Немецкая классическая философия. Начало XVIII – до середины ХIX века презентация

Содержание

Философская система Имануила Канта Задает гносеологическое направление в философии: процесс познания ↔ S - O отношение Совершает коперниканский переворот философии и

Слайд 1Немецкая классическая философия
начало XVIII –

до середины ХIX в.

Основные представители:
И. Кант (1724 – 1804)
Й. Г. Фихте (1762 -1814)
Ф.Д.Е. Шлейермахер (1768 -1834)
Ф.В. Шеллинг (1775 -1854)
Г.В.Ф. Гегель (1770 -1831)
Л. Фейербах (1804 – 1872)


Слайд 2Философская система Имануила Канта
Задает гносеологическое направление
в философии:
процесс

познания ↔ S - O отношение

Совершает коперниканский переворот
философии и науке

Закладывает основы понимания
философии как особого рода науки


Выступает прежде всего как крупный ученый – астроном, физик, географ
Является родоначальником НКФ


Слайд 3Периоды интелектуального развития
Докритический

Обоснование идеи саморазвития

природы;
(выступает как стихийный материалист и диалектик)

«Всеобщей естественной истории и теории Неба»

Ему принадлежит первенство в обосновании научных гипотез:

о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности;
зависимости приливов и отливов от положения Луны

Критический

Формирование философской системы
трансцендентального идеализма

Задача:
провести критический анализ всей предшествующей ему философии

«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Критика способности суждения»

Последовательные ступени обоснования философской системы критического идеализма


Слайд 4 ДОКАНТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ

КАНТА

Объект познания

Субъект
познания

определяет и контролирует предмет познания

помеха на пути к истинному знанию

Всеобщий субъект

эмпирический уровень

трансцендентальный уровень

индивидуально-психологические особенности

всеобщие характеристики человека как представителя рода


Слайд 5«Критика чистого разума»
Как возможно достоверное знание?
Как возможна математика?
Как возможна физика?

От чего зависит их научность?


Как возможна метафизика? Является ли она наукой?
(дает отрицательный ответ)

Достоверное = Объективное = Всеобщее = Необходимое




Слайд 6Мир
Феномены – вещи, как они
существуют в сознании субъекта
Составляет

содержание нашего опыта = чувственно-воспринимаемый мир = мир природы

Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является

Доступен формам чувственности и рассудка

Ноумены –умопостигаемая сущность, не данная в опыте
Непознанное, нераскрытое
Сверхчувственный мир, недоступный для теоретического знания и науки

При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия

Умопостигаемый мир – мир свободы, сфера действия практического разума (воля, нравственные законы), где наука бессильна

Явления вещей


Вещей самих по себе


Слайд 7Вещи в себе
Органы чувств
Хаос ощущений
Упорядочивание с помощью априорных форм чувственности
субъективное знание

= доопытная форма


Пространство + Время + Рассудок
внешнее созерцание внутреннее созерцание мышление, оперирующее
понятиями и категориями





конструирование предмета
(подведение под всеобщие о необходимые формы)

Мы можем познать, только то, что сами создали


Акт самосознания субъекта = я мыслю

Трансцендентальное единство апперцепции
объединение восприятий за пределами опыта


Слайд 8РАЗУМ
высшая способность субъекта

Руководит деятельностью рассудка,
ставит перед ним цели

Оперирует ИДЕЯМИ
представления

о ЦЕЛИ, к которой стремится наше сознание

! Стремиться к абсолютному знанию и выйти за пределы опыта

рассудок впадает в противоречия

Теоретический разум

Практический разум


Руководит поступками человека

Действует в сфере свободы

Движущая сила - ВОЛЯ

! Автономна – определяется собственным нравственным законом

Категорический императив:
«Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства»


Слайд 9Коперниканский поворот в философии
Наши знания –это не мертвый слепок вещей и

их связей

Трансцендентальное
единство апперцепции
(единство сознания –
условие возможности
всякого познания)



Человек – это существо, наделенное
продуктивной способностью
воображения


Это духовная конструкция,
возведенная воображением
из материала чувственных восприятий и априорных логических категорий


Слайд 10
Учение о человеке
Способности человека
познание
чувство удовольствия и неудовольствия
способность желания
самый главный предмет

в мире САМОСОЗНАНИЕ – возвышает над
всеми другими существами

Эгоизм – природное свойство человека

Разум - полный контроль
над душевными проявлениями
личности

Совершенствование души:
«Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появится, не зная при этом, какие из них станут твоими»

Человек – есть ЦЕЛЬ сама по себе
? Что я должен знать + Что я должен делать + На что я могу надеяться?


Слайд 11Выводы
Выдвинул новую концепцию познающего
активного субъекта
Провел

разделение бытия на мир природы
и мир человека
Ограничил познавательные возможности
субъекта «миром явлений»; объективный
мир отражается в сознании субъекта
Обосновал особое предназначение
философии – исследование
фундаментальных целей человеческого
разума (не может быть сведено только к
чистому знанию)
Философское направление - идеализм,
дуализм

Вопросы для самостоятельного изучения
Идея права и государства
Нравственное учение и проблема религии


Слайд 12ИОГАН ГОТЛИБ ФИХТЕ
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Философия –
прежде всего носит практический характер
(

определяет цели и задачи практического действия людей)






Задача:
преодолеть кантовский дуализм
«вещей в себе» и явлений»
соединить теоретический и
практический философский подход к
миру

«Назначение человека»

! Отказывается от понятия «вещи в себе»


Слайд 13Универсальное начало философской системы

СВОБОДА
принцип автономии воли практического разума


Выводится теоретический разум

Человек – активный практически- деятельный субъект

Абсолютное Я

утверждает себя в акте самосознания


Я есть

самое очевидное суждение


волевое, действующее существо


абсолютное начало всего существующего


Я

НЕ -Я


окружающий мир человека


существует для самореализации «Я»


процесс освоения

Действие = Результат действия


Совпадение субъекта и объекта
(преодоление дуализма)


Слайд 14 Я
Индивидуальное Я
Воля
Мышление
Абсолютное Я
Человечество в целом




пульсация совпадений и расхождений
Основное ядро

диалектики Фихте,
движущий принцип философской системы




Слайд 15Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
Оказался связующим звеном
между философией Канта, идеями

Фихте
и становлением гелевской системы

«Идеи к философии природы»
«Философия искусства»
«Философские исследования о
сущности человеческой свободы»
«Философия и религия»
«Система трансцендентального
идеализма»

Задача
понять – постигнуть – познать
абсолютное, первое, безусловное начало
бытия и мышления

Объективный идеализм


Слайд 16НАТУРФИЛОСОФИЯ
попытка философского обобщения достижений естествознания

природа
есть бессознательное становление
духовного начала
есть космический организм,

обладающий «мировой душой»

Ступени бытия

Материя

Дух

Натурфилософская система пронизана
диалектическим представлением


Сущность всякой действительности
характеризуется единством
противоположных сил


Слайд 17ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Творческий акт
непознаваем для разума
предмет особого рода
иррационального познания
интеллектуальная интуиция
единство

сознательной и
бессознательной деятельности



недоступна всем смертным, а дана особо одаренным людям - гениям

высшая форма философского творчества

Субъективное Я

первично

внутренний акт субъективного



Слайд 18Георг Вильгельм Фридрих Гегель
«Феноменология Духа»
Построение системы
абсолютного идеализма

Развил

учение о законах и
категориях диалектики

Установление в философии и общем сознаний понятий: процесс, развитие, история

Слайд 19Абсолютный идеализм
Стремление охватить весь универсум
природный и духовный мир
единым

понятием


Абсолютная идея

Разумное мышление
Субстанция, составляющая
сущность и первооснову вещей
Существует вечно
Содержит в «свернутом» виде все
определения явлений (духовных,
общественных, природных)
Деятельное начало, давшее
импульс к возникновению и
развитию мира


Мировой разум

Мировой дух

=

Деятельность – мышление
Цель - самопознание

Этапы саморазвития

Логика (система категорий)
Природа (опредмечивание сущности,
предстает в виде конечных чувственных единичностей)
3. Философия Духа (субъективный и объективный дух; абсолютный дух)



Слайд 20 Сторонник идеалистического монизма

В противоположность многим философам рассматривал все

реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением.

На природу в ее эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики».

Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, ее проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека

Слайд 21Людвиг Фейербах
Ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области

взглядов на религию.
Разработал один из вариантов антропологического материализма
Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека»
Считал природу основой духа.
Из всех человеческих чувств выделял нравственную любовь и считал религию полезной (она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку)
Считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость.
Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога»

антропологический материализм

«Сущность христианства»


Слайд 22«Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней»
чувственность —

единый источник истинного знания;

отрицание существования общих понятий и признание истинным единичного, конкретного;

глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

теология

Гегелевсакая философия

сенсуализм

Антропологической точке зрения


Слайд 23Теизм
Достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но

и его реальностью для другого.

Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания.

  Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное — реальное бытие

Теизм  — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность


Слайд 24Немецкая классическая философия
впервые поставила вопрос о сущности знания:
«Что есть

знание?»
Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания. Вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори

Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования

Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы

Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания».

Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика