Категория деятельности в психологии презентация

Содержание

Деятельностный подход в психологии – совокупность теоретико- методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных

Слайд 1Лекция №4. Категория деятельности в психологии
1. Деятельностный подход в психологии

(С.Л. Рубинштейн) и психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев).
2. Понятие и основные характеристики деятельности.
3. Проблема структуры деятельности в психологии.

Слайд 2Деятельностный подход
в психологии –
совокупность теоретико-
методологических и
конкретно-эмпирических
исследований, в

которых
психика и сознание, их
формирование и
развитие изучаются в
различных формах
предметной
деятельности субъекта.

Слайд 3Деятельностный подход С.Л. Рубинштейна
«Итак, субъект в своих деяниях,
в актах своей

творческой
самодеятельности не только
обнаруживается и проявляется;
он в них созидается и определяется.
Поэтому тем, что он делает, можно
определять то, что он есть;
направлением его деятельности
можно определять и формировать его
самого. На этом только зиждется
возможность педагогики, по
крайней мере, педагогики в
большом стиле» (1922 г., ст.
«Принцип творческой
самодеятельности»).

Слайд 41. Деятельность - активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство

или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.
2. Деятельность в собственном смысле – это предметная деятельность.
3. Всякая деятельность состоит из ряда актов – действий или поступков, которые имеют внутреннее психологическое строение: они исходят из тех или иных побуждений (мотивов), и направляются на определенную цель. В различных условиях цель должна и может быть достигнута различными способами («операциями»), действие превращается в разрешение задачи. Способы действия дифференцируются в зависимости от различия условий, в которых эта цель осуществляется.
4. Деятельность исходит из субъекта, направляется на объект и в своем внутреннем содержании обусловлена им. Из объекта – в процессе действенного и познавательного проникновения в него – черпает сознание свое предметно-смысловое содержание. Сознание человека формируется в практической и теоретической деятельности.

Слайд 5Принцип единства сознания и деятельности
1. Формируясь в деятельности, психика, сознание

в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство.
2. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание.
3. Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Сознание – предпосылка и вместе с тем результат деятельности.


Слайд 7Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева
Деятельность - система процессов,
осуществляющих взаимодействие


организма именно с предметной средой.
Это процесс, посредством которого
осуществляется связь с предметом той или
иной потребности и который обычно
завершается удовлетворением
потребности, конкретизированной в
предмете деятельности.

Деятельность – это реальная связь
субъекта с объектом, в которую
необходимым образом включена психика;
это главная образующая психики. В
деятельности выражается и
осуществляется то или иное отношение
человека к миру; её процессы отвечают
особой, соответствующей им потребности.

Слайд 9Психофизиологические функции – физиологические механизмы обеспечения психических процессов (способность к ощущению,

моторные способности, мнемическая функция и др.).
Основные виды:
а) сенсомоторные процессы – процессы, в которых осуществляется связь восприятия и движения:
- сенсорный момент реакции – процесс восприятия;
- центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием и выбором;
- моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;
- сенсорная коррекция движения – обратная связь.
б) идеомоторные процессы – связывают представление о движении с выполнением движения;
в) эмоционально-моторные процессы – связывают выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаниями человека.

Слайд 10 Деятельность
Действия
Цели
Мотивы
Близкие, далекие
Личные,
общественные
Экстериоризация
Интериоризация

Близкие, далекие

Личные,
общественные

Внешние,
предметные

Внутренние,
умственные




1

3,4

2

Операции


Слайд 11Три «единицы» деятельности:
- собственно деятельность, т.е. процесс, отвечающий её мотиву;
-

действие, отвечающее какой-либо из её целей;
- операция, характер которой соответствует условиям осуществления этой деятельности.
Основная единица анализа деятельности, обладающая наиболее важными характеристиками её структуры, является действие.
Действие – это процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели.
Действие – законченный элемент деятельности, направленный на достижение промежуточных целей, подчиненный общему замыслу.

Слайд 14Вклад деятельностного подхода (ДП) в развитие отечественной психологической науки
1. ДП доказал

неразрывную связь психики и деятельности человека.
2. ДП подтвердил факт того, что деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, общей направленности субъекта (личности).
3. В рамках ДП были разработаны проблемы:
- макро- и микроструктуры человеческой деятельности;
- «сознание – образ» и «сознание – процесс»;
- интериоризации, как важнейшего механизма формирования сознания;
- периодизации психического развития с использованием понятия «ведущая деятельность».
4. В рамках ДП сформировалось продуктивное направление – психология действия.
5. В рамках ДП сформировалось направление – психология внутренней деятельности человека.

Слайд 152 вопрос
«Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром,

в ходе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью» (А.Г. Маклаков).
«Деятельность – динамическая система взаимодействия человека с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа» (Е.И. Рогов).
«Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» (БПС, 2004).
«Деятельность – активный способ решения субъектом своих потребностных задач, т.е. достижение предмета потребности через собственную двигательную активность» (В.А. Иванников).

Слайд 18Поведение – активность человека по отношению к обществу, другим людям и

предметному миру, рассматриваемая со стороны её регуляции общественными нормами нравственности и права.
Поступок – единица поведения, в которой формируется и в то же время выражается позиция личности, её моральные убеждения.
В настоящее время понятием «поступок» обозначают:
- сознательные действия, в которых человек выражает свое отношение к другим людям и миру в целом и которые обладают социальной значимостью (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, А.П. Петровский и др.);
- волевые действия, совершаемые в ситуации борьбы мотивов (А.Н. Леонтьев, В.В. Столин, Е.Е. Соколова и др.);
- нравственные действия, направленные на творческое воплощение существующих ценностей в индивидуальной деятельности, достижение нравственных идеалов, соблюдение нравственных императивов и т.д. (С.Г. Якобсон);
- деятельность, в которой человек выражает свое нравственное отношение к миру (А.П. Вардомацкий);
- особую личностную активность человека, не сводимую к реализации отдельных действий или деятельности (П.А. Мясоед).

Слайд 19Поступок – это личностно-осмысленное, личное сконструированное и лично реализованное поведение (действие

или бездействие), направленное на разрешение конфликта с установленным, привычным, заведенным порядком. Критерием оценки успешности поступка служит морально-этическая сфера.

Слайд 213 вопрос
- С.Л. Рубинштейн: мотив, цель, средство, социальная ситуация, результат,

оценка;
- Г.П. Щедровицкий (анализ мыследеятельности): цель, задача, исходный материал, средства, процедура, продукт;
- О.А. Конопкин (изучение саморегуляции деятельности): цель, модель условий, программа, критерий успеха, информация о результатах, решение о коррекции;
- В.Д. Шадриков: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества;
- Г.В. Суходольский: потребность, направленность, мотив, цель, результат, оценка;
- В.Э. Мильман: потребность, мотив, объект, цель, условия среды, средства, состав, контроль, оценка, продукт.

Слайд 24Единицы технологического подхода к анализу структуры деятельности
1. Деятельность – некоторое

составленное, наиболее крупное образование, включающее всю совокупность актов, выполняемых субъектом для достижения конечной цели.
2. Функциональные компоненты деятельности – структурные образования, занимающие промежуточное положение между действием и деятельностью (основной и подготовительный).
3. Действия – подкомпоненты функционального компонента; основная единица анализа деятельности, поскольку обладает наиболее важными характеристиками её структуры.
Действие может входить в разные деятельности, причем иногда одновременно.
4. Операции – способ выполнения действия.
Переход действий в операции связан со степенью освоения и автоматизации действия.

Слайд 26Главное свойство операций – они мало осознаются или совсем не осознаются,

поэтому уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.
Навык – автоматизированный компонент сознательной деятельности, вырабатывающийся в процессе её выполнения и упражнений.
Характеристики навыков:
скорость, автоматизированность, стереотипность, экономичность движений
Значение навыков в деятельности человека:
позволяют устранить лишние движения и ускорить темп выполнения действий;
изменяют контроль за действием: зрительный заменяет мускульный;
внимание переносится на результат действия, а не на способ его выполнения.

Слайд 28Взаимодействие навыков
Интерференция навыков – тормозящее взаимодействие, когда сложившиеся навыки затрудняют

образование новых. Причины: достаточно прочные старые навыки или наличие общего между старыми и новыми навыками.
Разновидности:
а) ассоциативное торможение – замена ранее усвоенного способа выполнения действия более совершенным или соответствующим новым условиям;
б) репродуктивное торможение – после овладения новым способом возникают или задержки в его применении, или повторение старых приёмов.
Перенос навыков – положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием.

Слайд 29Проблемное поле – умения и привычки
1. Умение – освоенный субъектом

способ выполнения действия, основанный на практическом применении приобретённых ранее знаний и навыков и приводящий к успеху в данном виде деятельности (М.И. Станкин).
Умения шире навыков, они позволяют, опираясь на полученные ранее знания и навыки, выполнять разные виды деятельности в изменяющихся условиях.
Умения могут быть: системными и бессистемными; теоретическими и практическими; обширными и узкими; глубокими и поверхностными; гибкими и шаблонными; прочными и недолговечными.
2. Привычки – потребность совершать те или иные действия.
Пути формирования привычек: подражание, многократное выполнение действия, а также сознательные целенаправленные усилия, положительное подкрепление желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика