Слайд 1Интеллект и мышление животных и человека
Выполнили: Вильде Ксения и Иванова Лада,
студентки группы 17-42, института психологии РГПУ им. Герцена
Слайд 2Цель доклада
Цель: Ознакомление с содержанием и функциями мышления животных и человека
Слайд 3План
Мышление и интеллект: общая характеристика
Роль мышления в приспособлении к среде обитания
Экспериментальное
исследование мышления животных
Сравнительная характеристика интеллектуального поведения человека и разумного поведения животных
Слайд 4Содержание
Мышление и интеллект
1.1 Определение мышления
1.2 Функции мышления у человека
1.3 Исторические и
современные представления о мышлении у животных
1.4 Критерии наличия мышления у животных
1.5 Определение интеллекта
1.6 Функции интеллекта у человека
1.7 Критерии наличия интеллекта у животных
Роль мышления в приспособлении к среде обитания
2.1 Значение эволюции мышления в концепции А.Н. Северцова
ТУТ ДОПИШИ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ЧАСТЬ
Слайд 5Определение мышления
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе
которого лежит произвольное оперирование образами и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира. (З.А. Зорина, И.И. Полетаева)
Слайд 6Основные функции мышления
Функции мышления по Шадрикову:
Понимание
Решение проблем и задач
Целеполагание
Рефлексия
Слайд 7Исторические и современные представления о мышлении у животных
К. Э. Фабри: «Интеллектуальные
способности обезьян, включая антропоидов, ограничены тем, что вся их психическая деятельность имеет биологическую обусловленность, поэтому они неспособны к установлению мысленной связи между одними лишь представлениями и их комбинированием в образы»
Современные представления:
Зачатки мышления имеются у довольно широкого спектра видов позвоночных
Элементы мышления проявляются у животных в разных формах
Разумные акты у животных связаны с обработкой множественной сенсорной информации в разных функциональных сферах
К. Э. Фабри (01.05.1923—03.06.1990)
Слайд 8Критерии наличия мышления у животных
Критериями наличия у животных зачатков мышления могут
быть следующие признаки:
• «Экстренное появление ответа в отсутствие готового решения" (А.Р. Лурия, 1966)
• «Познавательное выделение объективных условий, существенных для действия" (С. Л. Рубинштейн, 1958)
• «Обобщенный, опосредованный характер отражения действительности, отыскание и открытие существенно нового" (А.В. Брушлинский, 1983)
• «Наличие и выполнение промежуточных целей" (А. Н. Леонтьев, 1979)
Слайд 9Определение интеллекта
Интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида, от ощущения
и восприятия до мышления и воображения.
А.Н. Леонтьев (18.02.1903— 21.01.1979)
Слайд 10Функции интеллекта у человека
Выделяют три функции интеллекта в познании человеком действительности:
способность
к обучению;
оперирование символами;
способность к активному овладению закономерностями окружающей среды
Слайд 11Критерии наличия интеллекта у животных
Критерии интеллекта по В. Кёлеру:
1. Объективная структура
операции соответствует объективной структуре ситуации
2. Целостный характер всей операции
3. Легкий перенос найденного решения и его повторение сразу без дополнительных проб
4. Способность к «разумному» употреблению орудий
Слайд 12Значение эволюции мышления в концепции А.Н. Северцова
А.Н. Северцов (23.09.1866—19.12.1936)
У высших позвоночных
наряду с рефлексами и инстинктами широко представлена и деятельность «разумного типа».
В «низшей» форме – это условные рефлексы
У более высокоорганизованных животных эта категория поведения «сильно усложняется, приближаясь к действиям, которые у человека обозначаются как произвольные и разумные»
Слайд 13Ключевые термины
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе
которого лежит произвольное оперирование образами и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира
Интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида, от ощущения и восприятия до мышления и воображения
Интеллектуальными действиями называются такие, в которых животное, на основе отражения существующих между предметами связей и отношений, решает новые для него задачи, не встречавшиеся ранее в его опыте.
Орудийная деятельность — это направленное использование предметов для воздействия на компоненты природной среды или экспериментальной ситуации.
Слайд 14С помощью задач ,представленного ниже, типа началось непосредственное экспериментальное исследование зачатков
мышления животных. Впервые их использовал В. Келер (1930). В его опытах создавались проблемные ситуации, представлявшие новизну для животных, а их структура позволяла решать задачи экстренно, на основе анализа ситуации, без предварительных проб и ошибок. В. Келер предлагал своим обезьянам несколько задач, решение которых было возможно только при использовании орудий, т.е. посторонних предметов, расширяющих физические возможности животного, в частности "компенсирующих" недостаточную длину конечностей.
Задачи, применявшиеся В. Келером, можно расположить в порядке возрастания их сложности и разной вероятности использования предшествующего опыта. Рассмотрим наиболее важные из них.
Слайд 15Использование палок
Орудийная деятельность шимпанзе
Достижение приманки с помощью сооружения "пирамид" ("вышек")
Слайд 16 Использование орудий в опытах с "тушением огня"
Слайд 17Интеллектуальное поведение шимпанзе вне экспериментов
Завершая описание этой группы методик изучения мышления
животных, необходимо отметить, что полученные с их помощью результаты убедительно доказали способность человекообразных обезьян к решению такого рода задач.
Шимпанзе способны к разумному решению задач в новой для них ситуации без наличия предшествующего опыта. Это решение осуществляется не путем постепенного "нащупывания" правильного результата методом проб и ошибок, а путем инсайта - проникновения в суть задачи благодаря анализу и оценке ее условий. Подтверждения такого представления можно почерпнуть и просто из наблюдений за поведением шимпанзе. Убедительный пример способности шимпанзе к "работе по плану" описал Л. А. Фирсов, когда в лаборатории недалеко от вольеры случайно забыли связку ключей. Несмотря на то, что его молодые подопытные обезьяны Лада и Нева никак не могли дотянуться до них руками, они каким-то образом их достали и очутились на свободе. Проанализировать этот случай было нетрудно, потому что сами обезьяны с охотой воспроизвели свои действия, когда ситуацию повторили, оставив ключи на том же месте уже сознательно.
Оказалось, что в этой совершенно новой для них ситуации (когда "готовое" решение заведомо отсутствовало) обезьяны придумали и проделали сложную цепь действий. Сначала они оторвали край столешницы от стола, давно стоявшего в вольере, который до сих пор никто не трогал. Затем с помощью образовавшейся палки они подтянули к себе штору с окна, находившегося довольно далеко за пределами клетки, и захватили ее. Завладев шторой, они стали набрасывать ее на стол с ключами, расположенный на некотором расстоянии от клетки, и с ее помощью подтягивали связку поближе к решетке. Когда ключи оказались в руках у одной из обезьян, она открыла замок, висевший на вольере снаружи. Эту операцию они раньше видели много раз, и она не составила для них труда, так что оставалось только выйти на свободу.
В отличие от поведения животного, посаженного в "проблемный ящик" Торндайка, в поведении Лады и Невы все было подчинено определенному плану и практически не было слепых "проб и ошибок" или ранее выученных подходящих навыков. Они разломали стол именно в тот момент, когда им понадобилось достать ключи, тогда как в течение всех прошлых лет его не трогали. Штору обезьяны тоже использовали по-разному. Сначала ее бросали как лассо, а когда она накрывала связку, подтягивали ее очень осторожно, чтобы та не выскользнула. Само же отпирание замка они неоднократно наблюдали, так что трудности оно не составило.
Для достижения поставленной цели обезьяны совершили целый ряд "подготовительных" действий. Они изобретательно использовали разные предметы в качестве орудий, явно планировали свои действия и прогнозировали их результаты. Наконец, при решении этой, неожиданно возникшей, задачи действовали они на редкость слаженно, прекрасно понимая друг друга. Все это позволяет расценивать действия как пример разумного поведения в новой ситуации и отнести к проявлениям мышления в поведении шимпанзе. Комментируя этот случай, Фирсов писал: "Надо быть слишком предубежденным к психическим возможностям антропоидов, чтобы во всем описанном увидеть только простое совпадение. Общим для поведения обезьян в этом и подобных случаях является отсутствие простого перебора вариантов. Эти акты точно развертывающейся поведенческой цепи, вероятно, отражают реализацию уже принятого решения, которое может осуществляться на основе как текущей деятельности, так и имеющегося у обезьян жизненного опыта" (Фирсов, 1987; курсив наш. - Авт.).
Слайд 19Интеллектуальное поведение животных характеризуется следующими особенностями:
1. Животные проявляют способность к интеллектуальным действиям
при возникновении препятствий на пути к достижению цели. Если можно овладеть пищей обычным образом, с помощью безусловных рефлексов и выработанных в течение жизни навыков, интеллектуальные действия не наступают.
2. Интеллектуальные действия возникают для решения новой задачи и состоят в изобретении нового способа действия.
3. Эти действия не имеют шаблонного характера, они индивидуализированы: одни животные решают задачу одним образом, другие — иначе.
5. Интеллектуальные действия животных имеют примитивный характер и не вытекают из знания объективных законов природы. Интеллектуальные действия даже высших обезьян по своему характеру не выходят за пределы круга задач, выдвигаемых естественными условиями их жизни.
6. У животных интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в их поведении. Главными формами приспособления к окружающей среде у них остаются инстинкты и навыки. Даже у высших животных интеллектуальные действия проявляются от случая к случаю: они возникают у них, но не приобретают основного значения и не закрепляются в их опыте.
7. Изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового опыта. Они остаются достоянием только того отдельного животного, которое их обнаруживает.
Слайд 20Список используемой литературы
- Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных: Учебное
пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.- 320 с.
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001
- Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2005.
- Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Основы
когнитивной этологии. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.-518с.
- Фирсов Л., Чиженков А.Очерки физиологической психологии. Издательство: Санкт-Петербург "Астер-Х": 2003.