Слайд 1
IV Всероссийская научно-практическая конференция Телефонов доверия
«Организация профилактической деятельности в детской
и подростковой среде в практике консультирования на Телефоне Доверия»
Интернет-консультирование
в службах психологической помощи
В.Ю.Меновщиков
31 марта 2017,
Екатеринбург
Слайд 2
2011 г. - Первая СОВМЕСТНАЯ С МГППУ ЕЖЕГОДНАЯ конференция
(ФДО, декан
Б.Б. Айсмонтас,
ФПКО, президент В.Ю. Меновщиков)
Слайд 3Федерация Психологов-Консультантов Онлайн
На сегодня Интернет содержит большое разнообразие психологических средств и
услуг.
Первая типология использования Интернета в психологических целях, была создана Ази Бараком (США, Израиль) в 1999 году.
Слайд 4Новая классификация интервенций через Интернет
В 2009 году Ази Барак (Израиль), Бритт
Кляйн и Джудит Праудфут (Австралия), предложили новую классифкацию терапевтических интервенций, поддерживаемых через Интернет.
Они выделили 4 категории интервенций, основываясь на их прикладном значении:
Веб-интервенции;
Онлайн консультирование и терапия;
Терапевтическое программное обеспечение, управляемое через Интернет;
Другие онлайн интервенции (действия, активности) (Barak и др., 2009).
Слайд 51. Веб-интервенции
Здесь было выделено три подкатегории:
а) образовательные веб-интервенции;
б) само-управляемые
терапевтические веб-интервенции;
в) поддерживаемые человеком терапевтические веб-интервенции.
Слайд 6а) образовательные веб-интервенции
А. Барак (1999) трактовал образовательные веб-интервенции по целям
как чисто информационные ресурсы общего плана; ресурсы, помогающие войти в терапию; и, ресурсы об определенных психологических услугах.
Слайд 8б) само-управляемые терапевтические веб-интервенции
. Многочисленные интернет-сайты нацелены на людей нуждающихся в
психологической помощи, и они обеспечивают руководство, поясняют, как эти люди могут помочь себе сами.
Слайд 9в) поддерживаемые человеком веб-интервенции.
предоставляют клиентам контент, который можно использовать для достижения
поведенческих изменений. Однако, эти программы включают в свою работу человека! Обычно это профессионал, но в некоторых случаях кто-то другой, оказывающий поддержку клиенту. Профессионалы дают клиентам руководство, поддержку и обратную связь.
Слайд 102. Онлайн консультирование и терапия
Многочисленные вебсайты предлагают единственную сессию - советы
пользователям по личным вопросам и проблемам, на различные психологические темы. Такое обслуживание часто сосредотачивается на одной области проблемы (например, нарушения сна, секс) на некоторых вебсайтах, но может касаться широких и общих вопросов на других (см., например, Колумбийский Университет «Иди Спроси Алису (Go ask Alice), в: http://www.goaskalice.columbia.edu).
Слайд 11(продолжение)
Одно из самых распространенных, психологически - связанное применение Интернета - это
продолжающееся личное консультирование и терапия через почту.
В принципе, этот тип обслуживания обеспечивает терапию через электронную почту без коммуникации лицом к лицу. Процесс вообще подобен очной психотерапевтической сессии, так как включает основные компоненты терапии, природу коммуникации и вербальные обмены (см. . Murphy & Mitchell, 1998, и Polauf, 1998). Есть, однако, несколько основных различий между этим типом терапии и традиционным типом: (a) Никакое взаимодействие лицом к лицу здесь не существует, следовательно, невербальная коммуникация очень ограничена и почти полностью отсутствует (за исключением нюансов, которые могут быть выражены в письме стилем или форматом). (b) В отличие от стандартной терапии, в которой врач (психолог) и пациент (клиент) встречаются периодически (например, один раз в неделю), и едва ли общаются между сессиями, норма коммуникации в терапии через электронную почту может измениться и быть скорее очень частой. Нормальным является или ежедневный контакт или даже контакт не один раз в день, возможен также только разовый контакт или регулярный обмен письмами два раза в неделю – все это отличается среди разных врачей и пациентов в связи с процессом терапии, по согласованию между врачом и пациентом. (c) Терапевтические обмены могут включать цитаты из текущих или предыдущих сообщений. В противоположность традиционной терапии, этот выбор легко доступен, потому что все устные выражения зафиксированы; более ранние сообщения являются также доступными, потому что они были сохранены в компьютерах клиента и консультанта.
(d) Сообщение может быть не непосредственным, так как техника задержки корреспонденции позволяет размышлять, планировать, и редактировать любое сообщение.
Чаще всего такой процесс асинхронен, то есть клиент и психолог пишут в разное время, но иногда он может быть и синхронен. Последнее, по нашим наблюдениям встречается гораздо реже.
