Учебная дисциплина Психология и педагогика: цели, функции, концепция изучения презентация

Содержание

Курс «Психология и педагогика» Лекции 4 час. Практические занятия 8 час. Экзамен

Слайд 1 Курс «Психология и Педагогика»
Томилова Мария Игоревна
К.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии


Слайд 2Курс «Психология и педагогика»
Лекции 4 час.
Практические занятия 8 час.
Экзамен


Слайд 3Основная литература
1. Психология и педагогика [Текст] : учебник для студентов вузов

/ Моск. пед. гос. ун-т ; под ред.: В. А. Сластенина, В. П. Каширина. - Москва : Юрайт, 2015. - 609,[15] с. - (Бакалавр. Углубленный курс).
2. Подласый И. П. Педагогика : учеб. для вузов / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - Москва : Юрайт, 2011. - 574 с.
3. Столяренко А.М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. для студентов и аспирантов/ А. М. Столяренко. -Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -543 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
Дополнительная литература
1. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - М. ; СПб. ; Нижний Новгород : ПИТЕР, 2014. - 220 с.
2. Ермаков В.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие/ В. А. Ермаков. -Москва: Евразийский открытый институт, 2011. -302 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.


Литература



Слайд 4Вводная лекция Учебная дисциплина «Психология и педагогика»: цели, функции, концепция изучения


Слайд 5Цели курса
Психологические и педагогические функции изучения курса
Педагогика как наука
Психология как наука
План


Слайд 6 Формирование психолого-педагогических знаний и умений, лежащих в основе

педагогической и воспитательной деятельности, к которым, в частности, готовится бакалавр.

Цель изучения дисциплины «Психология и педагогика»:


Слайд 71. Ознакомление студентов с понятийно-категориальным аппаратом педагогики и психологии.
2. Изучить особенности

психических процессов; психических свойств личности; психических состояний.
3. Формирование общего представления о сущности, принципах, формах, методах воспитания и обучения.
4. Развитие способности и готовности к использованию и совершенствованию психолого-педагогических знаний при решении профессиональных задач в соответствии с основными видами профессиональной деятельности.

Задачи изучения дисциплины «Психология и педагогика»


Слайд 8Психологические и педагогические функции изучения курса


Слайд 9Психология и педагогика – науки о человеке

1. Психология – наука о

закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

2. Педагогика – наука о закономерностях обучения и воспитания человека.



Слайд 10
Психология человека

Психология познавательных процессов:
перцептивные: ощущения, восприятия, внимание;
когнитивные: память, воображение, мышление, речь.

Психология личности
1. Мотивационно-потребностная сфера: мотивация, направленность, интересы.
2. Эмоционально-волевая сфера: эмоции, воля.
3. Индивидуальные свойства личности: темперамент, характер, способности.


Основные понятия: индивид, личность, субъект, индивидуальность, деятельность, общение, мотивация, потребности, направленность, интересы, эмоции, воля, характер, темперамент, способности.


Слайд 11

Педагогика
Общие основы педагогики
Основы воспитания
Основы дидактики

Основные понятия:

воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, метод, форма, средство.

Слайд 12

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА



Слайд 13Объект и предмет исследования педагогики.
Возникновение педагогики и процесс ее становления.
Основные

категории педагогики.
Отрасли педагогики.

ПЛАН


Слайд 14Объект науки - фрагмент объективной реальности.
Предмет - результат её осмысления.

Объект

педагогики – человек
Предмет педагогики – закономерности воспитания и образования человека


1. Объект и предмет исследования педагогики


Слайд 15


2 вопрос:

Возникновение педагогики и процесс её становления как науки


Слайд 16Эмпирический (с др. врем. – к 16 в.)
Формирования педагогики как науки

(нач. 17 в. – к. 19 в.)
Современный (нач. 20 в. – по н.вр.)

Этапы развития педагогики


Слайд 17Воспитательная деятельность зародилась в первобытном обществе.
Воспитание заключалось в передаче накопленного опыта

(традиции, обычаи, трудовые навыки)

3 типа школ (страны Древнего Востока):
Дворцовые
Жреческие
Военные

I. Эмпирический этап


Слайд 18Сократ
Платон
Аристотель
«Афинская» и «Спартанская» системы воспитания

Педагогика Древней Греции


Слайд 19Цель воспитания– подготовка воинов
3 ступени воспитания мальчиков
Воспитание в семье (до 7

лет)
Воспитание в агеллах (до 18 лет)
Воспитание в группе эфебов (до 20 лет)

«Спартанская» система воспитания


Слайд 20Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности
4 ступени воспитания мальчиков
1.

Воспитание в семье (до 7 лет)
2. Обучение в школах грамматиста и кифариста (до 14 лет)
3. Обучение в палестре (школа борьбы)
(до 18 лет)
4. Обучение в эфебии или гимнасии (до 20 лет)

Афинская система воспитания


Слайд 21Церковные школы (монастырские, кафедральные , приходские)
Метод – механическое

запоминание
Светское образование для сыновей феодала
«Семь рыцарских добродетелей»
(верховая езда, плавание, фехтование, охота, шахматы, владение копьем, мечом, щитом, умение слагать и петь стихи)
Обучение селян и горожан (цеховые, гильдейские, приходские школы)

Педагогика в средние века


Слайд 22Основные идеи:
1. Идея о всестороннем развитии личности.
2. Критика зубрежки.
3.Гуманное отношение к

детям.
4.Отрицание религиозного аскетизма.

Педагогика эпохи Возрождения


Слайд 23Выделена из системы
философских знаний в начале 17 века.

Я.А. Коменский – «Великая

дидактика» - педагогическая система: метод наглядного обучения, звуковой метод, приоритет родного языка, режим и порядок школьного образования.
«Никакого насилия над человеком!»

II. Этап Формирования педагогики как науки


Слайд 24Д. Локк – большое внимание уделял психологическим основам воспитания, нравственному формированию

личности.
Ребенок – «чистая доска».
Ж.Руссо – воспитание должно следовать за интересами и желаниями детей (теория «свободного воспитания»).
И.Песталоцци – основоположник дидактики начального обучения, теории нравственного воспитания.
И.Гербарт – разработка педагогических основ воспитания (сторонник физических наказаний).
Ф.Дистерверг – принцип культуросообразности, идея активизации учебной деятельности.





Слайд 25Н. А. Добролюбов – воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со

стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека.

К. Д. Ушинский – идея народности воспитания, основные принципы обучения: посильность, последовательность, наглядность.

Н.И. Пирогов – идея общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране человека.



Слайд 26В XX веке педагогика быстро развивается в России, на Западе и

на Востоке.
Педагогика ориентируется на:
Обслуживание экономического прогресса общества;
Создание высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля;
Разработка новых концепций воспитания.

III. Этап Современный


Слайд 27 3 вопрос: Основные категории педагогики


Слайд 28 Категории - основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.



Слайд 30Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения

и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
(Закон об образовании РФ)

В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле.

Воспитание


Слайд 31 Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. (занимаются

как профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях, так и семья, средства массовой информации, литература, искусство, органы правопорядка).

Широкий социальный смысл воспитания


Слайд 32 Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью

формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Узкий социальный смысл воспитания


Слайд 33целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и

компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
(Закон об образовании РФ)

Включает 2 части: преподавание и учение

Обучение


Слайд 34 единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и

осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
(Закон об образовании РФ)



Образование


Слайд 35 Педагогическая деятельность – разновидность профессиональной деятельности, направленной на передачу социокультурного

опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.



Слайд 361.Общая педагогика (исследует основные закономерности обучения и воспитания)
2. История педагогики (исследует

исторические этапы развития педагогики)
3. Сравнительная педагогика (исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах)
4. Возрастная педагогика (изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах)

4. Отрасли педагогики


Слайд 375. Специальная педагогика (разрабатывает теоретические и практические основы воспитания и образования

человека, имеющего отклонения в физическом развитии)
6. Методики преподавания различных дисциплин (содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам)
7. Профессиональная педагогика (разрабатывает технологии образования и воспитания человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу деятельности)
8. Исправительно-трудовая педагогика (разработка практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении)
9. Лечебная педагогика (разрабатывает образовательно-воспитательную деятельность педагогов с больными школьниками).



Слайд 38

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА


Слайд 39План

Предмет, объект, задачи психологии
Этапы развития психологии как науки
Характеристика структурных элементов психики
Отрасли

психологии.




Слайд 40Психология - наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Предмет психологии

– изучение психики

Объект психологии – человек и животные


1. Предмет, объект, задачи психологии


Слайд 41Все сознательное у человека (ощущения, и восприятия, внимание и память, представление,

воображение, мышление, мотивы – все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир).
Бессознательное.
Личность, деятельность и поведение.

Психология изучает


Слайд 42Психология в своем развитии прошла несколько этапов.
1 этап – психология как

наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
2 этап – психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считались наблюдения человека за самим собой и описание фактов.

2. Этапы развития психологической науки


Слайд 433 этап – психология как наука о поведении. Возникает в 20

веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки не учитывались).
4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Этапы развития психологической науки


Слайд 44Психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе

взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.

3. Характеристика структурных элементов психики


Слайд 45Психика существует благодаря способности головного мозга отражать воздействия предметов и явлений

окружающей действительности.

Основные функции психики:
1. Отражение объективной реальности
2. Регуляция индивидуального поведения и деятельности.



Слайд 46Содержание психики определяется реальной действительностью, воздействия которой отражаются в сознании человека

в виде

Психические процессы
Психические состояния
Психические образования
Психические свойства
Социально-психологические феномены

Содержание психики


Слайд 47Психические процессы – это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и

осознание человеком окружающей действительности.

Длятся от доли секунды до десятков и более минут.

Имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Подразделяются:
На познавательные (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь)
Эмоциональные (эмоции и чувства)
Волевые (воля)

Характеристика структурных элементов психики


Слайд 481. Более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться несколько

часов, дней или даже недель).
2. Более сложны по структуре и образованию.
3. Определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, свойственные для него в каждый данный момент времени.

Виды: состояние активности или пассивности, бодрости иди подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Психические состояния


Слайд 49 Это то, что становится результатом работы психики человека,

ее развития и саморазвития.

Знания, навыки, умения,
Привычки, установки, взгляды,
Убеждения.

Психические образования


Слайд 50 Это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие

определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К ним относятся:
направленность (что хочет человек?);
темперамент и характер (как проявляется человек?);
способности (что может человек?).

Психические свойства


Слайд 51 Психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на

друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, религиозным конфессиям).

Традиции
Обычаи
Религиозный фанатизм

Социально-психологические явления


Слайд 52 Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий разветвленность на

отдельные отрасли, которые весьма существенно различаются, но сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

4. Психология и другие науки


Слайд 53Зоопсихология – изучает особенности психики животных.
Детская психология – изучает развитие сознания,

психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека.
Социальная психология – социально-психолоические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей.
Педагогическая психология – закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.

Отрасли психологии


Слайд 54Психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития

трудовых навыков.
Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
Медицинская психология – изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.


Отрасли психологии


Слайд 55

Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика