Слайд 1Молодежь как социальная группа
Слайд 2Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик
(приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Слайд 3Особенности социального положения молодежи:
Переходность положения.
Высокий уровень мобильности.
Освоение новых социальных ролей (работник,
студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
Активный поиск своего места в жизни.
Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Слайд 4Социально-психологические качества молодежи:
Неустойчивость психики.
Внутренняя противоречивость.
Низкий уровень толерантности.
Стремление выделиться, отличаться от остальных.
Существование
специфической молодежной субкультуры.
Свобода от стереотипов и предрассудков
Слайд 5Признаки молодежных неформальных групп:
Возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях
социальной ситуации.
Самоорганизация и независимость от официальных структур.
Обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки).
Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп.
Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом.
Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
Слайд 6Классификация молодежной самодеятельности:
Агрессивная самодеятельность
Эпатажная (фр. epater — поражать, удивлять) самодеятельность
Альтернативная самодеятельность
Социальная
самодеятельность
Политическая самодеятельность
Слайд 7Социально – демократический портрет молодежи
Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая
период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.
Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.
Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.
Слайд 8Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от
общей численности населения страны составляет около 22-25 %. Изменения в масштабах рождаемости в РФ привели к «постарению» молодежи, т.е. возрастанию доли 25-29 летних.
Уровень репродуктивности молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей.
Слайд 9Основные проблемы молодежи
Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с
положением молодежи в социальной структуре, характеризуемым прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы.
Слайд 10Проблемы:
Экономические факторы:
Духовные факторы:
Молодежь недостаточно обеспечена материально
Происходит процесс потери нравственных ориентиров
Потребительское
Слайд 11Проблема, связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения.
Американский социолог
Маргарет Мил (1901 -1978) в системе культуры выделяет три типа межпоколенческих отношений:
Постфигуративные - давно устоялись, приобрели четкие контуры, оформились в виде привычных, устойчивых фигур мышления и поведения и предполагают ориентацию на прошлое, традиционные ценности. Молодежь учится на опыте старшего поколения. Развитие постфигуративных культур замедленно, инновации с трудом пробивают себе дорогу.
Конфигуративные — находятся в процессе оформления, ориентированы на настоящее: и молодежь, и взрослые соотносят свои действия с изменяющейся современностью. Социализация происходит в основном в процессе общения со сверстниками. Рождается молодежная контркультура.
Префигуративные — еще не определены, направлены на будущее. Происходит отказ от старых ценностей и стереотипов, поскольку прошлый опыт оказывается бесполезным или вредным. Старшее поколение все чаще учится у молодежи.