Слайд 1Нарушения позитивных эмоций:
гелотофобия, гипомания и нарушения привязанности
Слайд 2Нарушения веселья
1) чрезмерный смех: сопряжен с чрезмерной лабильностью эмоций, эйфорией и
низким контролем уместности смеха, часто при шизофрении, мании, слабоумии;
2) вынужденный смех – непроизвольный, внезапный смех без ощущения радости, иногда переходит в плач; возникает при болезни Паркинсона, множественном и боковом склерозе, опухолях и поражениях мозга;
3) геластическая эпилепсия – редкая форма эпилепсии, часто с потерей сознания и конвульсиями, вегетативными нарушениями; обычно начинается в детстве, бывает у новорожденных;
4) Гелатофобия - болезненный страх насмешек и несерьезного отношения со стороны окружающих
Слайд 3Гелотофобия
М. Титц 1990-е годы
Это особая форма тревожности, основанная на стыде и
входящая в симптомокомплекс социофобии
В. Рух и Р.Т. Пройер
Обосновали независимости гелотофобии от социофобии. Главное отличие – неловкие, несуразные движения, «деревянный вид»
В структуру гелотофобии входит неумение:
Воспринимать улыбку и смех собеседника как нечто позитивное
Различать добродушное подтрунивание и агрессивное дразнение
Болезненное реагирование на юмористические замечания
Понятие гелотофилии – склонность выставлять себя объектом юмора и смеха
Катагеластицизм – чрезмерная склонность и удовольствие высмеивать окружающих
Слайд 41. Когда в моем присутствии начинают смеяться, я настораживаюсь.
2. Я стараюсь уклоняться от
публичных выступлений, потому что мне кажется, что другие люди почувствуют мою неуверенность и будут насмехаться надо мной.
3. Когда посторонние люди в моем присутствии начинают смеяться, мне часто кажется, что они смеются надо мной.
4. Мне трудно смотреть человеку прямо в глаза, потому что я боюсь услышать пренебрежительный комментарий в свой адрес.
5. Когда мне делают шутливые замечания, я становлюсь словно парализованным.
6. Я контролирую себя, чтобы ненароком не попасть в неприятную, досадную ситуацию и не стать из-за этого объектом насмешки.
7. Мне кажется, что на других я произвожу странное впечатление.
8. Несмотря на то что я часто чувствую себя одиноким, я стараюсь избежать общест-венных мероприятий, чтобы уберечь себя от возможных высмеиваний и насмешек.
9. Если однажды где-нибудь я вел себя особенно неловко, я стараюсь избегать этого места.
10. Если бы у меня не возникало страха быть смешным на публике, я бы выступал публично.
11. Если у кого-то я однажды вызвал смех, я никогда больше не смогу непринужденно общаться с этим человеком.
12. Мне требуется очень много времени, чтобы восстановиться после шутки в свой адрес (насмешки).
13. Во время танцев я чувствую себя некомфортно, поскольку убежден, что я из тех людей, которые вызывают смех и насмешки.
14. Даже когда я чувствую себя вполне спокойно, у меня возрастает страх попасть в неприятную ситуацию и показаться странным.
15. Если я оказываюсь в неловкой ситуации, я цепенею и не могу адекватно себя вести.
Слайд 5Картиночный тест исследования гелотофобии Picture -Geloph
Слайд 6Картиночный тест исследования гелотофобии Picture -Geloph
Слайд 7Чувство юмора при гелотофобии
смеются неохотно, против воли, смех может быть неестественен
и неуместен;
близко к сердцу воспринимают юмористические замечания со стороны других людей, воспринимают доброжелательные шутки окружающих как насмешку над собой.
могут шутить только в окружении очень близких людей, их юмор агрессивен, язвителен, презрителен, либо смеются над всем и всеми, либо вовсе не смеются
часто не понимают смысл шуток, понимают его неверно
не используют юмор в качестве копинга
Слайд 8«Синдром Пиноккио» (М. Титц)
Характеризуется выраженным страхом насмешки, пациенты
не способны воспринимать юмор
позитивно и непринужденно
В основе реакции на улыбки и незлобивый юмор лежит страх, что заметно для собеседника
манера общения, особенно пантомимика, выдает их скованность и производит странное впечатление.
характерно мышечное напряжение вплоть до онемения, «деревянные» движения
Психофизиологические симптомы, типичные для тревоги: учащение сердцебиения, тремор мышц, сухость в горле, заикание.
Слайд 9Критерии различения здорового страха выглядеть смешным и патологических проявлений
Безосновательность страха
выглядеть смешным (не имеет реальной причины в виде частого высмеивания)
Физиологические и поведенческие симптомы имеют экстраординарную интенсивность
Страх сохраняется длительное время
Слайд 11Дезадаптивные стили юмора (Р. Мартин)
Агрессивный – язвительный, насмешливый, унижаю-щий, нацеленный на
подтверждение превосходства над другими, критики и манипулирования.
Связан с нейротизмом, враждебностью, низкими совестливостью, социальной компетентностью, готовностью оказать поддержку и способностью использовать юмор как копинг.
Самоуничижительный – готовность быть осмеянным, чтобы снискать расположение других.
Связан с нейротизмом, депрессивностью, тревожностью, неудовлетворенностью отношениями, качеством жизни, низкой самооценкой и психологическим благополучием
Слайд 12Гипомания
Состояние повышенного возбуждения, непрерывно длящееся от четырех дней, сопровождающееся постоянной лёгкой,
приподнятостью настроения (иногда раздражительностью), а также чувством благополучия, физической и умственной продуктивности, повышенная энергичностью и активностью
Источники:
маниакальная фаза биполярного расстройства
Соматические заболевания: нервной системы, гипертериоз
Интоксикация некоторыми психотропными препаратами
Слайд 13Признаки гипомании
повышенная активность или физическое беспокойство;
повышенная говорливость;
затруднения в сосредоточении внимания или
отвлекаемость;
сниженная потребность во сне;
повышение сексуальной энергии;
небольшие кутежи или другие типы безрассудного или безответственного поведения;
повышенная общительность или фамильярность.
В течение 4 дней минимум три симптома должны проявляться в изменении личностного функционирования в повседневной жизни
Слайд 14Любовь, симпатия, привязанность
Классификация Джон Алан Ли
Eros страстная телесная любовь
Ludus любовь
как игра, без понятий об ответственности и долге
Storge дружеская и товарищеская любовь, для которой важны согласие, общность интересов и доверие
Mania собственническое и ревнивое чувство
Pragma выбор партнера на основании способности ужиться вместе и соображений полезности
Agape христианский идеал самозабвенной и жертвенной любви
Слайд 15Любовь, симпатия, привязанность
Модель треугольника Р. Стернберга
Разные сочетания из этих трех
компонентов порождает
8 разных видов любви
Полная любовь – когда все
три компонента выражены
одинаково высоко
Симпатия – выражена только интимность
Романтическая любовь = интимность + страсть
Товарищеская любовь = интимность + ответственность
Слайд 16Нарушения любви/ привязанности
Патологическая привязанность (Боулби/ Эйнсуорт)
Ревность
Созависимое поведение
Бред любви/ преследования, фанатичное
поведение
Слайд 17Теория привязанности
Этологическое значение привязанности ребенка к взрослому
Средства скрепления привязанности – улыбка
и плач
Нормативное развитие отношений со взрослым и сепарационный синдром
Мать как отправная точка исследования мира
Качество отношений взрослого с ребенком vs. количество проведенного с ним времени
Метод Незнакомой ситуации
Слайд 18Цели формирования привязанности
Дожить до репродуктивного возраста
Найти подходящего партнера, способного дать жизнеспособное
потомство
Заботиться о потомках до достижения ими репродуктивного возраста
Слайд 19Виды привязанности
Надежный (уверенный)
Неуверенно-избегающий (замкнутый, избегающий привязанности)
Неуверенно-амбивалентный (тревожный, озабоченный, амбивалентный)
Дезорганизованный (дезориентированный) –
ребенок может демонстрировать дистресс от разлучения с матерью и избегающее поведение при ее возвращении, или никакой реакции на ее уход, парадоксальные реакции на уход и возвращение взрослого
Слайд 20Качество отношений и сепарация
Отталкивающее поведение матери как один из источников нарушения
привязанности.
При взаимодействии с ребенком матери:
Не инициируют взаимодействие с ребенком, ободряющее и поддерживающее поведение
больше отстраняются от ребенка, чем объединяются с ребенком во время контакта, отсылают его к игрушкам, когда он требует общения
Неактивно, поверхностно взаимодействуют с ребенком
Несвоевременно, неадекватно по интенсивности реагируют на инициативы ребенка
Реагируют на инициативу ребенка спорадически, иногда отвечают на нее, иногда нет
Слайд 21Последствия ненадежной привязанности в разных возрастах
Lyons-Ruth К. At al. (2013) Parsing
the construct of maternal insensitivity: distinct longitudinal pathways associated with early maternal withdrawal. Attachment & Human Development 15 (5–6): 562–582.
Слайд 22Репрезентация при тревожной привязанности у взрослых
представления о себе негативные, низкая оценка
собственной ценности, низкое самоуважение и склонность описывать себя в негативных терминах.
недооценка своего контроля над развитием отношений, ощущение беспомощности, недооценка своего вклада в общее дело.
Представления о других: сомнения по поводу своей значимости (ценности) в глазах другого человека, которые из-за страха перед разрывом отношений только обостряются. Даже собственная группа воспринимается как угрожающая. Групповое взаимодействие вызывает стрессовые переживания
Слайд 23Репрезентация при избегающей привязанности у взрослых
негативная репрезентация других людей как бесполезных
и не вызывающих доверия, объясняют поведение партнеров по отношениям в негативных терминах
репрезентация Я: отношения с другими людьми обостряются стремлением поддерживать эмоциональную дистанцию и собственную независимость.
стремятся контролировать ситуацию полностью самостоятельно, других людей воспринимают как помеху. К групповым задачам относятся негативно
Слайд 24Emotion-focused therapy
Лес Гринберг и Сью Джонсон сер.1980-х
Основополагающие идеи:
Значение эмоционального опыта здесь
и теперь
Необходимость анализировать всю ситуацию целиком
Проблема – не индивидуальный симптом, а результат устойчивых форм взаимодействия между партнерами
Эмоции также не индивидуальный феномен, а результат организации взаимодействия между партнерами
Негативные эмоции возникают на основании страхов утраты и страхов перед отношениями, как они объясняются в теории привязанности
как восстановить романтические отношения на основе теории привязанности.
Слайд 25Цель еmotion-focused therapy
Заменить цикл деструктивного взаимодействия между людьми, приводящий к негативным
эмоциям, на цикл продуктивного взаимодействия
Цикл продуктивного взаимодействия – когда индивиды способны запрашивать и обеспечивать комфортное, поддерживающее и безопасное взаимодействие, способствующее успешной регуляции эмоций
Слайд 26Процедуры достижения целей
Анализ устойчивых форм взаимодействия между партнерами и выявление деструктивных
паттернов
Выстраивание отношений надежной привязанности в терапевтической ситуации между терапевтом и клиентом, между клиентом и его нынешними и прошлыми партнерами, в структуре личности клиента
Заново выстроенная терапевтическая привязанность служит буфером для возможного травматического опыта при построении новых привязанностей
Слайд 27Основные положения
Эмпатическое присоединение и взаимопонимание в процессе эмоционального взаимодействия здесь и
теперь (Роджерс, гештальт)
В этом процессе происходит переоценка информационно-когнитивных аспектов эмоций (как в информационных теориях эмоций)
Эмоции являются основным объектом работы, и средством работы по интеграции эмоций, познавательных процессов и поведения.
Слайд 28Причины эмоциональных проблем в терапии
Невнимательное отношение или избегание эмоций
Нарушение эмоциональной регуляции
Неадаптивное
эмоциональное реагирование
Трудности с переструктурированием опыта
Слайд 29Типы эмоций в терапии
Первичные адаптивные направлены на достижение простейших адаптивных целей
(приближаться, избегать, преодолевать, исследовать и т.п.)
Первичные низкоадаптивные – эмоции, направленные на достижение определенных целей, которые, возможно, когда-то были адаптивны, но не эффективны в конкретной ситуации
Вторичные реактивные – это эмоции по поводу первичных адаптивных/ неадаптивных эмоций
Инструментальные – осознанно или неосознанно выученные эмоциональные проявления, определенным образом влияющие на окружающих (запугивание, крокодиловы слезы, инструментальный страх «мальчик, который кричал «волк»», ложное смущение)
Слайд 30Этапы терапевтического процесса
Опознание эмоции и словесное описание соответствующих переживаний
Выражение эмоции
Построение средств
регуляции эмоций
Рефлексия опыта такого построения
Трансформация эмоциональной реакции в новую
Применение трансформированного опыта в новых жизненных ситуциях