Слайд 1ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ
Презентацию выполнили студентки 1 курса,ОЗО,факультета «Психология»
Псрдиян Розалия,Гусева
Виктория.
Слайд 2
Слова «язык» и «речь» обозначают разные, хотя и близкие понятия.
Язык
– это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации.
Язык существует в двух формах: звуковой и письменной. Звуковая форма является первичной по отношению к письменной.
А речь – это конкретное говорение, реализация языка в различных видах речевой деятельности ‒ говорении и слушании, письме и чтении.
Слайд 3Отличия речи от языка:
1) Речь- сугубо индивидуальна и неповторима.
2) Речь
менее консервативна, более динамична, чем язык: человек может легко перейти от одного стиля к другому ‒ в социолингвистике это называется «смена кода».
3) Речь отражает опыт говорящего, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна.
4) Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.
Слайд 4К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся:
-коммуникативная (функция обмена
информацией);
-когнитивная (функция познания);
-конструктивная (формулирование мыслей);
-кумулятивную (функцию накопления знаний);
-апеллятивная (воздействие на адресата);
-эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);
-фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами);
-метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).
Слайд 5Функции речи:
-сигнификативная (обозначения) - состоит в том, что речь обозначает
реальные предметы. У каждого слова есть свое значение.
-обобщения - слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
-коммуникативная (передачи информации) - что речь служит средством передачи информации от человека к человеку. Это главная функция речи.
Слайд 6Важными средства передачи эмоционального состояния человека является - интонация и жесты,
которые во многом вносят разнообразие в нашу речь.
В своей практике учения основные положения языкознания использовал К.С. Станиславский, который, обучая актёров, использовал всевозможные речевые приёмы и различные упражнения с использованием интонации, голоса и т.д Например, великий русский режиссёр использовал упражнение, по которому его студентам нужно было передать 40 сообщений в разной форме, но произнося одну лишь только фразу, например, «Пожар, господа, пожар!». После произношения этой фразы слушатели должны были определить, о какой ситуации идёт речь. Одну и ту же фразу, как в том анекдоте, когда ребёнок в разной форме просил денег у отца „Папа, вышли денег", можно произносить по-разному с грустью, вопросом, восклицанием и тд.
Слайд 7Иногда человеку может проговариваться форма слова, и он её произносит по
нескольку раз. Например, в романе «Война и мир» Шолохов с удовольствием произносил слово «наповал» об убитом солдате не потому, что он имеет садистские наклонности, а потому, что ему очень нравилось это слово, его форма и звучание.
Высказывания, реплики, споры – мы не можем без них представить сегодня нашу жизнь. Она будет казаться скучной и однообразной. Именно речь и знаки вносят яркие краски в нашу жизнь.