Л3 презентация

Содержание

План Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки Становление российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в. Теории детского развития первой трети XX в.

Слайд 1ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 3


Слайд 2План
Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
Становление российской возрастной

психологии во второй половине XIX — начале XX в.
Теории детского развития первой трети XX в.

Слайд 3Понятия темы
Биогенетический закон
Концепция рекапитуляции С. Холла
Шкала IQ
Зеркало Гезелла
Ассимиляция
Аккомодация
Конвергенция




Слайд 4Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель

условия и факторы становления поведения и

личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного
психического развития человека

формирование социально адаптированной личности, воспитание требуемых качеств личности, исследование познавательных процессов и методов воздействия на психику

Э. Роттердамский, Р. Бэкон,
Я. Коменский

Вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей

Р. Декарт,
Б. Спиноза,
Дж. Локк,
Д. Гартли,
Ж.Ж. Руссо

проблема взаимодействия факторов наследственности и среды и их влияния на психическое развитие


Слайд 5Крайние позиции в понимании детерминации развития человека
нативизм (обусловленность природой, наследственностью, внутренними

силами), представленный идеями Руссо;
эмпиризм (решающее влияние обучения, жизненного опыта, внешних факторов), берущий начало в работах Локка.


Слайд 6В. Прейер представил результаты своих ежедневных систематических наблюдений за развитием дочери

от рождения до трех лет:
описание особенностей познавательных способностей;
наметил последовательность этапов развития некоторых сторон психики, сделал вывод о значимости наследственного фактора;
предложен примерный образец ведения дневника наблюдений;
обозначены новые проблемы (например, проблема взаимосвязи различных сторон психического развития);
введение метода объективного научного наблюдения в научную практику изучения самых ранних этапов развития ребенка.
.

Слайд 7Предпосылки выделения детской психологии как самостоятельной науки


Слайд 8Основания первых концепций развития
Чарльз Дарвин
(1809-1882)
Эрнст Ге́ккель 
(1834-1919)
Фридрих Мюллер 
(1823 – 1900)
Биогенетический закон
Теория эволюции


Слайд 9Биогенетический закон
основан на рекапитуляции (повторяемости)

индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким

и быстрым повторением истории развития ряда предков данного вида (филогенеза)

атавизмы, возникающие на разных этапах эмбрионального генеза, — жаберные щели, волосяной покров.

Слайд 10Американский психолог, один из основателей педологии и американской экспериментальной психологии, автор

работ по детской и педагогической психологии, в которых использовал результаты созданных им опросников детей различных возрастов

перенес биогенетический закон на процесс онтогенетического развития ребенка:
Ребенок в своем развитие кратко повторяет развитие человеческого рода
Развитие детского рисунка отражает стадии изобразительного творчества в истории человечества
Игра - необходимое упражнение для утраты рудиментарных функций

Стенли Холл
(1844—1924)


Слайд 11Развитие ребенка преформировано, поэтому нужно создать условия, чтобы ребенок без задержек

прошел от анимистической стадии до стадии, соответствующей развитию современного человечества, и «изжил» все пережитки прошлого

Слайд 12Теория рекапитуляции С. Холла.


Слайд 132. Становление российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале

XX в

идея гуманизма, идея интереса к внутреннему миру человека, в том числе ребенка («Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Детские годы Багрова внука» С.Т. Аксакова и др.)
Политические и экономические реформы 60-х гг. XIX в., подъем культурной и научной жизни, всплеск интереса к просвещению и надежд, связанных с образованием, привели к осознанию необходимости построения научной теории воспитания и обучения.
Выделяются проблемы и направления: изучение общих законов, закономерностей детского развития и индивидуальных различий между детьми; выяснение значения природных предпосылок и возможностей воспитания; разработка методов познания, учитывающих специфику психики ребенка


Слайд 14В 70—80-х гг. XIX в. складываются два типа исследований
наблюдения родителей за

своими детьми

дневники развития ребенка

накопление материала, помогающего понять траектории развития отдельных сторон психической жизни: памяти, внимания, мышления, воображения
особое место отводилось наблюдениям за развитием детской речи, оказывающей влияние на формирование различных сторон психики

наблюдения ученых за детским развитием

по определенной программе

проводится изучение взаимосвязи психического и физического развития ребенка, анализ условий правильной организации умственного труда и становления познавательной деятельности, путей нравственного формирования личности (работы П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, И.А. Сикорского, Н.Н. Ланге и др.).


Слайд 15Общие положения о главных чертах детского развития
Не является прямолинейным
Между духовным и

физическим развитием существует неразрывная связь. Такая же неразрывная связь существует между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, между умственным и нравственным развитием
Отдельные телесные органы и различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не все сразу
Развитие может ускоряться, замедляться, останавливаться и принимать болезненные формы.
Нельзя делать ранних прогнозов о будущем развитии ребенка
Нельзя искусственно форсировать детское развитие


Слайд 16В начале XX в
на передний план были выдвинуты фундаментальные проблемы

образования, которые были поставлены в тесную связь с общественными преобразованиями, с необходимостью социальных перемен.
После Октябрьской революции вся наука, в том числе возрастная (детская) психология, стала развиваться на новой методологической марксистской основе.

Слайд 173. Теории детского развития первой трети XX в.


Слайд 18рассматривал становление психики человека с позиций ассоциативного подхода
выделял ум, чувства

и волю как основные составляющие психики
значение работ для практики детского воспитания состояло в определении содержания первых ассоциаций ребенка и последовательности их возникновения

Дж. Селли
(1843-1923)


Слайд 19последовательница Селли, опираясь на его выводы, разработала систему познавательного развития детей

дошкольного возраста
она исходила из представления, что существуют внутренние импульсы детского развития, которые нужно познать и учитывать при обучении детей
необходимо предоставить ребенку возможность самому овладевать теми знаниями, к которым он предрасположен в данное время — период чувствительности (к порядку, к деталям, к владению руками и т.д.)

Мария Монтессо́ри
(1870-1952)


Слайд 21основное внимание уделял проблемам познавательного развития детей и разработке методологических основ

обучения
Предложил периодизацию умственного развития (до 16-летнего возраста) в которой были выделены три стадии:
стадия фантастического синтеза;
анализа;
стадия рассудочного синтеза.

В организованной при лаборатории Меймана экспериментальной школе разрабатывались методы предварительной диагностики детей, апробировались различные программы обучения и критерии формирования классов (например, по уровню интеллекта, по интересам, по стилю взаимодействия с учителем)

Мейман Эрнст
(1862-1915)


Слайд 22стал основателем тестологического и нормативного направления в детской психологии.
экспериментально исследовал

этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение понятий (что такое «стул», что такое «лошадь» и т.д.).
обобщив ответы детей разных возрастов (от 3 до 7 лет), он обнаружил три стадии в развитии детских понятий — стадию перечислений, стадию описания и стадию интерпретации.
каждая стадия соотносилась с определенным возрастом, и Бине сделал вывод о существовании определенных нормативов интеллектуального развития.

Альфре́д Бине́ 
(1857-1911)


Слайд 23тесты для общей диагностики интеллектуального развития детей от 3 до 18

лет.
задания направлены на определение словарного запаса, счета, памяти, общей осведомленности, пространственной ориентации, логического мышления и т.д.
дети разделялись на две группы: «способные», но не имевшие специального обучения, и дети «обученные».
при помощи специальной шкалы, сконструированной учеником Бине Т. Симоном, рассчитывался так называемый умственный возраст ребенка (уровень развития мышления).


Слайд 24Шкала IQ
немецкий психолог В. Штерн предложил ввести коэффициент интеллекта (IQ)
Бине исходил

из предположения, что уровень интеллекта (как врожденная способность) остается постоянным в течение жизни и направляется на решение разных задач
Интеллектуальной нормой считался коэффициент от 70 до 130%, умственно отсталые дети имели показатели ниже 70%, одаренные — выше 130%


Слайд 25Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма


Слайд 26«Врожденная тенденция к оптимальному развитию настолько неискоренима, что ребенок полной горстью

черпает все, что он находит полезного кругом себя, и страдает в гораздо меньшей степени, чем можно было бы ожидать, от нашего невежества»

Арно́льд Гезе́лл
(1880-1961)


Слайд 27НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД
(А.Гезелл)
А.Гезелл(1880-1961) – врач и педагог.
Основатель «Гезелловского института детского развития»

Разработал

практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, базирующуюся на систематических сравнительных исследованиях (НОРМЫ и разных форм ПАТОЛОГИИ)


Кино-. фоторегистрация возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка.

полупроницаемое стекло – «ЗЕРКАЛО ГЕЗЕЛЛА»

АТЛАС поведения младенца
Пытался сформулировать ОБЩИЙ ЗАКОН ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Ввел в психологию метод ЛОНГИТЮДИНАЛЬНОГО изучения психического развития ребенка

Изучал монозиготных близнецов и один из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между СОЗРЕВАНИЕМ и НАУЧЕНИЕМ

МЕТОДЫ





Снижение темпов развития
с возрастом


Слайд 28Периодизация возрастного развития (роста) А. Гезелла
расчленение детства на периоды развития

по критерию изменения внутреннего темпа роста:




развитие ребенка – форма адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма

Слайд 29Связь возраста и темпа роста
Возраст
Темп
развития


Слайд 30Теория созревания А. Гезелла.


Слайд 31«Позиция А. Гезелла – это «ультрабиологизм», когда социальное полностью растворяется в

биологическом, когда весь ход детского развития подчиняется вечным законам природы»

Выготский
Лев Семёнович
(1896-1934)


Слайд 32автор преформистской теории трех ступеней в развитии ребенка


Каждый ребенок в своем

развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект

Карл Людвиг Бюлер
(1879-1963) 


Слайд 33ТРИ СТУПЕНИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
ИНСТИНКТ .
НАВЫК
ИНТЕЛЛЕКТ
ПЕРЕХОД УДОВОЛЬСТВИЯ «С КОНЦА НА НАЧАЛО»

- ЕСТЬ ОСНОВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ.
РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ И НА ОНТОГЕНЕЗ

Удовольствие после выполнения действий

«функциональное удовольствие»

«предвосхищающее удовольствие»


ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТУПЕНЕЙ СВЯЗАНО:
С созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой.
Развитием аффективных процессов, с переживанием УДОВОЛЬСТВИЯ, связанного с действием.


изучал психику ребенка с помощью ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКОГО эксперимента


Слайд 34Теория трёх ступеней К.Бюлера


Слайд 35изучал не только познавательное, но и эмоциональное и личностное развитие
социальная среда,

наряду с врожденными предпосылками, рассматривалась им как важнейший фактор развития, поскольку формирование системы норм и ценностей, самооценки человека происходит внутри общества
одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации
познавательное развитие включает несколько стадий, начинающихся с развития врожденных двигательных рефлексов, затем идет стадия развития речи, и завершает этот процесс стадия логического мышления
выделял специальные механизмы развития мышления — ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и аккомодацию (изменения организма)

Болдуин Джеймс
(1861—1934)


Слайд 36автор теории персонализма
поставил в центр своих исследовательских интересов анализ духовного развития

ребенка, формирования целостной структуры личности ребенка.
личность — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями).
психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок
Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.

Вильям Штерн
(1871—1938)


Слайд 37
Психическое развитие – это результат
КОНВЕРГЕНЦИИ внутренних задатков с внешними условиями

жизни при доминирующей роли фактора наследственности.
Среда является фактором ускоряющим или тормозящим
реализацию наследственно предопределенных свойств
и особенностей психики

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ


Проблема АКТИВНОСТИ субъекта в процессе развития
Проблема факторов породила интерес к изучению СЕНЗИТИВНЫХ периодов

Модели влияния опыта на поведение
(по взглядам Дж. Вулвилла)
«Больничная койка» – субъект находится
под влиянием среды как беспомощный
пациент.
«Луна-парк» - субъект выбирает
развлечения, но не может изменить их
последующего влияния на себя.
«Соревнование пловцов» – субъект
осуществляет свой путь фактически
независимо от внешних стимулов.
«Теннисный мяч» - осуществляется
постоянное взаимодействие между
влиянием среды и субъектом.

Теория конвергенции
рассматривает психическое развитие
как процесс, который складывается под
влиянием наследственности и среды


Слайд 38Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.


Слайд 39ввела понятие инкультурации, как процесса научения

выделила три типа культур в истории

человечества:

постфигуративные (дети учатся у своих предшественников)
кофигуративные (дети и взрослые учатся в основном у сверстников, современников)
префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей)

Мид Маргарет
(1901—1978)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика