Слайд 1Основы философии
Модуль 2: История философии
Тема 3
Историко-философское введение
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Коми
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Подосенов Олег Викторович
909-127-06-35
sgpc-phil@yandex.ru
Сыктывкар, 2012
Слайд 2Три философские традиции
Греция
Китай
Индия
Слайд 3Карл Ясперс (1883-1969)
Осевое время –
VII-Vвв. до н.э. –
эпоха становления
философии в мире
Слайд 4Периодизация философии
Восточная философия
Философия Древней Индии
Философия Древнего Китая
Античная философия (VI в.
до н.э. – III в. н.э.)
Ранняя античная философия (VI-V в. до н.э.)
«Высокая классика» (конец V – IV в. до н.э.)
Эллинистическая философия (конец IV – I в. до н.э.)
Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)
Средневековая философия (IV-XIV вв.)
Патристика (IV-VIII вв.)
Схоластика (XI-XIV вв.)
Философия Возрождения (XV-XVI вв.)
Философия Нового времени (XVII – первая треть XIX в.)
Рационалистическая философия (XVII – начало XVIII в.)
Философия Просвещения (середина XVIII в.)
Немецкая классическая философия (конец XVIII–первая треть XIX в.)
Современная западная философия (с 40-х гг. XIX в.)
Слайд 5Восточная философия
Характерные черты
самобытность;
традиционность;
высокий статус философии в обществе;
отношение к философии как образу
жизни.
Слайд 6Зарождение философских знаний в Древнем Китае
Философия Китая в своем развитии прошла
следующие основные этапы:
VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
III в. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
Слайд 7Важнейшие источники философского знания
«Книга перемен» («И цзин») 8-4 в до н.э.
«Беседы
и изречения» («Лунь Юй») - высказывания Конфуция.
«Мэн-цзы» книга конфуцианца Мэн-цзы, 4-3 в до н.э.
«Книга о пути и добродетели» («Дао Дэ цзин») автором которой считается основатель даосизма Лао-цзы, 6-5 век до н.э.
Слайд 8Древнейшие национальные философские учения в Китае
даосизм (Лао-цзы);
конфуцианство (Кон-Фу-цзы);
моизм
(Мо-цзы);
натурфилософия;
легизм (Шан-Ян).
Слайд 9Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:
восприятие Китая как центра
существующего мира;
понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших, почитание предков и духов;
Слайд 105) осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии и
приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
6) конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
7) понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной.
Слайд 11Даосизм
«ДАО»
путь, по которому в своем развитии должны идти человек и
природа,
универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.
«Дэ»
благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
Слайд 12Основные идеи даосизма:
все в мире взаимосвязано;
материя, из которой состоит
мир, едина; существует кругооборот материи в природе;
мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние ("у-вэй");
особа императора священна;
познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма и послушании императору;
путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей;
необходимо во всем уступать друг другу.
Слайд 13Конфуцианство
жить в обществе и для общества;
уступать друг другу;
слушаться старших
по возрасту и по званию;
подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
быть человечным.
Слайд 14Учение о «благородном муже»
подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
управлять на основе
добродетели;
обладать необходимыми знаниями;
верно служить стране, быть патриотом;
обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
быть благородным;
делать только добро государству и окружающим;
предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
Слайд 15Леггизм
человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются
личные эгоистические интересы;
интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
главный метод государственного управления – метод «кнута и пряника»;
законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и независимо от звания,
государственный аппарат должен формироваться из профессионалов.
Слайд 16Зарождение философских знаний в
Древней Индии
Источники
Эпические поэмы-эпосы «Махабхарат» и «Рамаяна»
Веды:
Ригведа;
Самаведа;
Яджурведа;
Атхарваведа.
Наибольший
интерес вызывают заключительные части Вед — Упанишады.
Слайд 17В состав Вед входит четыре больших сборника книг:
Ригведа – религиозные
гимны.
Самаведа – песни для исполнения во время обрядов.
Яджурведа – описание жертвоприношений и формулы заклинаний.
Ахтирведа – описание злых духов и методов борьбы с ними.
Слайд 18Основные философские школы Древней Индии:
Ортодоксальные школы:
йога;
веданта;
вайшешика;
ньяя;
миманса;
санкхья.
Неортодоксальные школы:
буддизм;
джайнизм;
чарвака-лакаята.
Слайд 19Отличительные свойства индийской философии
религиозность;
учение о переселении души;
соединение рационализма и мистицизма;
устремленность к
внутреннему самоуглублению и духовному восхождению.
Слайд 20Основные идеи древнеиндийской ведической философии
1. Закон Риты – космической эволюции, цикличности,
порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса.
2. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
Атмана;
Манаса.
Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас либо достигает высоких ступеней, либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Слайд 21
3. Реинкарнация – идея о прерождении души в новом теле после
смерти.
4. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души.
5. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы – провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития – мокши.
6. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается.
Слайд 22Основные идеи буддизма
земная жизнь полна страданий;
страдания имеют свои причины —
жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
от страданий можно избавиться;
существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Слайд 23Восьмеричный путь
правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в
жизни;
правильная мысль;
правильная речь;
правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
правильное умение — усердие и трудолюбие;
правильное внимание — контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
правильное сосредоточение — регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
Слайд 24Пять заповедей-ориентиров буддизма
не убий;
не укради;
будь целомудренным;
не лги;
не употребляй опьяняющих и одурманивающих
веществ.
Слайд 25Античная философия
(6в. до н.э. –6 в. н.э.)
Отличается от древних восточных
философских систем и является, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Ее творцы – древние греки и древние римляне.
Слайд 26Философское знание Древней Греции результат синтеза
традиций Востока;
собственной мифологии;
искусства;
начала наук.
Слайд 27
Тип мировоззрения - космоцентризм – стремление найти единую космическую первооснову, которая
связывала бы все в мире между собой и одновременно с человеком.
Тип философствования -созерцательный.
Слайд 28Черты, определяющие своеобразие античной философии:
Космоцентризм – познание космоса и человека как
его неотъемлемой части.
Созерцательность – тип философствования.
Объективизм – доминирует направленность от вселенной к человеку, субъект (человек) никогда не ставиться выше объекта (космоса).
Пантеизм – космос абсолютен, божественен, а отдельные боги есть воплощение космоса или природы.
Фатализм – судьба есть выражение космической необходимости, которая подчиняет себе богов и людей.
Слайд 29
В период 1-2 в.в. н. э. формируются начала христианской философии
Слайд 30Средневековая философия
Тип мировоззрения - теоцентрический.
Тип философствования – умозрительный.
Слайд 31Важнейшие принципы философии христианского средневековья
теоцентризм – центр мироздания Бог монотеистической религии;
креационизм
– бог творец, он создал мир;
провиденциализм – бог управляет миром, история исполнение божественного предначертания;
принцип откровения – бог открывает человеку свою волю, истины бытия.
Слайд 32Патристика 1-2-8 вв.
Творчество философов или философские труды, в которых разрабатывались основные
догматы христианской религии.
Этих философов называли отцами церкви.
Слайд 33Схоластика – 9-14 вв.
Философия, преподававшаяся в школах и университетах, учение, где
предпринималась попытка связать античную мудрость с вероучением христианства.
Слайд 34Основные проблемы схоластики
Проблема универсалий – общих понятий
Проблема соотношения веры и знания
Слайд 35Проблема универсалий
Реализм
Универсалии существуют реально и независимо от сознания
Номинализм
Универсалии есть общее имя,
доступное только разуму
Концептуализм
Универсалии есть обобщение, основанное на сходстве предметов
Слайд 36Философия Возрождения
Философия Ренессанса
14-16 вв.
Колыбель – Италия.
Ренессанс –
свободное осмысление произведений
античности,
отказ от готовых и неизменных истин,
личность решает, что истинно, а что нет.
Слайд 37Факторы, которые повлияли на возникновение философии эпохи Возрождения
развитие естествознания
географические открытия
художественная
деятельность
образование городов-государств.
Слайд 38Характерные черты философии возрождения
Антропоцентризм
Пантеизм
Гуманизм
Слайд 39Итоги Возрождения
Гуманизм - человек главная ценность мира.
Секуляризация - высвобождение науки от
религиозного влияния
Развитие научно-технической мысли.
Концепции идеальных утопических государств.
Идея универсальной религии
Провозглашены принципы веротерпимости
Стимулирование движения Реформации
Слайд 40Философия Нового времени
17-19 вв.
Характерные черты:
Рационализм
Механицизм
17 столетие называют веком разума,
поскольку ценность рационального начала становится первостепенной.
Слайд 41Главные идеи философии Нового времени:
Учение Бэкона.
Учение Декарта.
философия права, включающая в себя
концепцию свободы,
теорию гражданского общества,
теорию правового государства.
теорию общественного договора
теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
начало теории парламентской демократии
«Декларация прав и свобод человека и гражданина»
Концепция религиозной веротерпимости.
Немецкая классическая философия.
Слайд 42Основные направления философии 17 века
Слайд 43Просвещение
Просвещение – особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы
и Америки в 18 веке.
Слайд 44Характерные черты:
антифеодальная и антирелигиозная направленность;
стремление создать программу социальных преобразований
сформировать новый идеал
человека.
Слайд 45Немецкая классическая философия
2-ая половина 18 и первая половина 19 века.
Представители:
И. Кант,
Г.В.Ф. Гегель,
И.Г. Фихте,
Ф.В.И. Шеллинг,
Л. Фейербах.
Слайд 46Основные характеристики немецкой классической философии:
идея свободы – французская революция воспринята как
начало новой эпохи, когда будет установлен строй, обеспечивающий гражданские права и свободы каждому.
систематическая разработка диалектического миропонимания и способа мышления.
установка на создание философии как науки.
Слайд 47Современная западная философия
К современной философии относятся философские учения, которые начали формироваться
в конце 19 века.
Слайд 48Характеристики современной западной философии:
отход от рационального и переход к плюралистическому и
толерантному философствованию.
появление новых проблем - возникают новые философские направления.
философия освобождается от идеологического прессинга
поворот философии к исследованию сущности и существования человека, опираясь на западную и восточную философию.
на первый план выходит проблема выживания человечества.
Слайд 49Основные современные философские направления.
Слайд 50Философия жизни
говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и
души человека.
Считается важным изучение жизни отдельного человека, подчеркивается, творческий и непредсказуемый характер жизни, жизнь познается интуитивно.
Возникает в Германии в конце 19 века.
Основные представители:
Ф. Ницше,
В. Дильтей,
Г. Зиммель,
О. Шпенглер,
А.Бергсон,
Х.Ортега-и-Гассет.
Слайд 52Постпозитивизм
Совокупность концепций, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки,
выдвинутую логическим позитивизмом.
Возник во второй половине 20 века, представители: К.Поппер, Т.Кун.
Слайд 53Экзистенциализм
20 годы 20 века
Философское течение, выдвигающее на передний план абсолютную
уникальность человеческого бытия.
Слайд 54Феноменология (гр. феномен являющееся и логос учение)
Основоположник немецкий философ Э.Гуссерль (1859-1938).
Это дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания.
Слайд 55Психоанализ
Концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза, в основе лежит
идея бессознательного.
Психоанализ ведет свое начало с кружка сторонников Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902г. и образовавших в 1908г. венское психоаналитическое общество.
Слайд 56Герменевтика (гр. объясняю, толкую)
Философская теория понимания, исходной является ситуация непонимания, неясности
текста.
Главным является вопрос, что такое понимание.
Процесс понимания описывается как движение по герменевтическому кругу от целого к части и наоборот.
Представители:
В.Дильтей,
М. Хайдеггер,
Х.-Г Гадамер,
Ю.Хабермас.
Слайд 57РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Во всех областях философии — гносеология, логика, этика, эстетика и
история философии — велись исследования в России.
Слайд 58Этапы русской философии:
10-17 вв. Зарождение русской философии.
Основные проблемы:
соотношение
веры и
разума,
здравого смысла и интуиции,
философии и теологии,
идеала аскетического и мирского.
В это время возникла доктрина Филофея «Москва – третий Рим».
Слайд 5918 в.
Философская мысль разделяется на
антропологию
гносеологию
социальные взгляды
Развиваются идеи просветительского
гуманизма.
Основными проблемами становятся проблемы бога и человеческой души.
Слайд 6019 в.
Философия приобретает все больше выраженный общественный акцент.
Споры о судьбе
Росси вытекают в два направления: западники и славянофилы
Развиваются материалистические взгляды
Распространяется народническая идеология
Зарождается русская религиозно-философская мысль.
Слайд 6170 гг. 19 в. - русская религиозно-философская мысль.
Философия всеединства Вл. С.
Соловьева.
Сущность философии всеединства:
Универсальная связь мира доступно раскрывает себя «цельному знанию»
Слайд 62«Цельное знание»
мистическое
рациональное
эмпирическое
Слайд 6319 - 20 в. Серебряный век
Классика русской религиозной философии
Розанов В.В. (1856-1919)
Шестов
Л.И. (1866-1938)
Ильин А.И. (1883-1954)
Слайд 6419-20 в. Марксизм
Основатели:
Плеханов Г.В. (1856-1918) – теория, материалистическое понимание истории
Ленин
В.И. (1870-1924) – практика, социально-политическая революция
Слайд 65Русская философия в 20 в.
Диалектико-материалистическая философия
Диссидентское направление.
Эмигрантское направление.