Слайд 1Интернет-пропаганда суицидов
Проблема доведения до самоубийства, деятельность так называемых «Групп смерти»
Слайд 2Статистика по суициидальному поведению
Наличие серьезной угрозы склонения детей к самоубийству через
так называемые "группы смерти" в соцсетях (Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин).
В 2016 г. в результате суицидов в России погибли 720 подростков. Печальная статистика по количеству детских самоубийств за это время увеличилась сразу в 40 регионах РФ.
Количество попыток суицида среди подростков в возрасте от 11 до 17 лет в 2016 г. увеличилось на 13%. При этом число завершённых попыток сократилось на 3% по сравнению с 2015-м.
Слайд 3 в 2016 году в Перми ситуация только ухудшилась:
120 детей
покончили с собой в течение года
Слайд 4Статистика по суициидальному поведению
В 2016 году было проведено около 350 тыс.
различных мероприятий по профилактике суицида с охватом более 5,7 млн человек.
"Мониторинг состояния работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях России" 2013–2016 годов – 77 % респондентов (в 2015 г. – 80 %)
Слайд 5«Группы смерти»
Группы смерти – это сообщества, участники которых получают задания асоциального
характера, вплоть до экстремистских.
Итогом такой игры может стать гибель ребенка.
Слайд 6Статистика интереса к
«Группам смерти»
С начала 2017 года интерес к теме
«китов» резко вырос. В статистике запросов Google хорошо видны два всплеска: сравнительно небольшой в районе 20 января и очень резкий — в первых числах февраля (По данным общественной организации «Центр интернет-технологий»).
Слайд 7Заблуждения о «Группах смерти»
в интернете существуют специальные секты, именно секты, которые
доводят детей до самоубийства, именно так это происходит
издание оперирует цифрой в 130 человек, погибших в период с ноября 2015-го года по апрель 2016-го года. Эти данные — результат подсчета автора текста.
сэлфхарм – символ суицидального поведения
Статья Г. Мурсаилевой «Группы смерти» // Нова газета. – 2016. - № 51. – 16 мая.
Слайд 8Заблуждения о «Группах смерти»
Сама по себе игра не является причиной СП.
Игра
– условие, «запуск» мотива
Группы могут являться важным триггером для самоубийств. Если человек находится в предсуицидном состоянии, группа может на него повлиять самым негативным образом.
Слайд 9Суициидальные квесты
(Alternate Reality Games — игры в альтернативной реальности)
«Инсайдеры», «f57»
«Синий кит», «Тихий дом»
«Беги
или умри»
«Оставьте газ включенным, и наутро вы станете феей»
За основу были взяты старые игры на тему нетсталкинга — «Инсайдеры», «Тихий дом», «Семеро», «1642»). Ключевым аспектом ARG является принцип TINAG (this is not a game — «это не игра») — участник должен до конца сомневаться в игровом характере происходящего.
6 бесед по 50 человек
42000 участников
Слайд 10Хэштэги «Групп смерти» («Вконтакте», Instagram)
Слайд 11География «Групп смерти»
Европа, Россия, Киргизия, Казахстан, Латвия, Болгария
Слайд 13Книжка С. Крамер "50 дней до моего самоубийства" была известна в
среде молодых людей, которые играли в сетевую игру "Синий кит".
Слайд 141) Филипп Лис 2) Море Китов 3) Мирон Сетх
4) Адам Бер.
ПОТРЕБНОСТЬ
ВО ВЛАСТИ
Слайд 15«Портрет» подростка, склонного к участию в «Группах смерти»
Переживание болезненных эмоций (обида,
недолюбовь, недовнимание , чувство безнадежности, подростковая тревога, маскированная депрессия)
Когнитивная сфера: неадаптивная концепция произошедшего, пессимистическая оценка настоящего, будущего (ненужность, бесцельность)
Соматические особенности: слабость, разбитость, приступы сердцебиения.
Характерологические особенности: импульсивность-агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям
Клинико-психологические особенности: симптомы насилия, агрессии; ПТСР, расстройство личности, зависимости
Внешний вид (синий цвет волос, черные ногти)
Поведение (употребление слэнга, рисунки китов, бабочек, слушание песен: «Огромный синий кит не может попасть в сеть…»)
Самоповреждающее поведение («царапки», порезы, выжженные ссадины)
Поведение в социальной сети (скрытые группы, закрытые беседы)
*Участники ассоциируют себя с китами (высокоразвитыми животными, которые массово выбрасываются на берег; способность к СП приравнивается к внутренней свободе; смерть – к переходу в иной мир)
Слайд 16Факторы среды, толкающие подростка на вступление в деструктивные сообщества
Слайд 18Макро и микросоциальные факторы влияющие на развитие антивитальных переживаний и аутоагрессивного
поведения
Слайд 1962 %
конфликты в семье и распад семьи (чувство беспомощности и отсутствие
контроля за ситуацией)
жертвы жестокого обращения со стороны сверстников (ситуация булинга) или взрослых
крушение романтических отношений
неспособность справиться с трудностями учебной программы
иные жизненные стресс-факторы
проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу
заниженная самооценка
попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией
Ситуационные факторы
Слайд 20Факторы,
уменьшающие критичность к теме собственной смерти
«модное» течение
«заигрывание» со смертью /
ГЕРОИЧЕСКИЙ АКТ («я тогда всем докажу», «все поймут, все узнают»)
любопытство («просто», «родители развелись: папа говорит, что я не нужна маме и я живу с бабушкой. Что терять?», «из-за одного чела», «у меня пи… три парня: все три изменили. Последнего любила дико», «хочу попробовать: устал уже от ссор», «просто хочу играть»)
усиление социального контроля
табуирование темы смерти
Слайд 21Механизмы вовлечения подростков в суицидальные квесты
Сложность переживания проблемы трех «Н»: непреодолимость
трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества. При этом он должен бороться с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием, безнадежностью
Эгоцентризм подростка, который может приобрести характер отрицания себя и способствовать проявлениям аутоагрессия
Не до конца сформированные (или слабо сформированные) жизненные цели, ценности, установки
Манипуляции с глубинными убеждениями подростка (психотерапевт, доцент Института социальных отношений Милана Антонио Пиотти)
Слайд 22Манипуляции с глубинными убеждениями подростка
Глубинные убеждения/схемы – устойчивые паттерны представлений
о себе, окружающем мире, других людях и отношениях.
Формируются в раннем детстве и подростковом возрасте
Слайд 23
Категории глубинных убеждений:
беспомощность и неприятие (по Дж.Бек)
Слайд 24Не удовлетворяются базовые эмоциональные потребности (по Джеффри Янгу)
Безопасная привязанность
Автономия и компетентность
Реалистические
границы и самоконтроль
Свобода выражения потребностей и эмоций
Спонтанность и игра
Слайд 25Алгоритм вовлечения
в «Группы смерти»
Ребенок добровольно пишет на стене определенные хэштеги,
а затем куратор сам его находит , пишет сообщение и начинает давать задания.
! написав данный хештег, страницу сразу замораживают..
Запрос на инструкцию
Синей дом, что стоит на волнах
Синей кит, что плывет в облаках
Забирайте меня кит к себе
Я жду инструкций. Я в игре.
Слайд 26Алгоритм вовлечения
в «Группы смерти»
Подъем в 4.20
Музыка и фильмы
Усложнение заданий
Обращение как
ко взрослому (обращение по имение)
Ореол избранности
Протест родителям
Угрозы
Слайд 27Алгоритм вовлечения
в «Группы смерти»
Ребенок не осознает степень опасности
Чем более благополучен
ребенок, тем больше давление
Вербовка (отбор кандидата, установление контакта, углубление контакта, тестирование, завершение контакта)
Если человек в 4.20 встает в течение месяца, то мозг не отдыхает. Это фаза быстрого сна, когда мозг должен восстановиться. Он не восстанавливается – утрачивается критичность мышления
Слайд 28Алгоритм вовлечения
в «Группы смерти»
Эмоциональная перегрузка. Создается соответствующий фон: специфическая психоделическая
музыка, демонстрируются фильмы со сценами смерти и насилия.
Постепенное усложнение заданий: нарисуй у себя на руке что-нибудь – поднимись на самый верхний этаж, поднимись на крышу, подойди к краю крыши, сядь на край крыши, свесив ноги
Слайд 29Алгоритм вовлечения
в «Группы смерти»
Куратор («значимый Другой») обращается к подростку по
имени, говорит о том, как он особенный, какой самостоятельный.
Необходимость выполнять очередное задание может стать демонстрацией протеста родителям.
Слайд 30Механизм страха смерти
Детей занимает тема смерти: для них смерть – великая
загадка
Исследование смерти
Слайд 31Психика не выдерживает потока информации («… ты уже столько прошел; обратного
выхода нет»)
Психику ребенка настраивают на неотвратимость события – подросток заканчивает жизнь самоубийством из ощущения паники.
Динамика:
Тревога
Бессонница
Ажитация
Агрессивность
Паническая атака
Слайд 3250 заданий
1. На руке лезвием вырезать f57
2. Проснуться в 4.20 (отключается
инстинкт самосохранения) и смотреть страшные видео
3. Порезать вдоль вен руку (неглубоко) только три пореза
4. Нарисовать кита на листочке (бабочку)
5. Если ты готов стать китом, пишешь на ноге лезвием «да»; если нет, то делаешь со своей рукой все, что хочешь (делаешь много порезов) Мы все умрем (и воскреснем). Награда – познание себя
6. С шифром
7. Выцарапать f40
8. Написать в статусе «…кит»
9. Должен перебороть свой страх
10. Встать в 4.20 и пойти на крышу
Слайд 3350 заданий
11. Надо сделать кита на руке (или сделать рисунок на
руке)
12. Целый день смотреть страшные видео
13. Слушать музыку, которую они тебе присылают
14. Порезать губу
15. Тыкать руку иголкой
16. Сделать себе больно
17. Пойти на крышу самую большую и стоять на краю
18. Залезть на мост
19. Залезть на кран
20. Проверяют на доверие
Слайд 3450 заданий
21. Надо по скайпу поговорить с китом
22. Сидеть вниз ногами
на крыше
23. Опять задание с шифром
24. Секретное задание
25. Встретиться с китом
26. Тебе говорят дату смерти и ты должен смириться
27. В 4.20 пойди на рельсы
28. Ни с кем не общаться
29. Дать клятву, что ты кит
Слайд 3550 заданий
С 30 по 49 ты каждый день в 4.20 просыпаешься,
смотришь видео, слушаешь музыку, и каждый день делаешь по одному порезу на руке, разговариваешь с китом
!!! Есть задание: «Написать адрес и имя отчество» (цель: контроль)
Спрыгиваешь или вешаешься
!!! Перед последним шагом ребенок «чистит» свою страницу
Слайд 39Способы воздействия на психику подростка, вводящие его в измененное состояние сознания
и снижающее критичность мышления
суггестивные техники:
- воздействие на эмоциональный уровень – усиление напряжения;
- воздействие на установки – изменение мотивации;
различные методы подачи информации / приемы НЛП (визуализация, аудиолизация, тактильный уровень)
манипулирование
креатив (образность, конкретность)
Слайд 40Инструкция «Как блокировать подозрительные страницы»
Инструкция как блокировать подозрительные страницы
Нажимайте кнопку "Это
спам" в сообщениях и комментариях этого пользователя! В первом случае надо выделить сообщение, а затем сверху нажать "Это спам". Во втором — нажать на крестик в правом верхнем углу записи.
Затем пожалуйтесь на страницу целиком (кнопка под аватаркой).
Ваше действие уйдет на рассмотрение модераторам. Если они увидят, что пользователь действительно нарушал правила сайта (рассылал спам, например), то пользователя неминуемо настигнет блокировка
Слайд 41Инструкция по работе
с суицидными смс
Проинформировать о данном факте полицию.
Зафиксировать адрес
отправителя, время.
Сделать скриншот полученного сообщения.
Слайд 42Памятка для родителей
1 шаг: найти страницу ВКонтакте
2 шаг: хештеги
3 шаг: фото
4
шаг: видео и аудио
картинки с подписями «одиночество», «предательство», «боль», «надоело», «сдохнуть», «умирай», «вскрывайся», «зависай». Фоном служат депрессивные пейзажи, панельные многоэтажки, мосты, лестницы, поезда, рельсы, окна и т.д.
Федеральная служба РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций ©
Слайд 434 шаг
- Подписи к фото в форме высказываний, обесценивающие такие понятия
как любовь, уважение, дружба, доверие, семья и т.д. Например:
«Чем шире ты раскрываешь объятья, тем проще тебя распять»,
«Потеряв доверие к одному, сомневаешься во всех»,
«Делай вид, что живешь»
«Нас всегда заменяют другими», «Никому нельзя доверять»,
«Чувствуешь себя опустевшим? Ты просто отдал всего себя и остался ни с чем», «Я любил тебя по-настоящему, а ты предала меня».
- изображения рук, протянутых вдаль, лиц, прикрытых ладонью;
- лезвий, ножей, веревок, крыш, падающих людей, виселиц, таблеток, ножей, пистолетов и прочих атрибутов суицида;
- летающих китов, различных оккультных и сатанистских символов, пентаграмм, различных вариаций числа 666, планет и т.д.;
- часов, показывающих время 4:20;
- известных подростков-самоубийц: Рины Паленковой, Дениса Муравьева и др.;
- порезанных или проколотых булавками или иглами частей тела, а также синяков, ссадин и т.д.
Слайд 445 шаг
Интересные страницы
Особое внимание нужно обращать внимание на группы:
- со словами:
«тихий дом», «киты», «море», «смерть», «мертвый», «суицид», «грусть», «выход», «ад», «4:20», «разбуди», «шрамы», «порезы», «вены», «кровь» и т.д.;
— с названиями на английском и любом другом языке, в том числе с иероглифами, ивритом, арабской вязью, санскритом, любых других экзотических языках и т.п.;
— с изображением оккультных и сатанистских символов и знаков;
— тематические группы, посвященные книгам «50 дней до моего самоубийства», «Сказка о самоубийстве», либо культовым в этой среде фильмам, например, «Зал самоубийц», «Девственницы-самоубийцы» и др.;
— группы, посвященные подросткам-самоубийцам и подросткам-преступникам;
— группы, пропагандирующие расизм, неонацизм и фашизм;
Слайд 456 шаг
Друзья и подписчики
Опасным сигналом является наличие в нем фейковых страниц.
Как отличить фейки от страниц реальных пользователей? У фейков на аватаре нет личных фото.
В разделе о себе - минимум данных. Они имеют вычурные имена и фамилии: Август(ина), Октябрина, Фридрих, Ада, Рейх, Лис, Кот, Кит, Вайс, Тян, Енот, Шрам, Штерн, Штольц, Шульц, Сетх, Холод, Верховный(ая), Каспийский(кая), Топский(кая), Смертин(а) и т.д.
Если вы выявили среди друзей вашего ребенка подозрительного «друга», нужно зайти на его страницу и проверить наличие суицидального наполнения: хештеги, тексты, мемы, фото, аудио и видео. Если обнаружили признаки увлеченности суицидальной романтикой на страницах реальных друзей ребенка, попытайтесь связаться с их родителями.
Просмотрите также всех подписчиков ребенка.
Слайд 467 шаг
Если ребенок зарегистрировался под вымышленным именем
Можно найти вторую страницу среди
друзей и подписчиков ребенка на его «официальной» странице. Вторую страницу также можно найти в списках друзей у его одноклассников, или на странице школы и класса.
Слайд 47Психологические причины, влияющие на довершение или остановку перед суицидом
НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ (А.
Бек (1963, 1976, 2002))
- к самому себе (подростов считает себя ущербным, неадекватным или обделенным; свои неудачи он склонен объяснять якобы имеющимися у него психологическими, нравственными или физическими дефектами)
- к своему текущему опыту (подростку кажется, что окружающий мир предъявляет к нему непомерные требования и/или чинит ему непреодолимые препятствия на пути достижения жизненных целей)
- к собственному будущему (обращая взгляд в будущее, депрессивный человек видит там лишь нескончаемую череду тяжких испытаний и страданий; полагает, что ему предстоит постоянно терпеть трудности, разочарования и лишения; в делах ждет неминуемого провала)
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Эмоциональная лабильность, повышенная напряжённость потребностей, низкая способность к формированию компенсаторных механизмов, низкая самооценка, неумение ослабить фрустрацию, импульсивность, эксплозивность, демонстративность
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Наличие психических и поведенческих расстройств вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики), аффективные расстройства настроения, шизофрении, ПТСР, а также расстройства личности, сопровождающиеся агрессивным поведением, вспышками возбуждения и насилия
Слайд 48Методы развития ассертивности у подростков и способы вывода их из «групп
смерти»
Слайд 49Ассертивность
способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать
собственное поведение и отвечать за него.
Слайд 50Методы развития ассертивности у подростков и способы вывода их из «Групп
смерти»
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ АССЕРТИВНОСТИ
Улучшение навыков решения проблем и совладания с эмоциями (толерантность к дистрессу; регуляция эмоций; «Мини медитации»)
Обучение решению проблем
СПОСОБЫ ВЫВОДА ИЗ «ГРУПП СМЕРТИ»
Развитие эффективных детско-родительских отношений
Построение надежды, удовлетворение потребности в установлении неформального, доверительного, «теплого» контакта; в сопереживании, эмоциональной поддержке
Кризисная поддержка специалистов (невролог, психиатр, психотерапевт, психолог; полиция и правовые органы; телефонное консультирование)
Участие в профилактических антисуициидальных мероприятиях (диагностика рисков)
Слайд 51Куда обратиться
Дети часто не обращаются в службы экстренной психологической помощи!
Телефон доверия
(Главное управление МЧС России по Пермскому краю) (210-45-67, круглосуточно)
Общероссийский единый детский телефон доверия (8-800-2000-122, круглосуточно)
«Перемена», детский телефон доверия (8-800-300-01-22, будни с 9.00 до 21.00)
«Доверие», телефон доверия психологической помощи населению (066, 238-12-58, 236-19-70 круглосуточно)
Телефон доверия психотерапевтической помощи (281-26-66, круглосуточно)
«Доверие», подростковый центр (ул. Петропавловская, 38; 206-22-12, 206-22-15; будни с 9.00 до 17.00)