Философия и методология науки. Картины мира презентация

Содержание

МЕТОДОЛОГИЯ -учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности

Слайд 1ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ  
Картины мира


Слайд 2МЕТОДОЛОГИЯ
-учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности


Слайд 3Специальной разработкой получения знания занималась древнегреческая философия. Значительный вклад в внёс

Аристотель, который рассматривал созданную им логическую систему как «органон» - универсальное орудие истинного познания.

Слайд 4РОДОНАЧАЛЬНИКОМ МЕТОДОЛОГИИ
является Ф. Бэкон, английский философ (1561-1626 гг.), родоначальник английского эмпиризма

– учения об опыте.
Впервые выдвинул идею вооружить науку системой методов в «Новом органоне». Обосновал индуктивный метод, как основной метод познания.
Ученый в своих исследованиях должен следовать от частного к общему. Это единственная истинная форма доказательства, опирающаяся на показания органов чувств.
«ЗНАНИЕ-СИЛА!»

Слайд 5ПОД ЭМПИРИЗМОМ
понимается направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний

и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Слайд 6Р. ДЕКАРТ (1596-1650)


Слайд 7
Р. Декарт.
Метод познания в системе Декарта - дедукция, в которой движение

мысли происходит от общего к частному. Декарт сформулировал три следующих правила дедуктивного метода:
во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;
это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного;
в вопросе должно содержаться нечто известное.


Слайд 8РАЦИОНАЛИЗМ
Единственный источник истинного знания- разум. Могущество разума ограничено лишь несовершенством человека

по сравнению с Богом, который как раз несёт в себе все совершенные характеристики.

Слайд 9
из идеи всесовершенного существа выводится реальность бытия Бога:
во-первых, как источника самой

идеи о нём — это доказательство психологическое;
во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, — это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.


Слайд 10
. Вершины в методологии достиг Г. Гегель, разработавший диалектику как всеобщий

метод познания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.


Слайд 11МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
- это учение о методах и процедурах научной деятельности, раздел

общей теории познания (гносеологии), теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Существенный вклад в создание этого направления внесли представители неопозитивизма, применившие методы современной формальной логики.
Как показывает опыт развития науки, наиболее адекватную философскую базу научного познания даёт диалектический и исторический материализм, выражаясь в законах и категориях.


Слайд 12
С 1950 г. в методологии науки видное место занимают проблемы смены

систем знания. Англичанин К. Поппер объясняет процесс на основе принципа фальсификации, т. е. систематического опровержения существующих теорий;
Верификации- подтверждения истинности знания;
Кумулятивизма- установка, заключающая в понимании роста научного знания путем постепенного добавления новых знаний к существующим
.


Слайд 13
Американский ученый Т. Кун формулирует концепцию развития науки посредством научных революций,

приводящих к смене парадигм научного мышления.
Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революцийразвивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы (образца), исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.


Слайд 14
Научные картины мира-
систематизированное, целостное представление о способах организации и функционирования

природного мира и взаимоотношений с ним общества.
Выделяют 3 научные картины мира ( В.С. Степин): -классическая механистическая
-неклассической релятивистская -постнеклассическая.



Слайд 15
Отцом первой классической, научной картины мира, считается Исаак Ньютон (1643-1727),который вслед

за Декартом в труде «Математические начала натуральной философии», сформировал механистическую картину мира на основе представлений об однородном, неподвижном, трехмерном, бесконечном пространстве и одномерном, обратимом, бесконечном времени:

Слайд 16
Абсолютное, истинное математическое время само по себе протекает равномерно, называется длительностью.
Относительное,

кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год.

Слайд 17
Абсолютное пространство безотносительно к чему бы то ни было, остается всегда

одинаковым и неподвижным.
Относительное есть его мера или ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которая в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное.


Слайд 18
Первая научная механистическая картина мира была удобна и работала в рамках

обыденного житейского опыта. Она походила на механические часы, который завел когда-то Господь Бог и они идут, пока не кончится завод пружины.

Слайд 19
Дэвид Юм (1711—1776) утверждал: научные законы представляют собой итог того, что

было нам дано опытом. Чем больше данных подтверждают теорию, тем выше степень ее достоверности. Следует учитывать надежность свидетелей, отсутствие у них особой заинтересованности в подаче этих фактов. В «Исследовании о человеческом разуме» и в «Трактате о человеческой природе» Юм утверждал, что никакое количество фактов не позволит индуктивной логике сделать вывод о полной достоверности некоего суждения.

Слайд 20И. КАНТ (1724—1804)
разработал основы критического метода, понимая под «критикой» исследование, испытание,

проверку достоверности. Он впервые обосновал особый статус методологического знания, проведя различие между объективным содержанием знания и той формой, при помощи которой оно организуется в систему.

Слайд 21
Его метод различения вещей:
1)Вещи, которые мы наблюдаем (феномены,или явления ( вещи

для нас), и 2) которые существуют сами по себе (ноумены,или «вещи-в-себе»).
Между вещами в-себе (ноуменами) и вещами, данными нам в ощущениях (феноменами, явлениями), существует непреодолимая пропасть.
Познаваемо лишь то, что мы воспринимаем, привнося в это восприятие свои интересы.

Слайд 22
Предпосылки для построения неклассической научной картины мира создали открытия законов

термодинамики Сади Карно(1796—1832) и Рудольфом Клаузиусом (1822—1888). Согласно их идеям, энергия- неразрушимая сущность, наделенная полиморфной силой видоизменений (механическая, электрическая, химическая энергия и т. д.). Энергия не возникает и не уничтожается. Ее можно извлекать, накапливать, передавать, трансформировать и расходовать. Но создать и уничтожить ее невозможно. Этот принцип предоставляет физической вселенной гарантию вечности

Слайд 23
Различные виды энергии могу трансформироваться одна в другую, но не может

сама собою полностью обратно превратиться в другую форму и, следовательно, теряет часть своей способности совершать работу. Это необратимое ослабление способности видоизменяться и совершать работу свойственное теплоте, было названо Клаузиусом энтропией. Следствием этого возникло понятие «стрела времени», начался процесс разрушения механистической картины мира, опиравшейся на обратимость и покой.

Слайд 24
Так, теплоТак, тепло никогда не переходит в механическую работу, преобразуясь в

другие виды энергии. При обратимых процессах величина энтропии остается неизменной, при необратимых, возрастает за счет уменьшения механической энергии. Следовательно, множествоТак, тепло никогда не переходит в механическую работу, преобразуясь в другие виды энергии. При обратимых процессах величина энтропии остается неизменной, при необратимых, возрастает за счет уменьшения механической энергии. Следовательно, множество необратимых процессов, которые происходят в природе, сопровождается уменьшением механической энергии, что в конечном итоге должно привести к всеобщему параличу, «тепловой смерти». Это возможно, если Вселенная замкнутая эмпирическая данность. Теологи, основываясь на энтропии, говорили о конечности мира, используя ее как доказательство существования Бога.


Слайд 25
Но благодаря теории относительности и квантовой механике началось переосмысление картины мира

и выстраивание новой парадигмы науки. Началась научно-техническая революция, кардинально изменившая наш мир.
В классической физике масса тела всегда ассоциировалась с некоей неразрушимой материальной субстанцией, с неким «материалом», из которого, как считалось, были сделаны все вещи.

Слайд 26
Теория относительности показала, что масса не имеет отношения ни к какой

субстанции, являясь одной из форм энергии.
Энергия — это динамическая величина, связанная с деятельностью или процессами. Тот факт, что масса частицы может быть эквивалентна определенному количеству энергии, означает, что частица должна восприниматься не как нечто неподвижное и статичное, а как динамическая структура, процесс, вовлекающий энергию, которая проявляет себя в виде массы некой частицы.



Слайд 27
Геометрия Лобачевского разрушила представление о неподвижном трехмерном пространстве Ньютона,
термодинамика ввела

представление о необратимости времени,
теория относительности Эйнштейна ввела принцип относительности.
На этой основе началось формирование новой неклассической картины мира, которую нередко называют релятивистской.


Слайд 28
Неклассическая наука включает в себя ряд следующих концепций:
теория эволюции теория

эволюции Дарвина,
теория относительности теория относительности Эйнштейна теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва,
теория катастроф Рене Тома,
фрактальная геометрия фрактальная геометрия Мандельброта.
  ( геометрия хаоса).



Слайд 31
Процесс построения постнеклассической картины мира еще не завершен, но основные контуры

уже обозначены. Ученые, внесшие вклад в  постнеклассическую науку: А.Богданов, Н.Винер, В.Арнольд, Ю.Климантович, Г.Николис, А.Баблоянц, С.Курдюмов, Д.Чернавский и др.         Основу "постнеклассической" науки составляют термодинамика неравновесных, нелинейных открытых систем (синергетика), идея универсального эволюционизма и теория систем.

Слайд 33
Исходные философские идеи новой науки:
единство мира заключается в том, что

на всех уровнях организации действуют общие законы;
системное видение в противовес механическому пониманию мира;
синтез детерминизма, многовариантности и случайности;
отказ от концепции редукционизма: нахождение изоморфных законов в различных областях.
темпоральность -временная сущность явлений, порожденная динамикой их особенного движения.

Слайд 34
Идеи базируются на следующих основных положениях:
случайное и необходимое - равноправные

партнеры во Вселенной;
вероятная самоорганизация неравновесной открытой системы, т.е. самопроизвольный переход к упорядоченному состоянию, сопровождающийся перераспределением материи во времени и пространстве;

Слайд 35
явления самоорганизации включают информационные процессы - генерацию и эволюцию ценной информации;


подход к исследованию организма как к открытой системе;
основные формы кооперативного поведения, свойственные живым организмам, имеют свои аналоги среди неорганических систем



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика