Слайд 1Познавательные возможности учащихся
Слайд 2Познавательные возможности
относятся к числу основных факторов процесса обучения и оказывают устойчивое
влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности
От них зависит в значительной мере выбор оптимальных форм, приемов и средств учебной работы, характер организуемой на уроке познавательной деятельности школьников, общие и индивидуальные результаты обучения.
Слайд 3В обучении познавательные возможности
занимают двойственную позицию:
- достигнутый на данный момент уровень
физиологических, психологических и моральных качеств, которые обеспечивают школьнику определенный результат в овладении учебным предметом
- это и «зона ближайшего развития»
Слайд 4В комплексе познавательных процессов
необходимых для успешного обучения истории, прежде всего, выделяют
особенности восприятия, воображения, памяти, мышления учащихся, характер их учебной деятельности
Слайд 5Восприятие
- осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получающихся от целостного предмета.
Этот синтез выступает в образе данного предмета, который складывается в ходе активного его отражения. В обучении истории ведущими анализаторами процесса восприятия выступают зрительный и слуховой
Слайд 6Требования к организации восприятия:
- точно установить цели и задачи восприятия –
на что обратить внимание, что следует запомнить, узнать
- аудитория должна быть подготовлена к восприятию материала. Учитель должен быть уверен, что ученики его понимают
- чтобы восприятие было продуктивным, необходимо излагать его по частям, расчленить по смысловым признакам, этапам
- восприятие выигрывает, если ученик слышит речь учителя, видит картину, действует
- восприятие усиливается, если предполагается последующая отчетность
Слайд 7Воображение
сложный психический процесс, заключающийся в создании новых образов на основе прошлых
восприятий и знаний.
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ:
- репродуктивное
- творческое
- фантастическое
Слайд 8ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Репродуктивное: способности школьников по описанию в учебнике или рассказу учителя,
по картине, чертежу воссоздать историческую обстановку
Творческое: способность реконструировать исторический факт по фрагментам археологических памятников, обрывку драматического разговора, яркой метафоре
Фантастическое: фантастические повествования, напрочь оторванные от реалий своего времени и пространства
Слайд 9Воображение
Вербальное – для творческого повествования детям достаточно опорных слов и словосочетаний,
серии репродукций
Невербальное – необходим яркий символ исторического факта
Слайд 10Память
психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
По времени
сохранения материала:
Кратковременная
Оперативная
Долговременная
Слайд 11Виды памяти
По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору выделяют
виды памяти:
Слуховая
Зрительная
Словесно-логическая
Слайд 12Виды памяти
Образная - когда обращается внимание на внешнее оформление, красоту
Смысловая
– отмечают удобство, рациональность
Механическая – запоминают что-то необычное
Эмоциональная – материал вызывает эмоции, надолго откладывается в памяти
Произвольная, непроизвольная память
Слайд 13Мышление
Высший познавательный процесс
Форма творческого отражения человеком действительности
:Способы мышления: критическое и творческое
Слайд 14Критическое мышление -
один из способов интеллектуальной деятельности человека, характеризуется умениями:
- определять
ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношения, мнения, суждения;
- отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
Слайд 15Критическое мышление
определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;
- отделять
главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;
- выявлять эмоционально-окрашенные слова, которые могут вызвать конфликт;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек
- избегать категоричности в суждениях
- быть честным в своих рассуждениях
Слайд 16Американский педагог и волонтер Д.Клустер:
Критическое мышление – есть мышление самостоятельное…критическим мышление
может быть только тогда когда оно носит индивидуальный характер
Информация является отправным, а отнюдь, не конечным пунктом критического мышления
Слайд 17Д.Клустер:
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно
решить
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации
Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими…
Слайд 18Историческое мышление
Требует ли изучение истории специфических операций мышления?
Мышление развивается ретроспективным мышлением.
Прошлое необходимо соотнести с опытом мыслительной деятельности, оставленной на страницах летописи, исторических хроник и мемуаров
Слайд 19Историческое мышление
В реальном преподавании историческое мышление реализуется:
- вместе с Дм.Донским ищем
поле для сражения;
- занимаемся собиранием русских земель;
- планируем «косую» атаку, находясь в палатке Наполеона;
- пишем законы совместно со Сперанским
Слайд 20Мотивация учебного труда
Целью развития мотивационной сферы учащихся в обучении истории выступает
устойчивый познавательный интерес к предмету, который предполагает активное, совершенствующееся, эмоционально-познавательное отношение школьников к изучаемым историческим событиям, к выяснению их причин и следствий
Слайд 21Каждый школьник имеет
Свои специфические особенности в восприятии, мышлении, свои познавательные способности
– т.е. индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления определенной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.
Слайд 22Педагоги различают общие,
Групповые и специфические способности в соответствии с направленностью и
успешностью школьников в обучении вообще, в изучении группы предметов или определенного предмета, в конкретном виде деятельности
Слайд 23Обучаемость учащихся -
- индивидуальные показатели скорости и качества обучения. Наиболее полно
обучаемость измеряется степенью самостоятельности учащихся.
На основе организации дифференцированного обучения учащиеся стали подразделяться на:
-слабых, среднеуспевающих и хорошо подготовленных
Слайд 24
Слабые ученики – при поверхностном знании истории не проявляют заметного интереса
к ее изучению. Они не умеют воспринимать, усваивать и воспроизводить в образно эмоциональной форме даже наиболее значительные факты, самостоятельно анализировать, конкретизировать, обобщать даже разъясненный теоретический материал. Они склонны запоминать, заучивать текст, с последующим пересказом
Слайд 25Средние по обучаемости ученики
имеют вполне удовлетворительные знания. Они основательно усвоили главные
факты, ведущие понятия, неплохо знают и владеют многими предусмотренными учебной программой умениями, могут без больших затруднений с помощью адекватных приемов перестраивать изучаемый материал. Многие из них проявляют интерес к предмету
Слайд 26Хорошо подготовленные ученики
Интересуются предметом, имеют выраженную склонность к ее изучению, хорошо
знают фактическое и теоретическое содержание материала, читают дополнительную литературу, имеют развитое историческое мышление, воображение, память и речь, владеют разнообразными методическими приемами и умениями учебной работы
Слайд 27Методика дифференцированного подхода
- к слабым ученикам – главные исторические факты излагать
эмоционально, в наглядно образной форме, с обязательным разъяснением существенного;
- для сильных учеников учитель обязан создать условия максимальной самостоятельности и познавательной инициативы, но и более простые способы работы не должны игнорироваться
Слайд 28Методика дифференцированного подхода
Средние по обучаемости ученики либо работают вместе со слабыми
в режиме воспроизводящей деятельности, либо с сильными в режиме преобразующей творческой деятельности. Важно поощрять стремление таких школьников выполнять более трудные задачи и совершенствовать свои познавательные возможности
Слайд 29Организуя процесс обучения,
учитель всегда должен учитывать познавательные возможности учащихся. В этом
ему помогают учебная программа и учебник, соотнесенные с некоторым усредненным уровнем познавательных сил учащихся.
Но ученики очень разные, даже в одном классе, даже одинаково успевающие.