Слайд 1Картина мира ребенка как построение пространства отношений в детской субкультуре
Слайд 2 Детская картина мира — особая система значений, представлений, отношений
ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в определенной социальной ситуации развития.
Визуальная картина мира представляет собой совокупность различных взаимопересекающихся сфер, социально- психологических смысловых пространств, раскрывающих отношения ребенка в системе.
Слайд 3 «Я — МИР»: это
1. Пространство
окружающей среды, предметного мира;
2. Социальное пространство взрослых и сверстников;
3. Духовно-нравственное пространство представлений ребенка о добре и зле;
4. Пространство представлений о себе и мире в будущем;
5. Пространство информационной среды
Слайд 4 Окружающая среда в детской картине мира: техногенные опасности
Символика техногенной опасности в контексте окружающей среды как одной из составляющих детской картины мира в современной социальной ситуации развития связана с различными явлениями, как традиционно относимыми к опасным:
- природными (стихийные бедствия),
- социальными (войны, вооруженные конфликты),
-современными техногенными (экологические катастрофы).
Сами по себе рукотворные технические объекты, являясь атрибутом современного урбанизированного общества, изначально для человека не несут угрозу жизнедеятельности, и только вследствие тех или иных аварий отношение к ним изменяется.
Слайд 5 Центральным в образе мира ребенка является визуальная картина
мира, представляющая собой систему графических и цветовых значений, семантика которых культурно обусловлена и в той или иной степени архе- типична. Визуальная картина мира зафиксирована в детском рисунке, представляющем «перцептивное высказывание» ребенка о мире, которое отражает в значительной степени сам образ мира.
Слайд 6 Социогенетические инварианты в построении картины мира
Социогенетические инварианты — относительно устойчивые во времени и пространстве образы, модели, жанры, тексты, представляющие собой «осколки» различных эпох, следы памяти прошлого опыта человечества, передаваемые из по- коления в поколение детей.
К социогенетическим инвариантам как единицам продуктов культуры могут быть отнесены некоторые из детских игр, заимствованные из обрядовых мистерий или детская сказка как выродившийся из мифа жанр устного народного творчества. К понятию социогенетической инварианты также оказывается близок термин «архетип», предложенный еще Платоном и активно используемый в аналитической психологии К. Юнга.
Слайд 7 Методические подходы к изучению детской картины мира
В качестве возможного направления разработки такого универсального метода нами предлагается метод визуальной социопсихологии — методика «Руны».
Идея методики «Руны» была подсказана детскими рисунками, в которых встречались одни и те же «странные» формы, а также данными исследований, в которых было показано, что «визуальные структуры, графические формы (контуры) наделены комплексами свойств, прежде всего эмоционально-оценочного плана, характеризующих пристрастное отношение к предметам, собственную картину мира человека»
Слайд 8 Методика «Руны» представляет собой стандартизирован-ный стимульный материал матрицу из
60 картинок: знаков, символов, изображений, содержащих различные архетипические, социотипические и стереотипические образы, сгрупированных в 12 (14) рядов.
Каждый ряд представляет собой пять вариаций на ту или иную графическую тему. Содержание картинок — это различные социокультурные образы, социотипические изобразительные штампы, ассоциирующиеся в сознании человека с теми или иными семантическими структурами.
Слайд 9 Дети, благодаря способности к предчувствию, предвосхищению, более чутко
реагируют на само изменение социально-психологического фона, подобное исследование, помимо «взаимной валидизации» результатов взрослой и детской выборок, демонстрирует необходимость обращения к анализу картины изменяющегося мира в детском сознании для понимания нашего настоящего и прогнозирования будущего.