Формирование мотивации учения подростков презентация

Содержание

Актуальность исследования Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований,

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального

образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии


Квалификационная работа

на тему: «Формирование мотивации учения подростков»

Выполнил:
Анкудинов Павел Олегович, 4 курс,
401 группа, очная форма обучения,
психологическое образование
Научный руководитель:
Иванова Людмила Владимировна,
к. п. н., доцент кафедры ТиПП


Челябинск, 2014 г

Слайд 2

Актуальность исследования


Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в

зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.
Формирование мотивации учения в студенческом возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного воспитания студентов, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

Слайд 3
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить формирование мотивации учения у

учащихся подросткового возраста и разработать методические рекомендаций по ее формированию.
Объект исследования: формирование мотивации учения подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков.
Гипотеза исследования: : формирование мотивации учения будет успешным, если реализовать модель психолого-педагогической коррекции включить:
Методы психологической коррекции.
Методы стимулирования и мотивации.
Задачи исследования:
Сформировать мотивацию учения подростков как психолого-педагогическая проблема
Изучить возрастные особенности мотивации учения подростков
Изучить теоретические обоснования моделирования формирования мотивации учения подростков
Проанализировать этапы, методы и методики исследования
Изучить характеристику выборки и ее результаты констатирующего исследования
Разработать и апробировать программу формирования мотивации учения подростков
Проанализировать результаты исследования
Составить рекомендации по формированию мотивации учения у подростков

Слайд 4
Методы исследования:
теоретические: анализ и изучение литературы.
эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий),

тестирование.
математико-статистические : Т-критерий Вилкоксона

Методики исследования:
М.И. Лукьянова «Методика изучения мотивации обучения у подростков»;
Опросник МУН А.А. Реана.
База исследования: в исследовании приняли участие студенты первого курса ЧПК №1 г. Челябинска в количестве 24 человека.



Слайд 5Мотив - 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет

на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета [43].
В англоязычной литературе принимается более широкое толкование мотив: нечто внутри субъекта (потребность, идея, органическое состояние или эмоция), побуждающие его к действию. Поэтому во избежание смысловых ошибок, слово мотив следует переводить как «побуждение», «состояние побуждения», «стремление», «импульс», «мотивация» (а иногда и как «мотивировка») [43].


Слайд 6Мотивация – это широкий круг явлений, побуждающих человека к деятельности. Само

слово «мотив» - от лат. Moveo - «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 – 1910).
В настоящее время существует множество трактовок мотивации, что нередко затрудняет однозначное ее понимание.
Мотивация (в широком смысле) - это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы и т. п [43].
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить, как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [43].

Слайд 7
Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по

уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево [47].
Анализ литературы по проблеме позволил нам разработать дерево целей нашего исследования. Представим дерево целей психолого-педагогических формирования мотивации учения подростков. Оно содержит следующие компоненты (рисунок .1).

Слайд 9Рисунок 2 - Модель реализации формирования мотивации учения подростков


Слайд 10Наше исследование проходило в три этапа.

Поисково-подготовительный

этап содержит формулирование темы работы, определение цели и задач, анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формированию мотивации учения подростков, подбор методов и методик исследования.
Опытно-экспериментальный этап предполагает проведение первичной диагностики по методикам: М.И. Лукьянова «Методика изучения мотивации обучения у подростков»; опросник МУН А.А. Реана . Для проведения опытно – экспериментальной работы был выбран ЧПК №1 г. Челябинск. В исследовании принимали участие подростки . Количество испытуемых на данном этапе составило 24 человек.
На этапе обработки данных проводится обработка полученных данных и анализ результатов.
Формирующий этап включает в себя создание программы формирование мотивации учения подростков и её апробация
На контрольном этапе проводится вторичное исследование с целью оценки эффективности программы формирования мотивации учения подростков.
На заключительном этапе проводится систематизация и обобщение результатов исследования, на основании которых были разработаны рекомендации для родителей, учителей, учащихся.
В ходе исследования применялись следующие методы и методики исследования: анализ, обобщение, эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование, моделирование, психологическая коррекция, методы математической обработки данных – Т – критерий Вилкоксона. Исследования формирования подростков проводилось с помощью нахождения количественного выражения уровня мотивации учения: “М.И. Лукьянова «Методика изучения мотивации обучения у подростков»; опросник МУН А.А. Реана”.


Слайд 11Результаты констатирующего исследования формирования мотивации учения подростков




Рисунок - 3

Результаты диагностики по методике М.И. Лукьянова «Методика изучения мотивации обучения у подростков»

Слайд 12

Рисунок - 5 Результаты диагностики по методике МУН А.А.Реана


Слайд 13Программа психолого-педагогической коррекции самооценки старших подростков
Цель: сформировать мотивацию учения у подростков.
Задачи:
Сформировать

у учеников представления о важности учения.
Сформировать интерес к учебному процессу.
Создание эффективного взаимодействия в группе.
Провести психолого-педагогическую работу по повышению мотивации учения подростков.
Программа состоит из трех блоков: вводный, основной, завершающий.
Вводный блок состоит из знакомства, ознакомительный курс с объяснением целей занятий.
Основной блок состоит из проведения упражнений.
Заключительный блок – это подведение итогов.
Данная программа рассчитана на 24 человека. Проводилось 10 занятий по 3 упражнения. Занятия проходят в группах по 8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:
1. Приветствие. Его ритуал придумывают сами ребята на первом занятии. Он служит для создания положительного настроя на работу и сплочения учащихся.
2. Объявление ведущим темы занятий. Может сопровождаться обозначением в понятной для ребят форме цели конкретного занятия.
3. Основная работа по теме занятия. Она включает в себя совокупность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий.
4. Завершение занятия и подведение итогов. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Ученики высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия.


Слайд 14Результаты формирующего исследования формирования мотивации учения подростков










Рисунок –

6 Результаты диагностики по методике М.И. Лукьянова «Методика изучения мотивации обучения у подростков»

Слайд 15
Рисунок - 7 Результаты диагностики по методике МУН А.А.Реана


Слайд 16Математическая обработка данных результатов констатирующего и формирующего экспериментов по Т –

критерию Вилкоксона

Гипотеза:
Н0: Интенсивность сдвигов в повышении уровня мотивации учения не превосходит интенсивности сдвигов в уменьшении уровня мотивации.
H1: Интенсивность сдвигов в повышении уровня мотивации учения превышает интенсивность сдвигов в уменьшении уровня мотивации.
Т эмпирическое = 59,5 при критическом значении p00,5=91; p00,1=69

Тэмп ≤ Ткр. Принимается гипотеза H1, т.е. интенсивность сдвигов в повышении уровня мотивации превышает интенсивность сдвигов в уменьшении уровня мотивации.
Из этого следует, что после реализации формирования мотивации учения подростков уровень мотивации учения отличается.


Слайд 17Заключение
В ходе исследования была рассмотрена тема: «Формирование мотивации учения

подростков», целью которой являлась теоретическое обоснование, разработка, и программа реализации формирования мотивации учения подростков.
В процессе проведенного исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась. Поставленные в исследовании задачи выполнены успешно.
Составлены рекомендации родителям, педагогам и ученикам по психолого- педагогической коррекции самооценки старших подростков.

Слайд 18Спасибо за внимание !


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика