Слайд 1Социальное сопровождение семьи: организация, технология, эффективность, мероприятия
Кононова Людмила Ивановна, доктор философских
наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы ГАУ ИДПО ДТСЗН города Москвы
Мозговая Татьяна Михайловна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы ГАУ ИДПО ДТСЗН города Москвы
Слайд 4СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - это
Слайд 5Социальное сопровождение рассматривается как:
Слайд 6Социальное сопровождение
Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи,
не относящиеся к социальным услугам
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
Слайд 8Социальное сопровождение как услуга
Совместное взаимодействие специалиста, гражданина или семьи по
удовлетворению какой – либо потребности
Например:
Слайд 9Социальное сопровождение как услуга
Слайд 10Социальное сопровождение как процесс
это технология совместного решения проблем гражданина или
семьи системой форм, методов и способов с использованием или без использования механизма межведомственного взаимодействия.
Слайд 11Технология социального сопровождения - это
Процесс совместной деятельности специалистов, гражданина, членов семьи,
органов власти, ведомств от выявления проблемы гражданина или семьи и до ее решения
Слайд 12Принципы организации социального сопровождения:
Слайд 13СоцИАЛЬНОЕ сопровождение МОГУТ осуществлять:
Слайд 15www.fond-detyam.ru
Социальное сопровождение
Слайд 16Какие семьи могут принимать на социальное сопровождение?
Слайд 21Индивидуальная программа предоставления социальных услуг членам семьи (ИППСУ)
- это документ,
в котором указаны форма социального обслуживания, виды,
объем,
периодичность,
условия,
сроки предоставления социальных услуг,
перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также
мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Слайд 251. Регламент межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти и муниципальных органов
государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания.
2. Порядок межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти и муниципальных органов государственной власти субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения».
3. Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам организации социального сопровождения семей с детьми на территории субъекта Российской Федерации в соответствующих сферах.
4. Порядок ведения межведомственного информационного банка данных семей, нуждающихся в государственной помощи.
Слайд 265. Порядок социального сопровождения семей с детьми, в том числе, приемных
и замещающих семей, на территории субъекта Российской Федерации, включая:
региональную модельную программу социального сопровождения семей, в том числе приемных и замещающих семей;
примерное положение о службе (отделении) социального сопровождения семей;
форму договора о социальном сопровождении семьи;
форму мониторинга и оценки эффективности социального сопровождения семей.
Порядок социального сопровождения семей с детьми, в том числе, приемных и замещающих семей, на территории субъекта Российской Федерации, включая: региональную модельную программу социального сопровождения семей, в том числе приемных и замещающих семей; примерное положение о службе (отделении) социального сопровождения семей; форму договора о социальном сопровождении семьи; форму мониторинга и оценки эффективности социального сопровождения семей.
Слайд 276. положение, должностные инструкции специалистов, о взаимодействии и сотрудничестве по
вопросам организации социального сопровождения семей с детьми на территории муниципального района субъекта Российской Федерации.
Слайд 28Специалист социального учреждения, куратор случая должен
осуществить действия, направленные на решение
имеющейся у человека или в семье медицинской, правовой, социальной, педагогической, психологической проблемы
так как это специфические виды помощи и сама социальная организация предоставить их не может, специалист должен обратиться за этим в другие ведомства.
Вот почему в Федеральном Законе №442 определяется, что это возможно решить только на основе межведомственного взаимодействия используя ресурс территориальной власти.
Слайд 29Чтобы гражданин или семья,
находящиеся на обслуживании в социальных организациях могли получить
необходимую помощь у других ведомств
принимается регламент межведомственного взаимодействия.
Слайд 30Для обращения одной организации к другой
Используется механизм двухсторонних соглашений об
алгоритме взаимодействия или
создасоздается Территориальный межведомственный совет, консилиум и т.д.,
ется Территориальный межведомственный совет, консилиум и т.д.,
который регулирует взаимоотношения ведомств в отношении проблем, которые необходимо решать в процессе сопровождения
Используется механизм двухсторонних соглашений об алгоритме взаимодействия или
который регулирует взаимоотношения ведомств в отношении проблем, которые необходимо решать в процессе сопровождения
Слайд 31Социальное сопровождение
может осуществляться и без использования механизма межведомственного взаимодействия.
может осуществляться
и без использования механизма межведомственного взаимодействия.
Слайд 32Когда?
сспециалист принимает на себя по договору обязанности по сопровождению гражданина, испытывающего
проблемы социальной адаптации и социализации
есть угроза возврата ребенка в социальное учреждение,
нарушены детско-родительские отношения, их решение в процессе социального сопровождения ложится на специалистов социальных организаций: психолога, специалиста по работе с семьей, социального педагога, специалиста по социальной работе, специалиста по реабилитации и др.
пециалист принимает на себя по договору обязанности по сопровождению гражданина, испытывающего проблемы социальной адаптации и социализации
есть угроза возврата ребенка в социальное учреждение,
нарушены детско-родительские отношения, их решение в процессе социального сопровождения ложится на специалистов социальных организаций: психолога, специалиста по работе с семьей, социального педагога, специалиста по социальной работе, специалиста по реабилитации и др.
Слайд 33И в первом и во втором случаях
сопровождение выступает процессом оказания помощи
гражданину или семье, а формы и средства решения проблемы прописываются в Индивидуальной программе сопровождения
Слайд 34Почему необходимо определять нуждаемость в социальном сопровождении?
Семья – это автономный оСемья
– это автономный организм, решать проблемы обязана самостоятельно Нельзя вмешиваться в семью.
Процесс сопровождения трудоемкий и затратный.
На сопровождение принимаются только действительно нуждающиеся и желающие этого граждане и семьи
рганизм, решать проблемы обязана самостоятельно Нельзя вмешиваться в семью.
Процесс сопровождения трудоемкий и затратный.
На сопровождение принимаются только действительно нуждающиеся и желающие этого граждане и семьи
Слайд 35Кто определяет нуждаемость в социальном сопровождении?
Уполномоченная межведомственная комиссия организации социального обслуживания
Уполномоченная
межведомственная комиссия организации социального обслуживания
Слайд 36Как прописываются мероприятия по социальному сопровождению согласно ФЗ № 442 ?
В форму индивидуальной программы предоставления услуг (ИППСУ) пункт 14.
Если семья или гражданин признаются нуждающимися в сопровождении, то в программе прописываются и услуги, и мероприятия по сопровождению.
Слайд 37От чего зависит содержание мероприятий по социальному сопровождению?
случая
проблемы гражданина или
семьи
профессионализма куратора случая
состояния ресурсной базы
Слайд 38Каков порядок принятия на социальное сопровождение?
Заявление гражданина, организации
Обследование семьи, назначение куратора
Признание
нуждаемости в сопровождении
Разработка мероприятий по сопровождению или индивидуальной программы социального сопровождения
Заключение договора на сопровождение
Слайд 39Какие основания существуют для признания нуждаемости в сопровождении?
Личное
обращение гражданина, члена семьи
обращение иных органов, организаций, граждан, с согласия самого гражданина или семьи
Закон не вводит ситуаций «принудительной помощи».
Слайд 40Социальное сопровождение в городе Москве предоставляется:
несовершеннолетним детям, нуждающимся в социальном обслуживании
(детям-инвалидам; детям с ограниченными возможностями здоровья; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; беспризорным детям; несовершеннолетним, подвергшимся насилию);
(в ред. Закона г. Москвы от 24.12.2014 N 66)
2) воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в указанных организациях;
(в ред. Закона г. Москвы от 24.12.2014 N 66)
3) семьям с детьми, нуждающимся в социальном обслуживании;
(в ред. Закона г. Москвы от 24.12.2014 N 66)
Слайд 41Сопровождение в Москве
4) одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и
инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки;
5) лицам, подвергшимся насилию;
6) многодетным семьям;
7) семьям с детьми-инвалидами;
8) взрослым недееспособным инвалидам с умственной отсталостью и психическими заболеваниями, не требующими лечения в специализированных медицинских организациях, а также лицам с ограниченной дееспособностью.
(в ред. Закона г. Москвы от 24.12.2014 N 66)
Слайд 42Что значит предоставить социальное сопровождение?
Предоставление социального сопровождения осуществляется путем проведения постоянного
социального надзора, регулярного посещения, оказания необходимой социальной поддержки во взаимодействии с работниками медицинских организаций, образовательных организаций, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства и других организаций.
(в ред. Закона г. Москвы от 24.12.2014 N 66)
Слайд 43Сопровождение в Москве
4. Гражданам,
в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным
законным представителям несовершеннолетних детей,
оказывается содействие в предоставлении
медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам,
путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с порядком, определяемым Правительством Москвы. Указанные мероприятия отражаются в индивидуальной программе.
(часть 4 введена Законом г. Москвы от 24.12.2014 N 66)
Слайд 44Когда разрабатывается индивидуальная программа социального сопровождения?
когда гражданин или семья принимается
только на сопровождение.
Слайд 45 Может ли гражданин или семья получать услуги и находиться на
сопровождении?
. Да могут. Например: приемная семья находится на сопровождении и приемный ребенок-инвалид может быть признан нуждающимся в определенных услугах и получать их в соответствии с региональными документами
Слайд 46 Когда оказывается сопровождение(содействие) на дому:
в оплате жилья и коммунальных
услуг (снятие показаний счетчика, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ, единых расчетно-кассовых центров, внесение платы);
в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания и связи, а также другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
в предоставлении услуг "социального такси";
в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.
в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья;
Слайд 47 Социальное сопровождение (содействие) на дому:
в оказании медицинской помощи;
в проведении медико-социальной
экспертизы;
в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации;
в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
в оказании психологической помощи;
в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические организации;
в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных;
в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи,
в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации и т.д.
Слайд 48 Социальное сопровождение (содействие) на дому:
в) в получении образования и (или)
профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
г) в трудоустройстве.
д) в получении правовые услуги:
помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц;
ж) в получении установленных законодательством льгот и преимуществ;
оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат (в том числе в оформлении документов на отказ от социального пакета в Пенсионном фонде Российской Федерации);
Слайд 49 Сопровождение (содействие) на дому:
в получении бесплатной помощи адвоката в
порядке, установленном законодательством;
в получении иных правовых услуг;
е) в организации ритуальных услуг:
оформлении документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам;
оказании помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам.
Слайд 50
ИППСУ и ИПСС
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) разрабатывается только на
определенного получателя.
Индивидуальная программа социального сопровождения (ИПСС) разрабатывается в случае, если у получателя услуг нет ИППСУ
Слайд 51Члены семьи
могут нуждаться в услугах, но не нуждаться в сопровождении и
наоборот, состоять на сопровождении и не нуждаться в услугах.