Слайд 12(продолжение)
синхронные коммуникации через Интернет:
(a) Чат, который позволяет интернет-пользователям общаться (в
письменной форме) онлайн, в режиме реального времени, через виртуальную комнату для дискуссий или специфическое программное обеспечение (например, ICQ: дружественное, интернет-программное обеспечение чата, которое позволяет обмен текстами между двумя онлайн пользователями Intemet);
(b) телефония Сети, которая делает возможным разговор в реальном времени через Интернет, используя микрофон и наушники; и
(c) видеоконференции, которые позволяют в реальном времени взаимодействовать через видеооборудование, установленное у каждой стороны (см. Croweroft, 1997).
Слайд 133. Терапевтическое программное обеспечение, управляемое через Интернет
Роботы, симулирующие диалоговую терапию с
пациентами (клиентами)
Наиболее ранний пример роботизированного программного обеспечения был назван «Элиза» (https://en.wikipedia.org/wiki/ELIZA).
Примеры использования подобных технологий на русском языке также уже известны. Например, это Робот Фроид http://froid.su/ , принципы работы которого описываются Н.С. Стародубовой (2012).
Слайд 14(продолжение)
Вторая подгруппа терапевтического программного обеспечения связана с экспертными системами для оценки,
выбора стратегии терапии и мониторинга терапевтического прогресса (Barak.,1999; Barak и др., 2009). Например, компьютерная система может создать план выполнения упражнений для пожилых людей, основываясь на информации о их состоянии здоровья, различных клинических факторах и т.п.
Слайд 15(продолжение)
Новые игровые программы и 3D виртуальное окружение, составляют другую подгруппу терапевтического
программного обеспечения, управляемого через Интернет.
Например, популярная Second Life (см. http:/secondlife.com), включала более 15 миллионов, зарегистрированных «резидентов» (по данным на сентябрь 2008 года), которые представляли себя в виде «аватара» для участия в различных публичных взаимодействиях (игры, конференции, вечеринки), а также на дискуссионных форумах, в блогах, группах новостей, совершая покупки, обмен информацией и другие действия.
(Second Life – буквально «Вторая жизнь»)
Слайд 164. Другие онлайн интервенции (действия, активности)
Группы Онлайн поддержки могут легко
быть найдены и доступны через Интернет поисковые машины, многочисленные интернет-индексы и печатные гиды (например, Grohol, 1998; White и Madara, 1998).
Слайд 17(продолжение)
Многие вебсайты включают психологические тесты и анкетные опросы целью которых является
психологическая оценка пользователя. Психологическое испытание через компьютеры не ново, но имеет несколько уникальных преимуществ, типа использования адаптированных версий и быстрого, точного подсчета результатов (например, Sampson, 1995).
Слайд 18(продолжение)
Личные блоги и твиттер предоставляют индивидуальную возможность публиковать свои мысли и
переживания, делиться какими-то событиями и опытом, буквально в онлайн журнале. И получать отклики на все это. Baker and Moore (2008) обнаружили, что пользователи MySpace, использующие блоги часто повышают свою социальную интеграцию, у них появляются друзья, они более удовлетворены по сравнению с теми, кто не имеет блога.
Слайд 19(продолжение)
Онлайн активность также может быть дополнением к стандартной терапии.
Например, терапевт
может просить пациентов пробовать поведенческие упражнения онлайн, используя чат-комнаты, сайты или оборудование, позволяющее посылать мгновенные сообщения. Возможно чтение блога, модерируемого клиницистом или доступ к онлайн информации на сайте или подкастах
Слайд 20
Отзывы клиентов 1
«Это первая служба психологической помощи, куда я когда-либо обращалась.
Мне нравится грамотная речь специалиста, постановка вопросов и его комментарии».
«Если идет речь о выборе помощи, то это очень удобно пообщаться с психологом по чату в определенное время, по чату можно выразить свои эмоции и проблему более правильно».
«На данный момент «электронная почта» наиболее удобна, в связи с плотным графиком работы и учебы. Но, если бы время позволило, выбрала бы очную консультацию, т.к. думаю, что быстрее бы пошел процесс».
Слайд 21
Отзывы клиентов 2
«Благодарю Вас за эффективную психологическую помощь через Интернет по
скайпу. Очень признательна Вам за понимание, поддержку в кризисной ситуации, отзывчивость, доброжелательность и внимательное отношение.
Вы очень помогли мне разобраться в своих проблемах, которые мне длительное время казались безвыходными и тупиковыми, найти и пересмотреть ошибочные убеждения, предложили действенные и простые для выполнения методики, благодаря которым я избавилась от многих страхов, тревоги и зависимости, появилась уверенность в себе и своих способностях.
Спасибо Вам за Ваш труд и высокий профессионализм!
Желаю Вам и всем сотрудникам Московской службы психологической помощи населению здоровья, благополучия и успехов в Вашей нелегкой и нужной работе»!
Слайд 22Федерация Психологов-Консультантов
России (ФПКР)
открыта для вступления новых членов!
По вопросу вступления в
Федерацию Психологов-Консультантов России обращайтесь к президенту Федерации Меновщикову Виктору Юрьевичу
по адресу:
helpletter@ mail.ru