Слайд 1Министерство культуры РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Тюменский государственный институт культуры
факультет
социально-культурных технологий
кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии
Философия новейшего времени.
Марксистская философия.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Выполнила: Еремина Екатерина Сергеевна,
студентка 1 курса очной формы обучения,
направления СКД
Тюмень, 2015
Слайд 2Марксизм – это философское течение, возникшее в Германии в 40-х годах
Х1Х века, основоположники:
Карл Маркс(1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 –1895)
Слайд 3Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса "Тезисы
о Фейербахе", "Нищета философии", а также совместные с Энгельсом работы "Святое семейство" и "Немецкая идеология". К зрелым марксистским философским работам можно отнести "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Энгельса.
Слайд 4Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считают К. Маркса и Ф.
Энгельса.
Диалектико-материалистическая философия возникла в середине XIXв. Предпосылками возникновения марксистской философии были:
промышленная революция в Европе (XVIII–XIX вв.), означавшая переход от ручного к машинному труду;
появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными политическими требованиями;
идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);
открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; учение о клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии.
Слайд 5Характерные черты марксистской философии:
Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с
материалистическим принципом;
Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;
Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследований переносится из области отвлеченных рассуждений на область материально-практической деятельности людей;
Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.
Слайд 6Марксистская философия представляет собой систему взглядов на развитие природы, общества и
человека, сформировавшуюся во второй половине XIX века под влиянием глобальных процессов, протекавших в мировой экономике, политике, науке.
Условно можно выделить три основных этапа ее развития:
Первый этап - связывается с именами К.Маркса, Ф.Энгельса и их последователей в Германии (Бернштейн, Каутский), в других европейских государствах, в том числе и в России (Плеханов Г.В.)
На этом этапе идеи марксизма получают признание среди европейских экономистов и обретают популярность среди творческой II научной интеллигенции европейских государств, постепенно проникая в профсоюзное рабочее движение и первые социал-демократические организации.
На третьем этапе разрыв между гуманистическим и радикальным направлениями в марксистской философии возрастает. Радикальное направление, ставшее идеологией государств социалистической ориентации, подчинило марксизм задачам коммунистической идеологии, что предопределило кризисный характер ее развития на многие десятилетия.
Слайд 7Основные принципы марксистской идеологии:
диалектический материализм, принципы которого были распространены философами-марксистами на
все стороны жизни общества, природы, человека, сознания и т.д. В основе – - идея о примате социального над биологическим;
идея об основополагающей роли практики в развитии общества, в материальных и духовных процессах в человеческой культуре, в процессе познания;
В философии истории основополагающими принципами в развитии общества философами-марксистами провозглашены: теория классовой борьбы; идея исторической миссии рабочего класса; концепция роли народных масс и личности в истории.
Слайд 8К основным принципам марксистской методологии относят:
восхождение от абстрактного к конкретному, от
простого к сложному;
принцип историзма.
Слайд 9Диалектический материализм
Среди принципов материалистической диалектики Энгельс выделяет такие как принцип
материального единства мира, принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным законам он относит закон взаимопроникновения противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно и закон отрицания отрицания.
Теория познания была разработана с диалектико-материалистических позиций Марксом и Энгельсом. Как и все материалисты он признавали первичность и несотворимость материального мира.
Слайд 10Диалектико-материалистическая теория познания рассматривалась в марксизме как теория отражения. При этом
отражение понималось как активный, а не пассивный процесс взаимодействия субъекта с объектом. Здесь преодолевается основной недостаток домарксистского материализма, который состоял в игнорировании роли практики, а тем самым и активности субъекта познания.
Слайд 11Проводя последовательно принцип единства диалектики и теории познания, Энгельс отмечал, что
диалектика понятий является сознательным отражением диалектики движения действительного мира.
Создавая диалектико-материалистическую теорию познания, Маркс прежде всего устанавливает ее исходный пункт - понятие общественной практики, составляющей основу познания. Прослеживая развитие основных категорий политической экономии, он показывает, что эти категории, например понятие абстрактного труда, исторически связаны с определенным уровнем развития общественной практики. Это положение относится к категориям любой науки, к историческому развитию научного познания вообще.
Слайд 12Исторический материализм
Термин «исторический материализм» Энгельс применил для обозначения того взгляда на
ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменении способа производства и обмена, в вытекающих отсюда разделений общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой». В дальнейшем материалистическое понимание истории стало рассматриваться в качестве основополагающего принципа исторического материализма как науки об обществе.
Слайд 13Ступенями исторического прогресса явились:
Первобытная стадия развития общества, отличавшаяся общей («племенной»)
собственностью и отсутствием классового деления.
Рабовладельческая стадия.
Феодализм.
Капитализм.
Высшей стадией развития человеческого общества они считали коммунизм.
Слайд 14Новый этап в развитии марксисткой философии связан с деятельность В.И. Ленина
(1870-1924). Его основными философскими работами являются: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма».
В творчестве Ленина выделяют два основных периода:
1) с конца XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции,
2) от Октябрьской революции до 1924 г.
Как и другие последователи Маркса, он вынужден был защищать марксистские философские положения от идейных противников. Для этого необходимо было дать научно обоснованные ответы на новые вопросы, выдвигаемые ходом развития общества и научного познания.
Слайд 15
Вывод:
Главное «достижение» марксистской философии состоит в рассмотрении материалистической диалектики как критической
и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.
Слайд 16Список используемой литературы:
1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. – Белгород,
2000. – С.133-152.
2. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. – М., 1991.
3. Карл Маркс и современная философия. Сб. материалов науч. конф. к 180-летию со дня рождения к. Маркса. – М., 1999.
4. Степин В.С. Марксизм вчера, сегодня, завтра //Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. – М., 1996.
5. Стоянович С. От марксизма к постмарксизму // Вопросы философии. -1990. – №1.