Слайд 1Конфликт и способы его разрешения
Слайд 2
Конфликт – столкновение противоположно направленных, взаимоисключающих целей, интересов, потребностей,
мотивов, мнений и взглядов.
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Слайд 3Виды педагогических ситуаций и конфликтов
- ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие
по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
- ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
- ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Слайд 4Типология конфликта
конфликт противоположных мотивов, стремлений, чувств;
конфликт между стремлением, желанием, чувством и
невозможностью его реализации;
когда желание или стремление человека сталкивается с его представлением о себе и мире, с системой норм и ценностей.
Слайд 5Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми, вызванное несовместимостью их
взглядов, целей, интересов, потребностей.
Внутриличностный конфликт – состояние неудовлетворенности человека какими- либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.
Моральный конфликт – конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентаций, имеющих выраженный нравственный компонент.
Слайд 6Особенности педагогических конфликтов
— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации:
ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;
— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;
— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
Слайд 7Особенности педагогических конфликтов
— присутствие других учеников при конфликте делает их из
свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
— всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Слайд 8Причины конфликтов
1) малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников;
неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»;
недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;
Слайд 9Причины конфликтов
2) свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить
свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
3) учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников
(особенно в начальной школе);
Слайд 10Причины конфликтов
4) оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка
и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
5) учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
6) немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;
Слайд 11Механизмами психологических защит
Вытеснение (подавление) исключение из сознания неприемлемых желаний, мыслей или
аспектов
реальности.
Рационализация — использование приемлемых оправданий для объяснения поступков, вызванных
неосознанными причинами.
Вымещение — проявление негативных чувств по отношению не к тому, кто их вызвал, но к другому,
как правило, более безобидному объекту.
Проекция — приписывание другим собственных неосознаваемых качеств и чувств.
Обратная реакция — развитие или преувеличение чувства, противоположного тому, которое вызывает
конфликт.
Самотизация — или разрешение конфликта (например, через болезнь)
Слайд 12Пять основных подходов к конфликту
Соревнование (конкуренция) - стремление добиться удовлетворения
своих интересов.
Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс - соглашение, к которому стороны приходят путем взаимных уступок.
Избегание - отсутствие стремлений, как к кооперации, так и к достижению собственных интересов.
Сотрудничество - поиск альтернативы.
Слайд 13Направления или схемы разрешения конфликта
ШАГ 1. Определение основной проблемы.
ШАГ 2. Определение
вторичных причин конфликта.
ШАГ 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.
ШАГ 4. Совместное решение о выходе из конфликта.
ШАГ 5. Реализация намеченного совместного способа
разрешения конфликта.
ШАГ 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых
для разрешения конфликта.
Слайд 14Методы управления конфликтами
Внутриличностные методы. Заключаются
в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.
Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, система вознаграждений.
3. Межличностные методы. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
Слайд 15Схема разрешения конфликта
Первый шаг — максимально конкретное и объективное описание
ситуации, которая вас не устраивает.
Второй шаг — выражение своих мыслей и чувств по поводу ситуации.
Третий шаг — предложение своего варианта поведения.
Четвертый шаг — указание последствий: положительных в случае успешного разрешения конфликта или отрицательных, если ничего не изменится.