Слайд 121 сентября 2017
Личность в организации: психологические характеристики
Каплина Юлия Евгеньевна
ассистент кафедры
экономики и стратегического менеджмента
факультета технологического менеджмента и инноваций
Слайд 22
Раскрыть содержание понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.
Понять важность учета личностных
качеств сотрудника.
Охарактеризовать психологические качества личности, влияющие на поведение сотрудника в организации.
Узнать трудности измерения психологических
характеристик
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Цель
и задачи темы
Слайд 3Содержание
3
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Основы представления о личности. Понятие
личности. Поведение личности. Личность в структуре организации. Важность учета личностных качеств сотрудника. Типы личности. Личность типа А и Б. Источник (локус) контроля. Зрелость. Самоэффективность. Реактивность /проактивность. «Макиавеллизм». Комформность. Креативность и инновационность
Понятие и природа отношений. Содержание и динамика развития отношений. Модель отношений. Функции, выполняемые отношениями. Отношения сотрудников и эффективность работы организации.
Трудности измерения психологических характеристик
Слайд 4Личность в организации
4
Управление поведением персонала в организации. Лекция 1
Слайд 5Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность»
5
Управление поведением персонала в
организации. Лекция 2
индивидуальность
Слайд 6Личность
6
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Сочетание психологических характеристик, определяющих уникальность
данного человека и то, как как этот человек поступает и взаимодействует с окружающими
Слайд 7Личность в организации
7
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Психологические характеристики
Психические состояния
Процессы
восприятия
Ценности
Установки
Слайд 8Зачем измерять психологические характеристики?
8
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Важность соответствия
личностных качеств работника требованиям организации и выполняемой работе
Отбор при устройстве на работу
Организация работы: индивидуально или в группе
Внутриорганизационные кадровые перемещения
Решение конфликтов
Стимулирование надролевого поведения
Слайд 9Зачем измерять психологические характеристики?
9
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Слайд 10Зачем измерять психологические характеристики?
10
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Слайд 11Зачем измерять психологические характеристики?
11
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Слайд 12Зачем измерять психологические характеристики?
12
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Слайд 13Зачем измерять психологические характеристики?
13
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Слайд 14Зачем измерять психологические характеристики?
14
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Важность соответствия
личностных качеств работника требованиям организации и выполняемой работе
Отбор при устройстве на работу
Организация работы: индивидуально или в группе
Внутриорганизационные кадровые перемещения
Решение конфликтов
Стимулирование надролевого поведения
Слайд 15Зачем измерять психологические характеристики?
15
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Важность соответствия
личностных качеств работника требованиям организации и выполняемой работе
Отбор при устройстве на работу
Организация работы: индивидуально или в группе
Внутриорганизационные кадровые перемещения
Решение конфликтов
Стимулирование надролевого поведения
Слайд 16Зачем измерять психологические характеристики?
16
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Важность соответствия
личностных качеств работника требованиям организации и выполняемой работе
Отбор при устройстве на работу
Организация работы: индивидуально или в группе
Внутриорганизационные кадровые перемещения
Решение конфликтов
Стимулирование надролевого поведения
Слайд 17Зачем измерять психологические характеристики?
17
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Важность соответствия
личностных качеств работника требованиям организации и выполняемой работе
Отбор при устройстве на работу
Организация работы: индивидуально или в группе
Внутриорганизационные кадровые перемещения
Решение конфликтов
Стимулирование надролевого поведения
Слайд 18Зачем измерять психологические характеристики?
18
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Важность соответствия
личностных качеств работника требованиям организации и выполняемой работе
Отбор при устройстве на работу
Организация работы: индивидуально или в группе
Внутриорганизационные кадровые перемещения
Решение конфликтов
Стимулирование надролевого поведения
Слайд 19Типы личности
19
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Слайд 20Типология личности К.Г. Юнга
20
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Слайд 21Типология личности Хейманса-Ле Сенна
21
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Характер -
совокупность трех основных составных частей:
Эмоциональность (обозначаемая «Э+» или «Э-»)
Активность (обозначаемая «А+» или «А-»)
Первичность и вторичность (обозначаемые «П» и «В»)
Слайд 22Типология личности Хейманса-Ле Сенна
22
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Характер -
совокупность трех основных составных частей:
Эмоциональность (обозначаемая «Э+» или «Э-»)
Активность (обозначаемая «А+» или «А-»)
Первичность и вторичность (обозначаемые «П» и «В»)
Слайд 23Типология личности Хейманса-Ле Сенна
23
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Характер -
совокупность трех основных составных частей:
Эмоциональность (обозначаемая «Э+» или «Э-»)
Активность (обозначаемая «А+» или «А-»)
Первичность и вторичность (обозначаемые «П» и «В»)
Слайд 24Типология личности Хейманса-Ле Сенна
24
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Характер -
совокупность трех основных составных частей:
Эмоциональность (обозначаемая «Э+» или «Э-»)
Активность (обозначаемая «А+» или «А-»)
Первичность и вторичность (обозначаемые «П» и «В»)
Слайд 25Типология личности Хейманса-Ле Сенна
25
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Характер -
совокупность трех основных составных частей:
Эмоциональность (обозначаемая «Э+» или «Э-»)
Активность (обозначаемая «А+» или «А-»)
Первичность и вторичность (обозначаемые «П» и «В»)
Слайд 26Типология личности Хейманса-Ле Сенна
26
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Э+, А-,
П — нервный;
Э+, А-, В — сентиментальный;
Э+, А+, П — очень деятельный, бурный;
Э+, А+, В — страстный;
Э-, А+, П — сангвиник;
Э-, А+, В — флегматик;
Э-, А-, П — аморфный или беспечный;
Э-, А-, В — апатичный.
Слайд 27Типология личности Хейманса-Ле Сенна
27
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Э+, А-,
П — нервный;
Э+, А-, В — сентиментальный;
Э+, А+, П — очень деятельный, бурный;
Э+, А+, В — страстный;
Э-, А+, П — сангвиник;
Э-, А+, В — флегматик;
Э-, А-, П — аморфный или беспечный;
Э-, А-, В — апатичный.
Слайд 28Типология личности Хейманса-Ле Сенна
28
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Э+, А-,
П — нервный;
Э+, А-, В — сентиментальный;
Э+, А+, П — очень деятельный, бурный;
Э+, А+, В — страстный;
Э-, А+, П — сангвиник;
Э-, А+, В — флегматик;
Э-, А-, П — аморфный или беспечный;
Э-, А-, В — апатичный.
Слайд 29Типология личности Хейманса-Ле Сенна
29
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Э+, А-,
П — нервный;
Э+, А-, В — сентиментальный;
Э+, А+, П — очень деятельный, бурный;
Э+, А+, В — страстный;
Э-, А+, П — сангвиник;
Э-, А+, В — флегматик;
Э-, А-, П — аморфный или беспечный;
Э-, А-, В — апатичный.
Слайд 30Типология личности Хейманса-Ле Сенна
30
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Э+, А-,
П — нервный;
Э+, А-, В — сентиментальный;
Э+, А+, П — очень деятельный, бурный;
Э+, А+, В — страстный;
Э-, А+, П — сангвиник;
Э-, А+, В — флегматик;
Э-, А-, П — аморфный или беспечный;
Э-, А-, В — апатичный.
Слайд 31Типология личности Хейманса-Ле Сенна
31
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Э+, А-,
П — нервный;
Э+, А-, В — сентиментальный;
Э+, А+, П — очень деятельный, бурный;
Э+, А+, В — страстный;
Э-, А+, П — сангвиник;
Э-, А+, В — флегматик;
Э-, А-, П — аморфный или беспечный;
Э-, А-, В — апатичный.
Слайд 32Типология личности Хейманса-Ле Сенна
32
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Э+, А-,
П — нервный;
Э+, А-, В — сентиментальный;
Э+, А+, П — очень деятельный, бурный;
Э+, А+, В — страстный;
Э-, А+, П — сангвиник;
Э-, А+, В — флегматик;
Э-, А-, П — аморфный или беспечный;
Э-, А-, В — апатичный.
Слайд 33Типология личности Хейманса-Ле Сенна
33
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Э+, А-,
П — нервный;
Э+, А-, В — сентиментальный;
Э+, А+, П — очень деятельный, бурный;
Э+, А+, В — страстный;
Э-, А+, П — сангвиник;
Э-, А+, В — флегматик;
Э-, А-, П — аморфный или беспечный;
Э-, А-, В — апатичный.
Слайд 34Типология личности Хейманса-Ле Сенна
34
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Э+, А-,
П — нервный;
Э+, А-, В — сентиментальный;
Э+, А+, П — очень деятельный, бурный;
Э+, А+, В — страстный;
Э-, А+, П — сангвиник;
Э-, А+, В — флегматик;
Э-, А-, П — аморфный или беспечный;
Э-, А-, В — апатичный.
Слайд 35Типология личности Майерс-Бриггс
35
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Тест (100 вопросов)
на выявление выраженности 4 параметров и относящей тестируемого к одному из 16 типов личности
Ориентация сознания: экстраверт-интроверт
Способ восприятия: сенсорик-интуит
Основа принятия решений: логик-этик
Способ действия: рационал-иррационал
Слайд 36Другие психологические характеристики, влияющие на поведение человека в организации
36
Управление поведением персонала
в организации. Лекция 2
Личность типа А и Б
Локус контроля
Зрелость
Самоэффективность
Реактивность/проактивность
«Макиавеллизм»
Комформность
Креативность и инновационность
Слайд 37Склонность к соперничеству: личность типа А и Б (М.Фридман, Р.Розенман)
37
Управление поведением
персонала в организации. Лекция 2
Слайд 38Источник (локус) контроля
38
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Склонность человека приписывать
ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям
Понятие введено Дж. Роттером.
Экстернальный (внешний)
Интернальный (внутренний)
Слайд 39Источник (локус) контроля
39
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Слайд 40Зрелость (maturity, К. Аджирис, 1957)
40
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Слайд 41Самоэффективность (self-efficacy, А. Бандура, социально-когнитивная теория)
41
Управление поведением персонала в организации. Лекция
2
«Поведенческая компетентность», вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации
«Общая» и «частные» (контекстуальные) самоэффективности.
Слайд 42Реактивность/проактивность (В. Франкл,
Г. Олпорт)
42
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Реактивность.
Поведение всецело зависящее от внешних обстоятельств, стимулов.
~ «Экстернальность»
Проактивность.
Принятие ответственности за себя и свою жизнь.
«Ключевой навык успешного человека»
~ «Интернальность»
Слайд 43Макиавеллизм (Р. Кристи,
Ф.Грейз, 1970)
43
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Личностная
черта, набор поведенческих стратегий, направленных на осознанное манипулирование другими людьми с целью достижения собственной выгоды.
«Если средство дает нужный результат, используй его, не задумываясь о том, достойно или недостойно ты поступил».
Слайд 44Конформность
44
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка
вещей, господствующих мнений.
Отсутствие собственной позиции, беспринципное некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции)
«Внешний» и «внутренний» конформизм
Слайд 45Креативность
45
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью
к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления
Слайд 46Инновационность
46
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Стремление распространить и воплотить новые
идеи в жизнь, превратить их в усовершенствованные процедуры, практики или продукты
Слайд 47Трудности измерения психологических характеристик
47
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Слайд 48Резюме
48
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Личность - сочетание психологических характеристик,
определяющих уникальность данного человека и то, как как этот человек поступает и взаимодействует с окружающими
Важность учета личностных качеств сотрудника: «правильный человек на своем месте»
Личностные качества определяют реакции сотрудников на управленческие воздействия, предрасположенность к тем или иным видам поведения
Существует ряд методик, которые относят личность к определенному типу: типология личности К. Юнга, типология личности Хейманса-Ле Сенна, типология личности Майерс-Бриггс.
Основные психологические характеристики, влияющие на поведение человека в организации: склонность к соперничеству, локус контроля, зрелость, самоэффективность, реактивность/проактивность, «макиавеллизм», комформность, креативность и инновационность.
Трудности измерения психологических характеристик: проблема искренности, знание респондентами «правильных» ответов
Слайд 49Вопросы для обсуждения
49
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Раскройте содержание понятий:
человек, индивид, личность, индивидуальность.
Зачем измерять психологические характеристики?
Какое отношение имеет личность к организационному поведению? Перечислите психологические характеристики личности.
Какие из личностных характеристик могут дать представление о зрелости личности? Кто автор этой методики изучения личности?
Слайд 50Вопросы для обсуждения
50
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Какими чертами характеризуется
личность А-типа? Какими чертами характеризуется личность Б-типа? Существует ли поведение типа АБ? Кто автор этой методики изучения личности?
Опишите какого-нибудь известного вам человека, который, вероятно имеет высокий показатель макиавеллизма. Какие особенности его поведения заставили сделать такой вывод?
Опишите различия межу креативностью и инновационностью?
В чем заключаются трудности измерения
психологических характеристик?
Слайд 51Темы докладов
51
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Типология личности К.Г. Юнга
Литвинюк
А.А. Организационное поведение. — М.: Юрайт, 2012. —512 с.
Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение:
Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 220 с. — (Серия «Высшее образование»)
Типология личности Майерс-Бриггс
Пройдите дома онлайн-тест. Согласны ли вы с такой оценкой личности?
Слайд 52Темы докладов
52
Управление поведением персонала в организации. Лекция 2
Понятие и природа отношений.
Содержание и динамика развития отношений. Модель отношений. Функции, выполняемые отношениями. Отношения сотрудников и эффективность работы