителя человеческого рода
«Личность» – социальная характеристика человека
«Индивидуальность» - то, что отличает человека от всех других членов человеческого общества



Слайд 13Д.А. Леонтьев: философская трактовка личности
Отличие человека от животных: человек – общественное

существо
Взаимодействуя с миром, он использует не только и не столько индивидуальный, сколько весь накопленный человечеством опыт (переданный через социальные же механизмы передачи – общение, речь, знаковые системы)
Древний человек - не обладал отдельным существованием в отрыве от социальной группы
От человека общественного – к человеку автономному (не так, как у животных)


Слайд 14Личность – способность человека быть автономным носителем общечеловеческого опыта, форм поведения

и деятельности. Новый опыт преломляется уже имеющимся.

Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя (интериоризирует), строя на этой основе свой внутренний мир
Обладая внутренним миром, человек становится носителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта
С этого момента он уже носит социальность в себе и не обязательно должен находиться в обществе.


Слайд 15Когда можно говорить о личности?
А.Н. Леонтьев: первое и второе рождение личности
Д.А.

Леонтьев: 16-18 лет – созревание механизмов, отвечающих за самостоятельное, один на один взаимодействие с миром
Личность как форма существования человека, которая поначалу занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем все большее и большее и, наконец, становится абсолютно преобладающей
После автономности - самодетерминация, самоуправление, независимость, реализация заложенных способностей, преодоление своего ограниченного Я, отождествление с более общими глобальными ценностями и т.д.

Слайд 163 уровня функционирования личности:
Ядро личности – совокупность мотивационных структур, задающих направление

«движения» личности
Периферия – конкретные способы реализации мотивационного ядра: личностные смыслы, черты, системы конструктов, социальные роли, личная история ? типологии личности
Уровень индивидных предпосылок – пол, возраст, особенности нервной системы и нейрогуморальной регуляции (по Д.А. Леонтьеву роли, способности и характер, а также их биологические предпосылки – задатки и темперамент относятся к этому уровню)

Слайд 17Принцип функционирования иерархии:
Более высокие уровни формируются на основе нижележащих, но по

мере развития все больше управляют их функционированием.

Слайд 18Типологии личности (принцип):
Универсальные
Путь наименьшего сопротивления при познании личности
Мы не можем узнать

о человеке ничего сверх того, что заложено в саму типологию
«Консервация» человека
Категоричность
Оценочность
Искусственность
Применимы только в рамках решения конкретных практических задач (профориентация)

Слайд 19Черты личности:
Устойчивость
Обобщенность – тенденция проявляться в разных ситуациях
Проблема пределов этой устойчивости

и обобщенности
Субъективность описания
Статичность описания

Слайд 20Характер:
индивидуальный способ осуществления личности в жизни (В.В. Умрихин)
характеристики человека, описывающие способы

его поведения в разных ситуациях
одна из подчиненных подструктур личности
биологической основой характера является темперамент

Слайд 21Способности:
свойство личности, характеризующее успешность ее в той или иной деятельности и

возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий
биологические основы – задатки
задатки неспецифичны по отношению к способностям, то есть на основе задатков нельзя предсказать, какие именно способности разовьются, сформируются на их основе
ключевым моментом здесь является практика обучения, реальное вхождение в соответствующую деятельность, в которой и развиваются соответствующие способности

Слайд 22Роли:
формируются на основе социальных норм
конвенциональные и неформальные


Слайд 23Индивид, личность, индивидуальность:
Индивид – видовые свойства; преимущественно генотипическое образование. Пример: особенности

строения ЦНС, темперамент, задатки. Развивается в биогенезе.
Личность – социальный индивид; формируется в обществе в процессе социогенеза.
Индивидуальность - совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе. То, чем человек отличается от других людей. Развивается в процессе персоногенеза

Слайд 25Спасибо за внимание!
Для участия в онлайн-опросе перейдите по ссылке:
http://goo.gl/forms/a7P908JjS7Usbo6r2


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика