Слайд 1ЛИЧНОСТЬ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Лекция № 2
Слайд 2План
1. Понятие личности. Структура личности.
2. Направленность личности и ее компоненты.
3.
Деятельность.
4. Виды деятельности.
Слайд 3Понятие личности.
Структура личности.
Слово «личность» – в английском языке «personality» –
происходит от латинского «persona». Первоначально это слово означало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре. По сути, данный термин изначально указывал на роль в театральном действии, т.е. в понятие «личность» вкладывался внешний, поверхностный социальный образ, подобный тому, что демонстрирует человек, играя определенные социальные роли.
Слайд 4
Для осуществления научного подхода к личности следует четко разграничить понятия, которые
будут использоваться в дальнейшем:
индивид,
личность
индивидуальность.
Слайд 5Индивид
Это человек как представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом.
Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Генотипические свойства в процессе жизни развиваются и образуют фенотип.
Фенотип – это продукт взаимодействия генотипа и среды.
Как индивиды, люди отличаются друг от друга морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы и др.
Слайд 6Личность
это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе.
В процессе своей жизни и деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения).
Поэтому личностью может быть человек, имеющий опыт социальных отношений .
Слайд 7Личность
- это человек, у которого есть сознание, социальная роль и
социальные качества, формирующихся в различных видах активной деятельности и социальных отношений.
Слайд 8Индивидуальность
это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических,
психологических и социальных качеств (свойств).
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Слайд 9Структура личности
Существует несколько подходов к структуре личности:
З.Фрейд уподобил личность айсбергу,
верхушку которого представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, - бессознательное.
По З.Фрейду, именно бессознательные психические процессы детерминируют мысли, чувства и поведение человека.
Слайд 102. Структура личности по
С.Л. Рубинштейну
Темперамент, характер.
Направленность.
Способности и деятельность.
Слайд 112. Направленность и ее компоненты.
Направленность – это совокупность устойчивых факторов, ориентирующих
деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Слайд 12Формула направленности
УП
П М Д
ЦО
П – потребности, М – мотивы, Д –
деятельность, УП – уровень посяганий, ЦО – ценностные ориентации.
Слайд 13Потребности
осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для
поддержания жизни его организма и развития его личности.
Слайд 153. Деятельность.
Потребности человека являются источником его активности, а постоянное рассогласование между
изменяющимися потребностями и наличными условиями для их удовлетворения выступает как движущая сила развития личности.
Слайд 16Деятельность
— это активное взаимодействие человека со средой, в которой он
достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности
Слайд 17Структура деятельности:
постановка цели (ясное осознавание конкретной задачи);
планирование работы (включает определение
последовательности действий, выбор для каждого действия соответствующих средств, способов, определение критериев выполнения действий и форм контроля);
выполнение, осуществление деятельности, сопровождаемое текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости;
проверка результатов деятельности, исправление ошибок, если они были; сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.
Слайд 18Виды деятельности:
1. Общение - взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией
на основе взаимного психического отражения.
вербальное,
невербальное,
символьное.
Слайд 192. Игра
- это вид поведения животных и деятельности человека, целью
которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.
Слайд 203. Учение
Учение — это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком
определенных знаний, навыков и умений.
Знания — это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности.
Навыки — это действия, которые, будучи сформированными в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Умения — это способы выполнения действий