Слайд 2Ричард Лазарус
Ри́чард Ла́зарус родился 3 марта 1922, Нью-Йорк — 24 ноября 2002, Уолнат-Крик) —американский психолог, специалист в области психологии личности и эмоций,
психологического стресса и адаптации, психологического здоровья. Автор ряда шкал и опросников (в том числе Копинг-тест Лазаруса), широко применяемых в исследованиях эмоциональных состояний.
Слайд 3История создания и валидизации
Опросник был создан на основе первой методической разработки
Folkman & Lazarus (1980) – опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist – WCC), который составляли 68 пунктов-утверждений, сформулированных на основе концептуальных разработок и результатов эмпирических исследований. В дальнейшем содержание и структура опросника подвергались пересмотру и переоценке. В редакции 1998 года опросник содержит 66 утверждений, объединенных в 8 шкал.
В 2004 году методика была несколько сокращена до 50 пунктов и валидизирована на российской популяции.
В НИПНИ им. Бехетерва методика была перестандартизирована. Уже валидизированный вариант из 50 вопросов был подвергнут переформулированию вопросов, и валидизирован на выборке из 1600 испытуемых - как психически здоровых, так и больных.
Слайд 4Описание методики
Методика создана для определения копинг-механизмов, методов преодоления проблем в разных
сферах психологической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, приспособлена Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Слайд 5Теоретические базы
Совладание с актуальными трудностями, как говорят создатели методики, есть повсевременно
изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивидума с целью управления специфичными наружными и (либо) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию либо превосходящие его ресурсы. Задачка совладания с негативными актуальными обстоятельствами заключается в том, чтоб или преодолеть трудности, или уменьшить их отрицательные последствия, или избежать этих проблем, или терпеть их.
Слайд 6Совладающее поведение как целенаправленное соц поведение
Можно найти совладающее поведение как целенаправленное
соц поведение, позволяющее совладать с трудной актуальной ситуацией (либо стрессом) методами, адекватными личным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение ориентировано на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, либо на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком осознании оно принципиально для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного общественного поведения, при помощи которых человек совладевает с актуальными трудностями.
Слайд 7Процедура проведения
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной актуальной ситуации.
Испытуемый должен оценить как нередко данные варианты поведения появляются у него.
Слайд 8Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:
никогда – 0 баллов;
изредка
– 1 балл;
время от времени – 2 балла;
нередко – 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов max балл*100
Номера опросника (по порядку, но различные) работают на различные шкалы, к примеру, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы — 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Наибольшее значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы очень 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно найти проще, по сумарному баллу:
0-6 – малый уровень напряженности, гласит об адаптивном варианте копинга;
7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
13-18 – высочайшая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Слайд 9СУБШКАЛЫ
Конфронтация.
Дистанцирование.
Самоконтроль.
Поиск социальной поддержки.
Принятие ответственности.
Бегство-избегание.
Планирование решения трудности
Положительная переоценка.
Слайд 10конфронтация
Положительные стороны: возможность активного противостояния трудностям и стрессогенному воздействию.Отрицательные стороны: недостаточная
целенаправленность и рациональная обоснованность поведения в проблемной ситуации.
Слайд 11Дистанцирование.
Положительные стороны: возможность снижения субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных
эмоциональных реакций на фрустрацию.Отрицательные стороны: вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций
Слайд 12Самоконтроль
Положительные стороны: возможность избегания эмоциогенных импульсивных поступков, преобладание рационального подхода к
проблемным ситуациям.Отрицательные стороны: трудности выражения переживаний, потребностей и побуждений в связи с проблемной ситуацией, сверхконтроль поведения.
Слайд 13Поиск социальной поддержки
Положительные стороны: возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной
ситуации.Отрицательные стороны: возможность формирования зависимой позиции и/или чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим
Слайд 14Принятие ответсвенности
Положительные стороны: возможность понимания личной роли в возникновении актуальных трудностей.Отрицательные
стороны: возможность необоснованной самокритики и принятия чрезмерной ответственности.
Слайд 15Бегство-избегание
Положительные стороны: возможность быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса.Отрицательные стороны:
невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий по снижению эмоционального дискомфорта.
Слайд 16Планирование решения проблемы
Положительные стороны: возможность целенаправленного и планомерного разрешения проблемной ситуации.Отрицательные
стороны: вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении.
Слайд 17Положительная переоценка
Положительные стороны: возможность положительного переосмысления проблемной ситуации.Отрицательные стороны: вероятность недооценки
личностью возможностей действенного разрешения проблемной ситуации.
Слайд 18Практическая значимость
Методика может быть использована при исследовании особенностей поведения в проблемных
и трудных для личности ситуациях, выявлении характерных способов преодоления стресса у разных контингентов испытуемых. Опросник может быть эффективен в решении задач профотбора (в особенности для работы в напряженных условиях), выявлении факторов риска психической дезадаптации в стрессовых условиях. Опросник в комплексе с другими методиками может применяться в целях оценки эффективности психокоррекционных мероприятий и психотерапии. Показанием к п