Арнольд Тойнби
(1889 – 1975)
О.Шпенглер выделяет восемь «великих культур»:
Египетскую
Индийскую,
Вавилонскую,
Китайскую,
Греко-римскую,
Византийско-исламскую,
Западноевропейскую,
Культуру майя.
В качестве новой культуры грядёт русско-сибирская.
утверждает, что метод он заимствовал у Гете, а постановку вопросов – у Ницше, для которого существование и мир представляются оправданными лишь как эстетический феномен («Рождение трагедии из духа музыки»).
подчеркивает традицию немецкой философии. Богатейшая немецкая культура – с одной стороны, милитаризм и технократия Германии начала XX в. – с другой, отразились в концепции автора «Заката Европы».
Отвергая, как и Н.Я.Данилевский, разделение истории на Древний мир, Средние века и Новое время (эту «невероятно скудную и бессмысленную схему», в которой развитые культуры вращаются вокруг западноевропейской как «мнимого центра всего мирового свершения»), Шпенглер предлагает систему отдельных миров становления, имеющих одинаковое значение в общей картине истории: античность, Запад, Индия, Вавилон, Китай, Египет, арабская и мексиканская культуры.
Шпенглер подчеркивает принципиальное различие мышления («ощущения») каждой культуры («гештальт одной-единственной своеобразной души»), особое внимание уделяя категории времени, принципиально важной для западноевропейского мировосприятия. Он подчеркивает относительность и принципиальную незавершенность как собственной концепции и системы, так и всякой другой.
КУЛЬТУРА – ЦЕЛОСТНОЕ образование, состоящее из структурных элементов, функционально связанных друг с другом
Идея самоценности каждой культуры
Любая национальная культура – целостная система, где субъекты этой культуры решают собственные задачи
Вмешиваться в эту систему субъектам других культур нельзя, т.к. они нарушают её целостность
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ СОСТОИТ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Богу, Абсолюту или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения
Преобладает «истина чувств» и истина наслаждения
Синтез 2-х предыдущих, где чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой…, т.е. «человеческими умами будет руководить истина разума»
Зигмунд Фрейд
(1856 – 1939)
«всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений» (ст. «Будущее одной иллюзии»)
Половой инстинкт – ЛИБИДО – направляет человеческое поведение и в преобразованном виде распространяется на общественную деятельность и культурное творчество
КУЛЬТУРА – ОРУДИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОДАВЛЕНИЯ
свободных духовных порывов людей (индивида)
Пример: дворец Тадж-Махал в Индии.
По З.Фрейду, половой инстинкт, энергия супружеской любви обрела
облик дворца-мавзолея
Отличительная черта –
стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры
Объясняют явления культуры, отталкиваясь от психобиологической природы человека
КУЛЬТУРА КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
КУЛЬТУРНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) СРЕДА КАК СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ
КУЛЬТУРА – СОВОКУПНОСТЬ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ И КУЛЬТУРНЫХ ТЕКСТОВ
КУЛЬТРНОЕ ТВОРЧЕСТВО - СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО
Р.Барт:
«… что бы ни воображали те или иные общества, произведение преодолевает их границы…: произведение «вечно» не потому, что оно навязывает различным людям некий единый смысл, а потому что внушает различные смыслы единому человеку, который всегда, в самые различные эпохи говорит на одном и том же символическом языке…»
Р.Барт:
«…любая эпоха может воображать, будто владеет каноническим смыслом произведения, однако достаточно немного развернуть границы истории, чтобы этот единственный смысл превратился во множественный, а закрытое произведение – в открытое»
СЕМИОСФЕРА – необходимая предпосылка языковой коммуникации
Устройство, состоящее из отправителя, адресата и канала информации, само по себе не будет работать. Для этого оно должно быть погружено в семиотическое пространство. Т.е. участники коммуникации должны иметь предшествующий семиотический культурный опыт…
«Представим себе в качестве некоего единого мира… зал музея, где в разных витринах выставлены экспонаты разных эпох, надписи на известных и неизвестных языках…, схемы маршрутов экскурсий и правила поведения посетителей, и представим всё это как единый механизм… МЫ ПОЛУЧИМ ОБРАЗ СЕМИОСФЕРЫ….»
ОБРАЗ СЕМИОСФЕРЫ Ю.Лотмана
по сути, совпадает с нашим пониманием
РЕАЛЬНОСТИ
Шлиермахер: логическое толкование текста («свободное и научное» толкование)
Дильтей: духовное толкование текста (попытка понять автора, исходя из его духовного мира; вживание в образ автора)
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть