Мышление. Физиология мышления презентация

Содержание

Особенность мышления - свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты, что осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия (сравнение) и дедукция (логический

Слайд 1Мышление
Это познавательная деятельность человека. Является опосредованным и обобщенным способом отражения реальности.

Результат мышления - мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия.
 











Слайд 2Особенность мышления - свойство получать знание о таких объектах, свойствах и

отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты, что осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия (сравнение) и дедукция (логический вывод).
 











Слайд 3Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию

абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. 











Слайд 4Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности. Суть процесса

- обобщение и сохранение познавательного опыта людей - в образно-знаковой форме - в продуктах художественного и религиозного творчества; в абстрактно-логической форме – в теоретическом познании - неограниченные возможности видения мира.










Слайд 5В психологии мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира

на основе аксиоматических положений, а также, высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами и явлениями окружающего мира, высшая психическая функция.










Слайд 6Мышление — высшая ступень человеческого познания осуществляемая на базе образования и непрерывного

пополнения запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (умозаключений).








Слайд 7Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего

мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи органов чувств. Формы и законы мышления - предмет логики, психофизиологические механизмы — психологии и физиологии.









Слайд 8Физиология мышления
И. П. Павлов – м - это следствие рефлекторной связи

между человеком и реальностью. Ее осуществляют 3 системы мозга: 1) подкорковая область, которую активизируют стимулы внешнего или внутреннего мира;








Слайд 92) б. п/п головного мозга без лобных долей и отделов речи

- стимулы временной (условной) связью «подключаются» к безусловной реакции + анализаторные системы (первая сигнальная система);






Слайд 103) лобные доли б. п/п – управление первыми двумя + отвлечение

от конкретных качеств воспринятых объектов и обобщение сигналов из первых двух инстанций (вторая сигнальная система – речь и вербально-логическое мышление).










Слайд 11Типы мышления
1) Наглядно-действенное (предметно-манипулятивное). Преобладает у детей с рождения до 1,5

лет.
2) Конкретно-предметное мышление (в возрасте от 1,5 до 7 лет).
3) Наглядно-образное мышление (образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 лет до 5-6 лет).
4) Понятийное мышление – словесно-логическое – использование понятий и логических конструкций обусловленных языком.
5) Абстрактно-логическое мышление (мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет).










Слайд 12Формы мышления
1) Понятие — отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и

отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам;
2) Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике;
3) Умозаключение — вывод.










Слайд 13 Мыслительные операции

1) Сравнение;
2) Анализ;
3) Синтез;
4) Абстракция;
5) Конкретизация;
6) Индукция;
7) Дедукция;
8) Классификация;
9)

Обобщение.










Слайд 14Сравнение
Установление сходства и различия - одна из ключевых операций, осуществляемых человеком

при познании окружающего мира, себя самого и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных задач. Всегда зависит от контекста. Не может быть понята вне процесса, в ходе которого она осуществляется, результата, к которому приводит и субъекта, который ее осуществляет.









Слайд 15Сравнение осуществляется непосредственно (воспринимая предметы одновременно) или опосредованно (путем умозаключения, используя

косвенные признаки). При этом важны сравниваемые свойства. Важно также выбрать единые показатели для сравнения.









Слайд 16Ошибки сравнения
1) Выбор разных показателей (например сравнивать время и километры).
2) Поверхностное

сравнение по аналогии, при котором, при сходстве по одному или даже группе признаков, мы считаем, что все остальные признаки также сходятся.









Слайд 17Анализ и синтез
Анализ — логический прием определения понятия, когда его разлагают по

признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познаваемое ясным в полном объеме. Т.о. из частей целого можно мысленно создать его структуру. Вместе с частями предмета мы выделяем его свойства. Анализ также возможен по памяти.









Слайд 18Синтез — способ собрать целое из частей или явлений, а также их

свойств, как антипод и антоним анализа.









Слайд 19Анализ и синтез впервые возникают в детстве при практических манипуляциях с

предметами. С возрастом с целью разобраться в строении устройства человек его собирает и разбирает – практическое познание. Научное познание - предметы изучаются отдельно, а потом производят мысленные операции над их совокупностью.








Слайд 20Абстрагирование и конкретизация
Абстрагирование — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств,

связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Выделенная часть или свойство рассматриваются отдельно от других. При этом происходит выделение из информации отдельных частей или свойств.








Слайд 21При совершении абстрагирования возможны ошибки 2 видов:
1) Усваивая определенные понятия, трудно

перейти от конкретных примеров к широкому контексту.
2) Абстрагирование от существенных признаков, в результате чего искажается представление.








Слайд 22При расстройствах мышления операции абстрагирования, необходимые для понимания переносного смысла поговорок,

пословиц, могут нарушаться. Больные с такими расстройствами мышления затрудняются при попытках объяснить смысл пословиц и поговорок: «не все то золото, что блестит», «не в свои сани не садись» и т. п. Последнюю пословицу они нередко объясняют так: «не твои сани — не садись, садись только в свои сани». Они не могут также провести операцию сравнения пословиц и сказать, какие из трех пословиц («тише едешь, дальше будешь» «семь раз отмерь, один раз отрежь», «куй железо, пока горячо») сходны, а какие из этих пословиц различаются по переносному смыслу. Нарушения операций абстрагирования проявляются также в неспособности понять шутку, юмор, уловить их отвлеченный смысл.







Слайд 23Конкретизация — выделение частного из общего. При этом конкретные предметы представляются во

всем их многообразии. Конкретизация понятия «лампа»: «настольная лампа», «настенная лампа», «подвесная лампа», «переносная лампа», и т.п.







Слайд 24Нарушения конкретизации – резонерство - избрав определенную тему для беседы, человек

начинает высказывать, часто в поучительном тоне, различные положения, носящие абстрактный слабо связанный с действительностью характер. Каждое из указанных положений может быть правильным, но конкретизации нет и поэтому высказывания больного приобретают характер «пустословия на заданную тему». Характерно при шизофрении, эпилепсии и ряде органических поражений головного мозга.



Слайд 25Например: «пальто – это предмет элегантности, которая подчеркивает вкус носящего. Кроме

того, иногда пальто защищает от холода и атмосферных влияний». Или: «корова – это предмет домашнего быта, предмет одушевленный, необходимый в практике роста и воспитания детей, а также и больных, вообще для обеспечения полноценного питания и помощи в состоянии здоровья». Резонерское объяснение пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает» — «Яблоко, как и все в природе, подчиняется закону Ньютона о всемирном притяжении».






Слайд 26Индукция и дедукция
Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного

положения к общему.
Как избежать ошибки при индуктивном умозаключении? Необходимо знать и учитывать, от чего зависит наблюдаемый факт или явление и установить, меняется ли это свойство, или качество, при единичных случаях, которые мы наблюдали.








Слайд 27Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из

общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Чтобы избежать ошибок при использовании дедукции, важно осознавать, что наблюдаемый отдельный случай попадает под общее положение.







Слайд 28Классификация
Это мысленное распределение объектов по отдельным группам и подгруппам на основе

процессов сравнения и обобщения. Классифицировать можно все что угодно, при условии наличия N объектов. При классификации на основании наличия признаков сходства мелкие группы объединяются в более крупные и, напротив, различия дают основания разбить широкие группы на ряд дробных групп.







Слайд 29Обобщение
Это мысленное объединение предметов и явлений друг с другом на основе

выделения общих для них свойств и признаков. Наиболее важное значение имеет обобщение, основанное на выделении существенных признаков сходных предметов, что позволяет образовывать понятия, формулировать законы.







Слайд 30Свойства мышления
Гибкость – ригидность (вязкость)
Скорость: высокая – низкая
Длительность: высокая - низкая
Глубина

– поверхностность
Широта – узость
Самостоятельность – несамостоятельность
Критичность – отсутствие критичности
Полноцветное – черно-белое мышление.









Слайд 31Гибкость
1) Умение воспринимать чужую точку зрения
2) Умение не быть привязанным к

прошлому опыту.
Уровень гибкости мышления во многом определяет качество социального интеллекта у человека.








Слайд 32Ригидность
Жесткость, предвзятость, упертость, приверженность к шаблонам, а также преувеличенно эмоциональное восприятие

информации. Может также проявляться как абсолютная самостоятельность в мышлении, полная независимость от мнения других людей.








Слайд 33Скорость
Скорость мышления = скорость обработки информации. Определяется параметрами когнитивного стиля –

импульсивность – рефлексивность и генетическими программами.








Слайд 34Длительность
Или устойчивость – определяет временные характеристики мышления, как способность мыслить непрерывно,

не отвлекаясь. Длительность мышления обеспечивает его глубину и ширину.








Слайд 35Глубина
Умение «копать» вглубь какой-то проблемы или области знания.








Слайд 36Поверхностность
Скольжение по поверхности проблемы, не вдаваясь в детали и не улавливая

глубинного смысла и связей.








Слайд 37Широта
Умение переходить за рамки существующей проблемы, расширять проблемное поле в различных

направлениях, включать в рассмотрение смежные предметные области.








Слайд 38Узость
Неумение выходить за рамки существующей проблемы, неумение видеть альтернативные подходы к

теме; ограниченность.








Слайд 39Самостоятельность
Способность быть независимым в своих мнениях от других людей. Является основой

для независимого поведения и дает возможность творческого подхода к решению проблемы.








Слайд 40Несамостоятельность
Зависимость от мнения других людей, повышенная внушаемость, сложности принятия решения за

рамками привычной ситуации.







Слайд 41Критичность
Способность объективно оценивать объекты, видеть истину, парадоксы. Это свойство, как и

глубина мышления, обеспечивает эффективность принятия решений, а также их оригинальность и новизну.







Слайд 42Отсутствие критичности
У нормальных людей проявляется в отсутствии рассудительного отношения к своему

состоянию.
У психически нездоровых людей некритичность мышления характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами, появлением бреда, галлюцинаций.




Слайд 43Полноцветное
Или параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения

и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.








Слайд 44Черно-белое
Мышление в стиле «хорошо-плохо», «все или ничего» - человек видит либо

позитивные, либо негативные аспекты ситуации. Существует огромное количество причин, вариаций, состояний, нюансов, оттенков и контекстов практически любой ситуации, однако для людей с черно-белым мышлением это ничего не значит.






Слайд 45Тест: тип мышления
У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник

поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, ответьте «да», если не согласны -«нет».




Слайд 461. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне

интересно составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.





Слайд 4711. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я

создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.




Слайд 4821. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
22.

Я предпочитаю точные науки (математику, физику). 23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты. 30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.



Слайд 4932. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
33. Я легко

усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Слайд 50Ключ









Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует

определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления: 0-2 – низкий, 3-5 – средний,
6-8 – высокий.



Слайд 51Интерпретация результатов
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела, кто усваивают информацию через

движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.



Слайд 522. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты,

аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые предельно абстрактны. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.



Слайд 533. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря

развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.



Слайд 544. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут

представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.



Слайд 555. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи.

Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.



Слайд 56В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий

необходимо сочетание разных типов мышления. Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.



Слайд 57Речь
Высший психический процесс.
Совокупность произносимых / воспринимаемых звуков, имеющих тот же

смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового сообщества.



Слайд 58Мышление и речь взаимосвязаны. Мышление выражается в речи. Благодаря формулированию и

закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в речи: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.



Слайд 59Виды речи


Слайд 60Функции речи


Слайд 61Развитие речи
1) Разверстка генетических программ при условии сохранности рече-двигательного анализатора и

интеллектуальных способностей.
2) Стимулирующая среда.



Слайд 62Развитие речи в онтогенезе


2-5 месяцев - гуление, которое возникает на эмоциональное

общение со взрослым; произносит нараспев звукосочетания («а-а-а», «агу» и др.); появляется первый смех и первая улыбка на появление взрослого (комплекс оживления).





Слайд 63

5-6 месяцев - лепет, произносит слоги и цепочки слогов сначала без

интонации, затем с разными интонациями;
10-12 месяцев - учится понимать и произносить слова «да», «нет», сопровождая их жестами;
К 1 году - в словаре появляется около 15 слов («мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «би-би», «ав-ав» и т. д.);
К 1, 5 – 2 годам - в речи появляются простые предложения, состоящие из двух-трех слов («мама, дай пить», «мишка, сиди там» и т. д.); отмечается появление в активной речи первых прилагательных («хороший», «большой», «красный» и т. д.).







Слайд 64

3 года – появление 3-х и больше слов в связке –

фразовая речь; накопление словарного запаса и представлений об окружающей действительности;  учится наблюдать, сравнивать предметы (чайник и лейка); устанавливает смысловые связи между словами, обозначающими предмет и его часть (собака и хвост); осваивает изменение форм глаголов и сущ. в ед. числе, необходимых для передачи логико-смысловых отношений; усваивает простые синтаксические конструкции, позволяющие выразить актуальные ситуации (кошка спит, сестра ест кашу).

Слайд 65

Формирование словоизменительных навыков, звукопроизношения: у, а, о, и, ы - к, 

г,  х - п, б, м - ф, в - т, д- с, з; характерным для возраста является смягчение звуков: д', т', с', ц‘ – из-за несовершенства артикуляционной моторики и трудностей различения фонем. Становление правильного звукопроизношения зависит от развития фонематического слуха (к 2-м годам).






Слайд 66








Брока - кинетико-моторная зона речи.
Вернике – сенсорная зона речи.
Поля речи


Слайд 71



Примеры дисграфии и зеркального письма


Слайд 72Стимуляция развития речи


N: появление речи к 2-м годам.

Заучивание стихов с недоговариванием.
Заучивание

песен и пропевание.
Занятия по технологии глобального чтения (особенно при алалии).
Рассказ по картинкам.
Пересказ.






Слайд 74Инса́йт (от англ. insight — проницательность, озарение, внезапная догадка) 
интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном

понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения

Слайд 75Классические эксперименты В. Келера


Слайд 76Креативность
потенциал, внутренний ресурс человека
способность отказаться от стереотипных способов

мышления
способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения

Слайд 77Особенности творческого мышления



* беглость как способность генерировать максимальное количество идей; *

гибкость как способность к порождению широкого многообразия идей; * оригинальность как способность генерировать нестандартные идеи; * точность как способность придавать завершенный вид продуктам мышления

Слайд 78Художественная одаренность
Делится на одаренность в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства,

скульптуры и основывается на эстетике и эмоциях – набор специальных способностей.

Слайд 79Признание возможности раннего тестирования одаренности, разделения детей на способных и неспособных,

а также достаточно жесткое прогнозирование будущей успешности
учеников в том или ином виде художественного творчества.

Слайд 80Музыкальная одаренность – К. Сишор выделяет и описывает 25 музыкальных талантов.

В их число входят чувство высоты звука, чувство протяженности звука (длительность), так и сложные обобщающие понятия: музыкальный вкус, эмоциональная реакция на музыку.

Слайд 81Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, обычно, до семи лет. Наиболее часто музыкальные

способности проявляются у детей между 3 и 5-ю годами.

Слайд 82Черты музыкально одаренных детей:
1. С самого раннего возраста - повышенное любопытство

к звукам.
2. В 2 -3 года хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто к 2-м годам хорошо интонируют, некоторые начинают раньше петь, чем говорить, и выучиваются раньше писать ноты, чем буквы.
3. Часто - абсолютный слух.
4. Рано выделяются быстрым и точным запоминанием музыки. В зрелом возрасте эта память доходит до феноменальной.
5. В возрасте около 5-ти лет характерно - воспроизводить на инструменте все слышимое.
6. С 4 — 5 лет проявляется склонность (потребность) импровизировать, фантазировать за инструментом.


Слайд 83Тест на звуковысотный слух - порог чувствительности однозначно определяет музыкальные способности:

порог меньше 3 Гц - может стать музыкантом, порог от 3 до 8 Гц должен получить общее музыкальное образование, порог от 9 до 17 Гц - может получать музыкальное образование, порог 18 Гц и выше не должен иметь никакого отношения к музыке.

Слайд 84Важно отметить то, что музыкальные проявления одаренных детей самопроизвольны и практически

никак не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение является своего рода толчком и условием для развития музыкальных способностей.

Слайд 85Эстетическое отношение как основа способностей к
художественному творчеству
По мнению А.А.Мелик-Пашаева,

основа художественного творчества не ограничивается набором способностей (элементарных или комплексных), а представляет собой особое состояние личности, описанное многими людьми искусства. Это особый опыт, захватывающий всю личность, способ видения мира.

Слайд 86Развитое эстетическое отношение это переживание единства с миром, отсутствием противопоставления себя

и окружающих объектов. Художник видит и открывает в объекте родственную ему внутреннюю
жизнь. Внешняя форма вещи служит выражением внутренней сущности, определенного характера, настроения.

Слайд 87Дети 6-10 лет обладают хорошими задатками для развития эстетического отношения. По

результатам выполнения многих заданий, исследующих развитие эстетического отношения, они оказались ближе к взрослым художникам, чем подростки и взрослые,
не связанные с искусством. Дети склонны к одушевлению окружающих предметов, но, эта способность теряется по мере ухода игры.

Слайд 88У младших школьников еще нет четких границ, отделяющих Я от мира,

они открыты впечатлениям и ориентируются больше на эмоциональное восприятие, чем на интеллектуально-логическое познание действительности.

Слайд 89На эти особенности детской психики необходимо
опираться при развитии эстетического отношения к

миру – это главная задача. При таком подходе ребенка учат ценить собственный уникальный взгляд на мир, а формирование конкретных умений и технических навыков – часть художественного образования.

Слайд 90Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика