Слайд 1МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Аспиранты: Краско М.О.
Карнишкина О.Ю.
Мамкина Н. Н.
Могурова М.
Слайд 2Все науки опираются на факты, стремятся выявить закономерности изучаемых явлений.
Каждая
наука или группа наук имеет свою специфику.
социальное познание связано с исследованием общества, деятельностью людей в системе общественных отношений, духовной жизнью человека, миром ценностей
Слайд 3Общество как объект познания отличается сложной многоуровневой структурой. Поэтому его изучает
множество социально-гуманитарных наук.
В зависимости от основания (критерия) внутри научного социального познания различают познание
социально-философское,
экономическое,
историческое,
социологическое,
психологическое,
культурологическое и т.д.
Гуманитарное познание есть отражение мотивационно-смысловых, ценностных факторов и целевых зависимостей.
Слайд 4Объектом социального познания служит социальная информация - совокупность сведений, объективно необходимых
для устойчивого функционирования социального организма.
Социальная информация - комплекс знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о связи реальной деятельности людей с развитием их сознания и обратном воздействии общественного сознания на общественную практику.
Во всех науках существуют одни и те же универсальные методы и приемы исследования, проверки знаний и их обоснований.
Слайд 5Теоретические и эмпирические методы работы с социальной информацией.
Во всех науках
существуют одни и те же универсальные методы и приемы исследования, проверки знаний и их обоснований.
Теоретическое исследование выражает процесс осмысления социальной действительности с помощью системы научных понятий, отражающих важные свойства социальных явлений, событий, процессов.
Результатом теоретического исследования служит теория.
В социальном познании теория трактуется в расширенном виде, так как характер теоретизирования часто не уточняется, не устанавливаются и возможности дальнейшего движения к улучшению понимания изучаемого явления, в отличие от естественно-научной теории, которая строится по более строгим правилам.
Слайд 6Формами теоретизирования в социальном познании выступают:
1) эмпирическое обобщение как форма
концептуализации эмпирических данных или наблюдаемых явлений;
2) теоретизирование, производимое по случаю, как форма, которая используется в описании конкретного явления в данное время и в данном месте (пространстве). При этом основание теории носит произвольный характер;
3) при объяснении социального явления, которое строится с помощью определенной картины социального мира;
4) приемом теоретизирования служит типологизация, как выработка идеальных типов или идеальных объектов, которые в чистом виде в реальном мире не существуют, но они отражают определенные свойства реальных объектов, когда исследователь ищет соответствие идеального типа существующему обществу;
5) при построении теоретических схем (концепции, теории или прототеории, а также системы теорий, упорядочивающей отношения между разными типами теорий).
Слайд 7 Предметом эмпирического исследования в социальном познании служат действия, поступки, образцы
поведения отдельных индивидуумов и общностей, продукты человеческой деятельности, отражение природной и социальной среды в фактах сознания, т.е. в мнениях, оценках, суждениях.
Слайд 8Эмпирическое исследование направлено на регистрацию и обобщение социальных фактов в
понятиях, которые вырабатываются с помощью теоретического анализа. В то же время сведения о социальных фактах являются основой построения новых социальных теорий.
В методологии и в реальной исследовательской практике имеются два значения понятия «социальный факт».
Первое значение – онтологическое. В этом значении понятие использовал Э. Дюркгейм.
Второе значение – логико-гносеологическое.
Слайд 9В первом случае под фактом понимают некоторое явление самой социальной действительности.
Это точка зрения обыденного сознания или наивного реализма.
Во втором случае факты – это обоснованное знание, которое получено путем описания социальных явлений на соответствующем языке и в соответствующих пространственно-временных границах.
Социальный факт всегда привязан к конкретным социальным обстоятельствам и к конкретным исследованиям.
Социальный факт отражает массовые явления, т.е. свойства, присущие многим похожим индивидуальным явлениям. Социальный факт обладает свойствами:
объективности, т.е. в нем обнаруживается объективное содержание;
2) типичности, поскольку в нем выражаются сущностные характеристики изучаемого явления.
Слайд 10Структурно-функциональный анализ - стал одним из наиболее развитых и детально разработанных
подходов от метатеории до эмпирических исследований в социогуманитарном знании XX в.
Структурный функционализм - научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы, т.е. внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, в ее воспроизводство. Логика исходной концепции определяет стратегию социологического исследования как структурно-функционального анализа.
Слайд 11
Два пути структурно-функционального анализа
Определить те условия, выполнение которых необходимо для
существования социальной системы, и выявить в системе структурные элементы, способствующие выполнению данных условий, т.е., имея представление о функциях, выявлять соответствующие им структуры.
.
Описать те структуры, которые обнаруживаются в исследуемой системе, и выявить влияние этих структур на воспроизводство системы, т.е. имея представление о структурах, выявлять свойственные им функции.
Слайд 12Образцом первого типа стратегии структурно-функционального анализа служит теория социальных систем, разработанная
классиком структурного функционализма в социологии, выдающимся американским исследователем
Т. Парсонсом
Согласно Парсонсу, любая социальная система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия.
Слайд 13Во-первых, она должна быть адаптирована к окружающей среде, т.е. приспособлена к
особенностям природы человека как биологического организма и личности, особенностям физико-органической среды обитания людей, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает, особенностям культуры как системы ценностей.
Во-вторых, быть саморегулируемой, т.е. при изменении в окружающей среде в системе должны вырабатываться цели-направления изменений структуры и функционировать механизмы реализации этих целей.
В-третьих, внутренне интегрированной, т.е. между ее элементами должны поддерживаться устойчивые связи, и функционирование элементов должно быть скоординированным.
В-четвертых, система должна быть стабильной, т.е. в состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время.
Слайд 14
Эти четыре условия обусловливают необходимость осуществления в любой социальной
системе четырех функций, которые Парсонс назвал соответственно «адаптация», «целедостижение», «интеграция», «поддержание латентного образца».
По первым буквам английских названий функций adaptation, goal attainment, integration, latent pattern maintenance концепцию Парсонса принято именовать схемой AGIL. С ее помощью можно исследовать, например, общество как систему, в которой экономика выполняет функцию адаптации (А), обеспечивая людей средствами к существованию; политика - функцию целедостижения (G), обеспечивая принятие решений и управление деятельностью людей; право и социальные общности - функцию интеграции (I), обеспечивая скоординированность и бесконфликтность действий людей; образование и семья функцию поддержания образца (L), обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности
Слайд 15 американский социолог Роберт Мертон (1910- 2003)
Мертон критиковал Парсонса за то,
что с помощью унифицированной жесткой схемы AGIL все многообразие социальной реальности подгоняется под идеализированное теоретическое представление. Согласно Мертону, следует не постулировать функциональность всех социальных структур-паттернов, а выявлять значение каждой из них для людей, чья деятельность организуется и регулируется структурами, а также тип влияния этих структур на систему.
Слайд 16Мертон разделил функции на явные и латентные.
Явная функция - это
распознанный и ожидаемый результат существования структурного элемента системы.
Латентная функция - это нераспознанный и непредусмотренный результат существования структурного элемента.
Явная, т.е. очевидная для преподавателей, студентов, членов их семей, администраторов учебных заведений и работодателей, функция высшего образования - обеспечение молодежи знаниями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности.
Латентными же функциями можно считать нахождение молодыми людьми брачных партнеров, близких по социальному положению, и формирование особого стиля жизни - предпочтений в одежде, проведении досуга, манеры общаться и т.д.