Лекция 2. Дифференциально-психологические основы профессиональной деятельности презентация

Содержание

Характеристика свойств нервной системы «Сила нервной системы» - данное понятие выдвинуто И.П. Павловым в 1922 году: при изучение условно-рефлекторной деятельности животных было выявлено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще

Слайд 1Дифференциально-психологические основы профессиональной деятельности и прикладные исследования в области дифференциальной психологии



Слайд 2Характеристика свойств нервной системы
«Сила нервной системы» - данное понятие выдвинуто И.П.

Павловым в 1922 году: при изучение условно-рефлекторной деятельности животных было выявлено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще он применяется, тем больше ответная условно-рефлекторная реакция. Однако, при достижении определенной интенсивности или частоты раздражения условно-рефлекторный ответ начинает снижаться.

Слайд 3Способы оценки силы нервной системы:
По максимальной интенсивности однократного раздражения, еще не

приводящего к снижению условно-рефлекторной реакции (измерение силы через «верхний порог»;
По наибольшему числу раздражений, тоже еще не приводящему к снижению рефлекторного ответа (измерение силы через «выносливость»).

Слайд 4Способы оценки силы нервной системы:

В лаборатории Б.М. Теплова была выявлена большая

чувствительность лиц со слабой нервной системой по сравнению с лицами, имеющими сильную нервную систему.

Слайд 5Способы оценки силы нервной системы:
3. Возник еще один способ оценки силы

нервной системы – через быстроту реагирования человека на сигналы разной интенсивности: субъекты со слабой нервной системой из-за своей более высокой чувствительности реагируют на слабые и средние по силе сигналы быстрее, чем субъекты с сильной нервной системой (определение силы нервной системы через «нижний порог»).


Слайд 6Способы оценки силы нервной системы:
4. По уровню активации электроэнцефалограммы.

Желательно изучать типологические

проявления свойства силы нервной системы сразу несколькими методиками.
У лиц со слабой нервной системой уровень активации в покое выше, чем у лиц с сильной нервной системой, поэтому для них наступление запредельного торможения происходит раньше, что и расценивается, как «слабость» нервной системы.


Слайд 7Подвижность-инертность и лабильность нервных процессов
Свойство подвижности выделено И.П. Павловым в 1932

году.
Б.М. Теплов (1963) выделил два главных фактора подвижности:
Легкость переделки значения условных раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот) - подвижность;
Быстроту возникновения и исчезновения нервных процессов- лабильность.

Слайд 8Подвижность
Переделка условных рефлексов – сложный феномен, который определяется не только легкостью

перехода возбуждения в торможение и обратно, но и прочностью образованных условных связей (т.е. быстротой затухания следов), интенсивностью раздражителя, влиянием второй сигнальной системы и др. (В.А. Трошихин и др.), 1978). Поэтому в последнее время методика оценки подвижности как переделки используется редко.

Слайд 9Методические подходы оценки подвижности (лабильности)
Выявление быстроты возникновения возбуждения и торможения;
Выявление быстроты

исчезновения возбуждения и торможения;
Выявление максимальной частоты генерации нервных импульсов, зависящих от (1) и (2).

Слайд 10
Нервный процесс не исчезает сразу после действия раздражителя или осуществления какого-либо

действия, а ослабевает постепенно. Наличие следов препятствует нормальному развитию противоположного нервного процесса.
Однако, даже исчезнув, он не перестает влиять на развитие противоположного процесса. По механизму индукции он сменяется фазой, облегчающей возникновение противоположного процесса.
Например, вместо бывшего ранее процесса возбуждения в этих же центрах возникает процесс торможения. Если на этом фоне подействовать тормозным раздражителем, то возникшее торможение суммируется с уже имевшимся индукционным торможением и тогда тормозный эффект усиливается.

Слайд 11Методики оценки лабильности
Методики, изучающие функциональную подвижность по быстроте течения следовых явлений,

чаще всего основаны на том, что после положительного сигнала, вызывающего возбудительный процесс, предъявляется тормозный сигнал, вызывающий противоположный процесс или реакцию. И наоборот, после тормозного сигнала через короткое время предъявляется положительный сигнал, вызывающий возбудительную реакцию («сшибка»).
При «сшибке» смена одного нервного процесса другим обусловлена последовательным действием двух различных сигналов или операций (например, звука как положительного раздражителя и света как отрицательного).

Слайд 12Баланс нервных процессов
И.П. Павлов под «балансом» подразумевал баланс по силе возбуждения

и торможения.
Показатели «баланса», использующиеся в физиологии (Э.П. Кокорина, 1963; Г.А. Образцова, 1964):
Величина положительных и тормозных условно-рефлекторных реакций;
Отношение числа ошибок (или же правильных реакций) на положительный и тормозный сигнал;
Постоянство фона условно-рефлекторной деятельности и др.

Слайд 13 Показатели «баланса», использующиеся в психологии (Г.И. Борягин, 1959; М.Ф. Пономарев, 1960)
Число

переводов и недоводов при воспроизведении на основе проприоцепции (при выключении зрения) амплитуды движений, а также временных отрезков.
Наличие переводов свидетельствует о преобладании возбуждения, а наличие недоводов – о преобладании торможения.

Слайд 14Фармакологическое воздействие и баланс нервных процессов (Г.И. Борягин, 1959; М.Ф. Пономарев,

1960)

Прием кофеина, усиливающего возбуждение, приводит к увеличению срывов дифференцировок (по которым судят о выраженности торможения) и количеству величины переводов при воспроизведении амплитуд движений.
Прием брома, усиливающего тормозный процесс, уменьшает количество срывов дифференцировок и увеличивает число недоводов при воспроизведении амплитуд.


Слайд 15
Однако, все это говорит о соотношении возбуждения и торможения по их

величине (интенсивности). Сравнивается не выраженность возбуждения и торможения, а какой из этих процессов берет верх над другим у данного человека.
Поэтому, у одного субъекта преобладание возбуждения над торможением происходит при высокой интенсивности того и другого, а у другого преобладание возбуждения может наблюдаться при слабой выраженности того и другого.

Слайд 16Связь баланса с уровнем активации покоя и силой нервной системы
Баланс имеет

нелинейную связь с уровнем активации покоя:
Уровень активации (энергозатраты в покое на килограмм массы тела человека) выше у лиц с уравновешенностью возбуждения и торможения и ниже у лиц с преобладанием возбуждения и торможения.
Слабости нервной системы чаще соответствует уравновешенность нервных процессов, а силе- неуравновешенность (преобладание возбуждения или торможения).

Слайд 17Баланс нервных процессов (Е.П. Ильин):
«Внешний» - соотношение возбуждения и торможения по

их величине.
«Внутренний» - не реагирует на изменение эмоционального состояния человека, например, на предстартовое возбуждение; отражает уровень активации, связанный с потребностью в двигательной активности, т.е. этот баланс связан с более глубинными (внутренними) процессами в центральной нервной системе.
Между двумя типами баланса могут быть антагонистические отношения (при монотонии, психическом пресыщении): сдвиг одного баланса в сторону возбуждения сопровождается сдвигом другого в сторону торможения. Это рассматривается как перераспределение энергии с одного уровня регуляции на другой.

Слайд 18«Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями»
Ф. Бэкон
«Счастливы

те, чья природа находится в согласии с их занятиями»
Ф. Бэкон

Слайд 19Дифференциально-психологические аспекты становления профессионала


Слайд 20Становление профессионала как психофизиологическая проблема:
Профессиональная ориентация и отбор;
Профессиональное обучение;
Адаптация к профессии

и рациональная организация труда на производстве.

Слайд 21
К.М. Гуревич (1974): «Каждый человек может овладеть любой профессией, но все

дело в том, сколько на это понадобится времени и сил».
Дифференциальная психофизиология труда должна помочь найти кратчайшие пути (для данного человека) формирования профессионального мастерства и предотвратить возможные ошибки в выборе проф. деятельности.

Слайд 22
Надежность прогноза профессиональной успешности личности повышается за счет учета при профориентации

типологических особенностей свойств темперамента и нервной системы, обладающих относительной устойчивостью своего проявления вследствие их природной основы.

Слайд 23 Дифференциально-психологические аспекты профессиональной ориентации и отбора
В.С. Мерлин, Е.А. Климов (конец 1960-х

г.г.): нет необходимости отбирать людей вообще и с учетом типологических особенностей, в частности, т.к. одинаковая производительность труда может достигаться рабочими с разными типологическими особенностями за счет выработки определнного стиля деятельности.

Слайд 24
К.М. Гуревич (1970): в профессиях, связанных с экстремальностью ситуации и большим

нервно-психическим напряжением, отбор необходим.
После исследования М.К. Акимовой (1974), показавшей, что инертность нервных процессов может явиться препятствием на пути овладения определенными скоростными и точностными навыками, К.М. Гуревич стал относить к профессиям, требующим отбора, и те, которые связаны со скоростными и точностными навыками.

Слайд 25Виды спорта и типологические особенности
Есть виды спорта, где типологические особенности не

играют решающего значения (например, спортивные игры, где типология определяет стиль деятельности);
Есть виды спорта, где отбор необходим (парашютный спорт, прыжки в воду и на лыжах с трамплина), т.к. деятельность в них связана с переживанием страха и люди, обладающие типологическим комплексом, способствующим проявлению страха, до высокого уровня здесь не дойдут.

Слайд 26
К.М. Гуревич: различия по типологи не сказываются заметным образом на удовлетворенности

человека трудом.
Но: Склонность к тому или иному виду деятельности зависит от сочетания типологических особенностей свойств нервной системы, а удовлетворенность деятельностью зависит от того, соответствует ли выполняемая деятельность имеющейся у человека склонности. При этом надо учитывать не одно типологическое свойство, а их совокупность.

Слайд 27Дифференциально-психологические аспекты профессионального обучения
Показано, что в зависимости от специфики профессиональной деятельности,

успешность обучения определяется разными типологическими особенностями.

Слайд 28Дифференциально-психологические аспекты профессионального обучения


Слайд 29Сильная и подвижная нервная система


Слайд 31Ученикам с инертными нервными процессами и слабой нервной системой требуется более

длительный инструктаж и упражнения, чем ученикам с сильной и подвижной ервной системой. Их приходится дольше учить. Инертные чаще требуют повторить инструктаж, они с большим трудом могут рассказать, какой должен быть порядок выполнения трудовых действий, несмотря на то, что выполняют его практически правильно.

Слайд 32 Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями
Долговременная адаптация, связанная с вхождением

в профессию, освоением работы, коллективом.
Кратковременная (оперативная), связанная со сменой рабочего места, рабочей смены и др.

Слайд 33Долговременная адаптация
Н.П. Фетискин (1993) изучал ее у намотчиц и установил, что

она зависит от монотоноустойчивости работниц:
Монотоноустойчивые дольше осваивали профессию, но затем стали опережать монотононеустойчивых.
Монотоноустойчивые имели высокую инертность нервных процессов, а монотононеустойчивые – высокую подвижность.

Слайд 34
Однако, медленно адаптирующиеся работники, в конце концов, достигают таких же или

лучших, результатов, по сравнению с быстро адаптирующимися.
Например, в исследовании слесарей-сборщиков (А.И. Фукин, 1995) было показано, что в первые годы освоения профессии большего успеха добивались люди с типологическим комплексом быстродействия (со слабой, подвижной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу), в в последующем – рабочие с типологическим комплексом монотоноустойчивости (слабая нервная система, инертность нервных процессов, преобладание торможения по «внешнему» балансу), т.к. ведущий фактор на данном производстве – монотонность условий труда.

Слайд 35Оперативная профессиональная адаптация
Период адаптации водителя к новому для него виду автотранспорта

характеризуется некоторым увеличением числа нарушений ПДД (что более характерно для лиц с подвижностью нервных процессов) и аварийности (что более характерно для лиц с инертностью нервных процессов).

Слайд 36Оперативная профессиональная адаптация
Быстрее к новому виду автотранспорта адаптируются лица со средним

уровнем подвижности нервных процессов.


Слайд 37Монотонная деятельность и типологические особенности


Слайд 38Проблема монотонии на производстве
Распространенность конвейерного труда с однообразием рабочих операций, бедностью

впечатлений. Число профессий с монотонным характером труда продолжает возрастать.
Проблема: снижение производительности труда, увеличение травматизма, изменение личности (нарушение ее контактности с окружающими, что приводит к конфликтам на работе и дома) (Н.П. Фетискин).

Слайд 39Результаты исследований монотонии (В.И. Рождественская, 1967; И.А. Левочкина, 1972; Н.П. Фетискин,

1972)

Состояние монотонии быстрее развивается и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой по сравнению с лицами со слабой нервной системой.
Более устойчивы к монотонии лица с инертностью нервных процессов, преобладанием торможения по «внешнему» балансу и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу.
Все это образует типологический комплекс монотоноустойчивости.


Слайд 40Результаты исследований монотонии (В.И. Рождественская, 1967; И.А. Левочкина, 1972; Н.П. Фетискин,

1972)

Монотонофобный типологический комплекс: сильная нервная система, подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения по «внешнему» балансу и преобладание торможения по «внутреннему» балансу.


Слайд 41Устойчивость к монотонии и личностные особенности (Н.П. Фетискин)
Со свойствами темперамента: более

устойчивые лица с высокой ригидностью, интроверсией и низким нейротизмом;
Устойчивость к монотонии выше у лиц с низкой и средней самооценкой, с интрапунитивной направленностью фрустрации и средним уровнем притязаний;
Пол: у женщин устойчивость выше.

Слайд 42Объяснение связи монотоноустойчивости со слабой нервной системой (В.И. Рождественская)
Лица со слабой

нервной системой обладают более высокой чувствительностью.
В процессе действия монотонного фактора в нервной системе развивается угасательное торможение, которое делает поступающие сигналы физиологически более слабыми.
В силу высокой чувствительности слабой нервной системы одинаковые по интенсивности сигналы для слабой нервной системы будут физиологически более сильными, вследствие чего угасательное торможение у них развивается медленнее, чем у лиц с сильной нервной системой.

Слайд 43Психическое пресыщение
Монотонная деятельность может приводить к развитию и другого состояния –

психического пресыщения.
Если для состояния монотонии характерно развитие торможения в эмоционально-мотивационной сфере личности, то для данного состояния в этой сфере нарастает процесс возбуждения.
Поэтому вместо апатии и скуки у рабочих появляется раздражение, отвращение к работе, агрессивность.
Это состояние может сменить состояние монотонии, если работа не прекращается, но может проявиться и сразу после периода устойчивой работоспособности.
Состояние психического пресыщения появляется самостоятельно у лиц со слабой нервной системой и преобладанием торможения по «внешнему» балансу, т.е. с типологическими особенностями монотоноустойчивости

Слайд 44Деятельность в экстремальных ситуациях и типологические особенности
Дежурные энергосистем;
Водители авто-, авиа- и

морского транспорта;
Космонавты;
Ряд военных специальностей.

Слайд 45Деятельность в экстремальных ситуациях и типологические особенности
Стрессовая ситуация ведет к нарушению

сенсорной и мыслительной деятельности. Человек неадекватно воспринимает показатели приборов («Зацикливается» на одном из них, игнорируя другие), принимая неправильные решения.

Слайд 46Типологические особенности, позволяющие успешно справляться с экстремальной ситуацией


Слайд 47Подвижность нервных процессов


Слайд 48Склонность к риску, сильная нервная система, низкая тревожность


Слайд 49Выводы:
С экстремальными ситуациями в проф. деятельности успешнее справляются лица с сильной

нервной системой и подвижностью нервных процессов.
В.Д. Небылицын ввел понятие «Оперативной надежности человека», базирующееся на типологических свойствах нервной системы и включающее выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, помехоустойчивость.

Слайд 50Операциональная напряженность и типологические особенности
Некоторые профессии связаны с высоким темпом выполнения

работы, в связи с чем у работающих возникает операциональная напряженность.
Например: профессии радиотелеграфиста, телефониста (за 1 минуту телеграфист 1 класса должен совершить не менее 270 действий).

Слайд 51Радиотелеграфист в Армии


Слайд 52Степень лабильности нервной системы


Слайд 53Деятельность, требующая концентрации и устойчивости внимания и типологические особенности
Например, корректор в

издательстве, наборщик в типографии, оператор слежения и др.
Е.П.Ильин: среди корректоров и наборщиков типографий преобладают лица с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов по возбуждению и преобладание торможения по «внешнему» балансу.

Слайд 54
Во многих профессиях деятельность предъявляет к личности противоположные требования. Например, для

слесарей-сборщиков конвейерного производства характерны монотонность выполнения рабочих операций и быстрота их выполнения.

Слайд 55
Монотонности соответствует инертность нервных процессов, преобладание торможения по внешнему балансу, слабая

нервная система, а быстроте – подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения по «внешнему» балансу и слабая нервная система. Т.е. лучше иметь среднюю выраженность свойств нервной системы для данной профессии.


Слайд 56Стили производственной деятельности
Выделяют два стиля деятельности по соотношению ориентировочных и исполнительных

операций (Е.А. Климов и др.):
Первый стиль – тщательное продумывание и подготовка к деятельности связан со слабостью нервной системы и инертностью нервных процессов;
Второй стиль – быстро замечают неполадки уже вовремя работы и устраняют их по ходу работы – связан с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов.

Слайд 57Типологические особенности и производитель-ность труда (В.П. Мерлинкин, А.И. Фукин, 1975)
Лица с

сильной нервной системой начинают рабочий день с высокой работоспособности и продолжают ее плавно увеличивать к обеденному перерыву;

Слайд 58Типологические особенности и производитель-ность труда (В.П. Мерлинкин, А.И. Фукин, 1975)
Лица со

слабой и средней силы нервной системы начинают рабочий день с низкой работоспособности, не достигающей 100% отметки производительности труда. Высокая работоспособность появляется у них лишь ко 2 часу работы.

Слайд 59Успешность интеллектуальной проф. деятельности и типологические особенности


Слайд 60Успешность интеллектуальной проф. деятельности и типологические особенности


Слайд 61Эффективность групповой деятельности и типологические особенности
Исследование В.М. Русалова (1979) совместимости лиц

со свойствами эктраверсии-интроверсии и нейротизма: взаимодействие в работе осуществляется лучше в том случае, если партнеры имеют противоположные типологические особенности;

Слайд 62Эффективность групповой деятельности и типологические особенности
Е.П. Ильин (1983) изучал взаимоотношения игроков

в спортивной команде: меньше взаимо-отрицательных оценок было между игроками, различающимися по типологическим особенностям;

Слайд 63Эффективность групповой деятельности и типологические особенности
И.Х. Пикалов (1977) сплоченность коллектива значительно

возрастает, если общие задачи осуществляются парами, подобранными по противоположным свойствам темперамента.



Слайд 64Литература:
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. С.-Пб.:

Питер, 2001.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика